ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



РЖЕВСКИЙ РАЙОН, МЕДВЕДЕВО

МЕДВЕДЕВО - СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ

   Село Медведево, от Твери 130 верст, от Ржева 10 верст.
   Церковь Спасская, построена в 1796 году, каменная, престола три: в холодной Нерукотворного Образа Господня, в теплой: южный Святителя Николая, северный Преподобного Сергия Радонежского.
   Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1827 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Сергий Алексеевич Жданов 38-ми лет, студент семинарии, в служении с 1884 года, священником с 1888 года, состоял законоучителем земского училища, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Петр Евгеньевич Вершинский 65-ти лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Александр Григорьевич Орлов 64-х лет, в должности с 1854 года.
   Прихожан в селе Медведеве, в деревнях: Козмарине, Якимове, Лигостаеве, Дубровках, Каменеполе, Оленине, Бочарове, Глебездеве, Шарлаеве,Груздеве, Кроткове, Дубанине, Алешеве, Папине - 373 двора (935 мужчин, 1073 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Леонид Малинин 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Михаил Крылов 38-ми лет, на службе 23 года, в сане диакона 7 лет, Псаломщик Евгений Жданов 33-х лет, на службе 9 лет, в Спасском храме 2 года.
   Прихожан в деревнях: Козларино, Якимово, Лигостаево, Дубровки, Каменское, Оленино, Бочарово, Глебездево, Шарлаево, Груздево, Кротково, Дубакино, Алешево, Папино - 894 мужчины, 997 женщин.

   «...Около 500 лет тому назад (отсчет от середины XIX века) летописец записал: ржевский князь, охотясь на медведя на сем холме, попал под зверя. С молитвою Николаю чудотворцу, охотник напряг все силы, применив холодное оружие, сумел освободиться из-под лап «хозяина леса».
   В память такого чуда князь строит на этом месте церковь во имя Мир Ликийского чудотворца Николая, и дает ей еще одно мирское название: «Церковь Спаса, иже на Медведех». Там появился погост и село Медведево.
   Владел округом и селом боярин-помещик. Церковь же и духовенство того времени (примерно 1439 - 1440 годы) были одной из статей, обслуживающих хозяйства такого барина. Деревенское духовенство ничем не отличалось от крепостных; такие же были малограмотные, занимались той же мужицкой работой, одевали те же лапти, чуни, поддевки и кожуха. В попадьи брали из верующих крепостных и наружностью походили на них; носили бурнусы, поскоинные ферзь и станушки.
   ...Во времена царствования Елизаветы Петровны как гласит документ, хранившийся в церковном архиве, после пожара от «божьей немилости» истребивший от удара молнии деревянную церковь, церковники ходатайствовали об отводе им лесу в количестве 4 десятин поближе к пожарищу для заготовки необходимой древесины, пригодной для восстановления церкви. Просьба была удовлетворена, лес рубили за околицей села Медведьево.
   В то же царствование, помещик Култашев решил противопоставить себя стихии другим путем. Он своими силами и на свои средства в 1738 году строит кирпичную церковь с металлической крышей. На колокольню вешает знаменитый подбор церковных колоколов «малинового звона» (благо он лично заведовал всеми колокольно-литейными заводами России).
   И далее, автор исторического «реферата» сообщает: «Генеральное межевание в XVIII веке разбило владетелей на обособленные хутора. Лучшие земли, у самих огородов были переданы церкви. Барщинные пашни были расширены до 9 десятин на душу. Остальная пашня пошла в обрезки и заросла лесом. Вот почему в названиях пустошей с лесом сохранилось название «село». Село - церковно-славянское слово, обозначающее поле».

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли