ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ПЕНОВСКИЙ РАЙОН, СУХАНЫ (ОТОЛОВО ПОГОСТ)

СУХАНЫ (ОТОЛОВО ПОГОСТ) - ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Троицкая церковь.

   Погост Отолово, от Твери 300 верст, от Осташкова 90 верст.
   Церковь Троицкая, каменная, трехэтажная, построена в 1767 году, престолов пять: в нижнем этаже теплые: Пророка Илии и Нила Столобенского, во втором - Святой Троицы и Святителя Николая, в третьем этаже Успения Божией Матери.
   Церковные документы: опись 1841 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1826 года.
   В 1901 году служили: Священник Александр Васильевич Голубев 49-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1876 года, священником с 1879 года, состоял членом благочинного совета, духовником, награжден в 1895 году скуфьей. Диакон Анатолий Платонович Шавров 41-го года, в служении с 1884 года, диаконом с 1900 года. Псаломщик Петр Васильевич Дьяконов 22-х лет, в должности с 1897 года.
   Прихожан в деревнях: Сменове, Торопове, Лавахе, Новоселке, Заборье и Кудине, Перелазе, Колпине и Колининой, Мартьянове, Лугове, Задней Переволоке и Переволоке, Погорелицкой Горе и Погорельцах, Заселице, Беляеве, Полянах и Михайловщине, Лебедеве, Гавриловке, Закочужье, Созоновой Горе и Плоском, Москве и Засленье, Загородье, Осичне, Чигиринове и Осечанской Горе, Стеклине, Одоеве, Семчинках и Селине, Торопове - 386 дворов (1038 мужчин, 1308 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Евгений Верзин 38-ми лет, окончил семинарию, на службе 14 лет. Штатный диакон Анатолий Шавров 53-х лет, на службе 30 лет, в Троицком храме 14 лет. Исполняющий должность псаломщика Владимир Шишкин 36-ти лет, на службе 7 лет, в Троицком храме 6 лет.
   Прихожан в деревнях: Суханы, Торопово, Лавы, Новоселье, Задорье, Кудино, Перелаз, Колпино, Калинино, Мартьяново, Лугово, Большая Переволока, Малая Переволока, Погорелецкая Гора, Погорельцы, Заселица, Беляево, Поляны, Михайловщина, Лебедево, Гаврилов Бор, Закочужье, Сазонова Гора, Плоское, Москва, Засленье, Григорьево, Осечно, Чигириново, Осеченская Гора, Стеклино, Одоево, Семченки, Селино, Торопово, Сельцо Успенское - 1059 мужчин и 1247 женщин.


   О строительстве церкви в селе Отолово и ее истории рассказал на страницах районной газеты «Звезда» от 6 января 1998 года в статье «Храм над озером» краевед, заслуженный работник культуры И.И. Смирнов. Это была последняя в его жизни статья.
   «На строительство храма над озером Отоловским у И.С Челищева были скоплены порядочные по тому времени средства. Оброк с крепостных крестьян в принадлежавших ему деревнях в Псковской, Тверской и Калужской губерниях (685 душ мужского пола) тоже целиком шел на нужды строительства.
   Долго строилась церковь - почти 14 лет. Такая «неторопливость» объяснялась просто - постоянно не хватало денег, хотя И.С. Челищев был богатым помещиком. Работы выполняла артель торопецких строителей.
   До сих пор удивляют величественность и масштаб этого культурного православного сооружения. На первом этаже храма, где служба шла с Покрова до Пасхи (зимняя церковь), размещались приделы пророка Илии и преподобного Нила (здесь в специальной раке хранилась частица мощей Нила). На втором этаже с приделами Святой Троицы и святителя Николая служба велась с Пасхи до Покрова. Около Отолова есть место, которое называется «Кирпичный сарай» - здесь делали кирпич для храма. Кирпичная ограда, с башенками на углах, окружала еще деревянную церковь.
   При огромном стечении прихожан и духовенства из 12 приходов округи храм во имя Святой Троицы был торжественно и открыт 10 октября 1767 года (по старому стилю). С 1770 года в погосте Отолово начала проводиться ярмарка, собиравшая 26 мая множество купцов из городов Осташков, Торопец, Холм, Старая Русса. Торговали они самоварами, сатином, ситцем, турецкими платками, горшками, китайскими струками (конфетами) и иным товаром. Мастер из деревни Большая Переволока Федот Ивренков предлагал покупателям изготовленные им кубаны. Ярмарка эта была учреждена в честь Обретения мощей чудотворца Нила Столбенского.
   Около Свято-Троицкого храма стояли две пушки, из которых по праздникам Пасхи, Троицы, Рождества давали салют. В Ворошиловском краеведческом музее хранятся воспоминания Тимофея Осиповича Тихомирова из деревни Михайловщина, Анастасии Павловны Лебедевой (деревня Москва), Луки Михайловича Михайлова из Малой Переволоки. «Помним очень хорошо, как стреляли из пушек на Пасху, - пишет один из сельских мемуаристов. - Барин Сергей Алексеевич, последний владелец имения, махал платком после того, как отец Евлентий скажет народу: «Христос воскресе!», и тогда раздавался пушечный залп, а брызги разноцветных огней разлетались в разные стороны. Зрелище было удивительное».
   Внук И.С. Челищева (Иван Сергеевич умер 2 декабря 1781 года) Сергей Алексеевич тоже был военным. Он служил прапорщиком в Каргопольском драгунском полку и в 1797 году вышел по болезни в отставку. В нашем музее хранится прошение С.А. Челищева, адресованное владыке Тверскому и Кашинскому Серафиму. «Ваше преосвященство! Просим архипастырскогоВашего благословения от всех сердец нашего семейства иметь придел Божией Матери Успения в церкви прихода нашего Отолова» , - писал С.А. Челищев.
   Благословение было прлучено, и через 14 лет храм имел уже надстройку - третий этаж. Во время строительства в приходе собрали 139 тысяч яиц, белок которых добавляли в раствор. А колокол весом 125 пудов купили прихожане. Его привезли на лошадях из Старой Руссы. Руководил подъемом колокола на колокольню мастер Аристарх - тоже из Старой Руссы. При выполнении этой работы более тридцати человек упало с высоты и погибло. Сергей Алексеевич оказал семьям погибших материальную помощь.
   В пол первого этажа храма вмурована чугунная плита с надписью: «Здесь похоронена Евдокия Ивановна Отто. 1808-1885 гг.». За что же была удостоена столь высокой чести внучка И.С. Челищева? Е.И. Отто щедро жертвовала средства на ремонт церкви. Например, на ее деньги торопецкие живописцы исполнили новые иконы для иконостаса третьего этажа. А умерла она от разрыва сердца, которое не выдержало первого звона вновь установленного колокола - настолько он был силен. Кстати, в тихую погоду звон этого колокола слышали жители деревень Ворошилово, Заборье, Семченки, Михайловщина и других.
   В 1884 году почетный прихожанин храма Святой Троицы штабс-ротмистр в отставке Сергей Андреевич Челищев пожертвовал 500 руб. на строительство Отоловской церковно-приходской школы. Сооружали ее мужики из деревень Кудино, Колпино, Гари и Москва. Потребовалось им на это не более года. Освятили и открыли школу в 1885 году в день Покрова Пресвятой Богородицы.
   Храм Святой Троицы в Отолово многое повидал за свою 230-летнюю историю. В годы Великой Отечественной войны была разобрана кирпичная часовня, строительный материал употреблен для сооружения аэродрома вблизи деревни Заборье. Была осквернена и могила Е.И. Отто, золотые украшения сняты, плита сворочена набок. Церковь имела много икон в золоченых окладах, запрестольное Евангелие в окладе с чеканкой и золочеными гравюрами (его увезли в Санкт-Петербург еще в 1960 году). А многие древние книги в деревянных, обтянутых кожей переплетах с медными застежками оказались почему-то в Твери, Андреаполе и даже в Минске, Киеве. Редчайшая икона с житием Параскевы Пятницы тоже куда-то увезена. Безвозвратно исчезли огромные хрустальные люстры, украшавшие храм.
   Бархатные занавески от церковных врат были взяты жителями деревни Торопово, оцинкованное железо с крыши пригодилось для изготовления хлебных форм. В наших краях существует печальная легенда, которую рассказал когда-то мне старожил Николай Муравейник. Женщинам, что носили юбки из церковных занавесок, было наказание Божие, - гласит легенда, - ноги их ослизли, никогда не заживали, доставляя страшные мучения.
   Только малую часть из того, что принадлежало Свято-Троицкому храму, удалось сохранить нашему музею: большой подсвечник на 100 свечей, около 12 икон, одни царские врата. Церковное достояние ныне возвращено тому, кому оно принадлежало по справедливости. Но удалось это сделать лишь в прошлом году, после многочисленных обращений в Тверской гоударственный музей, управление культуры областной администрации, лично к архиепискому Тверскому и Кашинскому Виктору.
   С 1991 года началось, можно сказать, вторичное рождение храма, а с 1994 года в нем проводятся богослужения.
   В ходе каждого богослужения поминаются основатель и строители, жертвователи и украсители храма».

   Настоятель: священник Лебедик Михаил Валерьевич
   Председатель приходского совета: священник Лебедик Михаил Валерьевич


   Церковь открывается сразу. Сразу замечаешь необычную композицию пятиглавия на вытянутых барабанчиках. До нее кажется совсем близко. Но дорога петляет, обходя овражки, и приближаешься медленно. За церковью виднеется какая-то протока. Поднявшись на холм, понимаешь, что за протоку принял извивающееся Отоловское озеро. За озером виднеются остатки барской усадьбы. Дом давно исчез. Только несколько липовых деревьев да остатки фруктового сада уцелели от усадьбы Челищевых, дальних родственников торопецких помещиков.
   Вокруг церкви невысокая кирпичная ограда с кособокими башенками по углам. За оградой величаво поднимается сама церковь. Она так велика, что, даже привыкнув к Торопецкому размаху строительства, удивляешься её размерам. После сельских церквей она кажется особенно громадной. Храм в три этажа. Почти вровень о ним трапезная. Высота церкви подчеркнута столпообразной колокольней. Её яруса по мере возрастания вверх совсем не уменьшаются. От этого кажется, что она задумана ещё выше. Приглядевшись же, замечаешь: верхние яруса колокольни и третий этаж трапезной надстроены несколько позже. Под стать всему и апсида с широкими пилястрами по углам, похожими на опорные столбы. Шейки барабанчиков пятиглавия так тонки и так вытянуты, что выглядят игрушечными на этом громадном здании. Не заходя внутрь, можно догадаться – внизу находится теплая зимняя церковь, а вверху холодная летняя... Однако летних церквей не одна, а две. Но эту вторую церковь обнаруживаешь позже. По видимому, о её строительстве и говорилось в смутившей нас надписи на закладном деревянном кресте, найденом в церкви: «Погоста Отолова освятися храм... во имя Пречистая Божей Матери Успения... 1831 года сентября 27-го дня... старанием выстроена ктитором помещиком Осташковского уезда Почетным смотрителем уездных училищь Сергей Алексеев сын Челищев, вдовый 55 лет...» В дату построения церкви – 1831 год трудно поверить. Все говорит о том, что она построена по крайней мере лет на восемь-десят раньше. К тому же на закладном кресте церковь названа Успенской, а по нашим сведениям числилась Троицкой. Расспросы жителей не дали результатов. О Челищевых они не помнили и называли владельцем имения помещика Отто, чья родственница была похоронена в церкви под огромной чугунной плитой. Так и не найдя ответа на мучивший нас вопрос, решили довериться своим глазам и в записях отметили – церковь построена в 60-х годах XVIII века. Позже, роясь в архивах, убедились, что не ошиблись. Дело на строительство каменной церкви погоста Отолова начали еще в 1753 году, то есть тогда, когда Почетного смотрителя уездных училищ еще не было на свете, а освящена она спустя десять лет. После яркого солнечного дня интерьер нижней зимней церкви кажется каким-то склепом: низкие давящие своды, толстые стены, усиленные полукруглыми столбами в простенках окон, еще более низкие проходы в храм и апсиду, небольшие окошки. Если бы не распалубки на сводах, декорированные барочными лепными картушами, то находиться в таком помещении было бы неприятно.
   Интерьер верхней церкви, куда попадаешь по широкой лестнице в колокольне, оказывается совершенно неожиданным. Светлые просторные помещения с высокими сводчатыми перекрытиями трапезной и храма залиты светом. Стены украшены лепными каннелированными пилястрами, увитыми раскрашенными цветами. В основании пилястр, чуть выше человеческого роста, смешные головки толстых херувимчиков. Над арками проходов лепные балдахины со складками, словно вырезанными из жести. На сводах причудливые картуши. В храме сохранился великолепный резной иконостас с тугими витыми колонками. Это, пожалуй, единственная полностью уцелевшая торопецкая резьба по дереву. Не исключено, что иконостас резали те же самые мастера, которые делали и лепнину. Барочные картуши, деревянные резные балдахины над проходами в алтарь, головки ангелов, каннелированные пилястры с цветочными гирляндами – точно такие же, как лепные. По карнизу иконостаса расставлена деревянная скульптура. Выше нее на сводах белые лепные Рельефы – трубящие ангелы. И всюду головки херувимчиков – над арками проходов, в апсиде, в основаниях пилястр, на резных царских дверях иконостаса, в картушax. Их так много, что начинает казаться, будто они перелетают в потоках солнечного света. Именно оформление интерьера и заставило нас усомниться в прочитанной надписи на закладном кресте. Если архитектурные формы церкви и можно было бы принять за поздний отголосок барочных мотивов в провинции, то при виде интерьера никаких сомнений не оставалось. Его убранство почти полностью повторяло лепную декорацию интерьеров Предтеченской и Рождественской церквей в Торопце. Только там она была повреждена и не сохранились иконостасы, а здесь интерьер давал полное представление о мастерстве торопецких резчиков по дереву и лепщиков.
   Вторая летняя церковь совсем небольшая, и её интерьер совершенно иной, нежели в двух других. До низких коробовых сводов буквально можно дотянуться рукой. Из-за зтого распалубки над окнами строителям пришлось сделать непомерно длинными, и они стали чем-то походить на готические нервюры. Благодаря им исчезло ощущение давящей тяжести от перекрытий, а светлый розово-желтый колорит живописи придал всему пространству церкви вид уютного обжитого помещения. Дополнил убранство невысокий иконостас с гладкими ионическими колоннами, небольшим полукругом отгородивший алтарь. Устройство апсиды в этой церкви необычно. Для нее не нашлось места, и строители в толще стены вырубили маленькое углубление. В центре сделали окно, выходящее в храм нижней летней церкви. Прямо напротив окна оказались белые рельефы трубящих ангелов. Сквозь стекло ангелы на светло-голубой стене стали казаться парящими в воздухе.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Кольцов А.Д. Край наш Пеновский. Краеведческие записки. 1999 год. Москва, 1999., Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. - М.: 1972. и официального сайта Тверской епархии.)
     (Фото. uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Церковь Троицы в погосте Отолово - это вторая по времени создания, архитектурной значимости и известности уцелевшая в Пеновском районе церковь (считая первой, конечно, Ширков погост). Каменный храм возведен между 1753 и 1767 годами. Инициатором строительства стал помещик Иван Сергеевич Челищев. Исключительным в своем роде храм был уже в XIX веке, да и во время, когда он строился, это была очень неординарная постройка. Это трехэтажный храм (третий этаж появился уже в XIX веке), в нем пять престолов - два в первом (Илии Пророка и преподобного Нила Столобенского) и два во втором (Пресвятой Троицы и святителя Николая) этаже, а еще один (Успения Богоматери) в третьем. Исключительность придает отоловскому храму частично сохранившийся интерьер, современный самой постройке храма (1760-е гг.). Даже протоиерей Владимир Успенский, привыкший к пышной деревянной резьбе осташковских храмов, выделял этот памятник, называл отоловский иконостас «западно-русским» и прямо указывал на его сходство с торопецкими иконостасами. Этот вывод краеведа XIX века позже подтвердился. Известный искусствовед А.А. Галашевич, видевший Троицкую церковь практически целой и неразграбленной в конце 1960-х гг., оставил восторженное описание храма: «Светлые просторные помещения с высокими сводчатыми перекрытиями… залиты светом. Стены украшены лепными каннелированными пилястрами, увитыми раскрашенными цветами. В основании пилястр, чуть выше человеческого роста, смешные головки толстых херувимчиков. Над арками проходов лепные балдахины со складками, словно вырезанными из жести. На сводах причудливые картуши. В храме сохранился великолепный резной иконостас с тугими витыми колоннами. Это, пожалуй, единственная полностью уцелевшая торопецкая резьба по дереву… Убранство интерьера почти полностью повторяет лепную декорацию интерьеров Рождественской и Предтеченской церквей в Торопце. Только там она была повреждена и не сохранились иконостасы, а здесь интерьер дает полное представление об искусстве торопецких резчиков по дереву и лепщиков».
   Третий этаж и придел во имя Успения относится к 1831 году. Ктитором выступил помещик Сергей Алексеевич Челищев (внук строителя). В это же время появились и церковные росписи (самые старые в Пеновском районе), по-видимому, поновлявшиеся позже, в конце XIX века. Больше серьезных перемен и ремонтов в церкви не было. В нижней церкви находится захоронение правнучки И.С. Челищева Евдокии Ивановны Отто (1808-1885).
   К сожалению, в настоящее время многое из былого великолепия уже утрачено. Исчезли почти все иконы, вывезены великолепные деревянные статуи апостолов, завершавшие иконостас, большие утраты понесла резьба. Захоронение Евдокии Отто было осквернено…
   Сам погост Отолово имеет характерную и достаточно обычную для пеновских погостов историю. Его еще не было в 1589 году, но храм основан до Смутного времени. В 1610 г. «за московское осадное сидение» Отолово получили в вотчину Кузьма и Илья Безобразовы. То есть за преданность царю Василию Шуйскому Безобразовы получили не поместье (которое царь мог у них при их отказе и невозможности служить отобрать), а вотчину со статусом неотчуждаемой частной собственности. Но Безобразовы владели Отоловым (еще в качестве поместья), минимум с 1590-х гг. Они, вероятно, основали и церковь святителя Николая (пустую и «разоренную от войны» в 1624 году) и владели Отоловым около ста лет.
   История восстановления погоста прослеживается с 1678 года. Читаем переписную книгу: «За Андреем да за Федором Ильиными Безобразовыми село Отолово у озера Отолова, а в нем церковь Николая Чудотворца. У той церкви во дворе поп Федос Перфильев, а с ним живет дьячек Семен Федосеев, во дворе пономарь Омелька Перфильев». Семен Федосеев прожил долгую жизнь. Он служил попом с 1680 года, (когда, видимо, скончался его отец, поп Федос), но был жив еще и в 1710 году, хотя было ему уже восемьдесят лет. Это означает, кстати, что приход возник, как минимум, в середине XVII века, и Федос с сыном Семеном (последнему было тогда лет двадцать) стали первыми после возрождения храма церковными служителями в Отолове. Деревянный храм располагался не на месте каменного. Первоначальное место погоста на мысу озера, напротив усадьбы, позже обозначалось часовней, разобранной в годы войны 1941-1945 годов.
   С 1696 года владельцами Отолова становятся торопецкие помещики Иван и Сергей Челищевы, купившие Отолово со всей безобразовской вотчиной. И Челищевы отличались, как уже было показано, благочестием и усердием к храмам. Сохранилось множество рассказов о том, как они, в качестве владельцев единственной в приходе усадьбы Отолова на противоположном от церкви берегу озера, всегда были старостами и благотворителями храма. Приход насчитывал в 1901 году 2346 человек.
   После революции Отолово сравнительно благополучно пережило 1920-1940-е гг. Но власти так и не позволили храму нормально функционировать после войны, и это предопределило его постепенное ветшание и частичное разграбление в 1960-1980-х гг. Многое для сохранения хотя бы части убранства храма сделал Ворошиловский краеведческий музей и его основатель и заведующий И.И. Смирнов. К сожалению, сохранить храм в первозданном виде не удалось.
   И все же, поскольку храм с 1991 года был передан Церкви, а с 1994 года в нем начались постоянные богослужения, дальнейшее разрушение и разграбление уникального памятника было приостановлено. Будем надеяться, что храм дождется и квалифицированной научной реставрации, которой он, несомненно, заслуживает. Подобных ему в Тверской области нет.
   Ныне отоловский приход совсем малолюден. Лишь раз в месяц проходят церковные службы, есть группа постоянных прихожан из числа местных жителей и переехавших ради жизни здесь, возле храма, москвичей и питерцев. Летом дачников, конечно, больше. Так храм продолжает жить.
   Настоятелем храма с 1991 года является священник Михаил Лебедик.
   Недалеко от Отолова, в деревне Заборье, когда-то бывшей в отоловском приходе, в начале 2000-х годов местным жителем Федором Ивановичем Кисловичем построен небольшой каменный храм, до настоящего времени не освященный. В настоящее время храм используется как часовня, а сам строитель посвящен в сан диакона. Общее окормление православных жителей Заборья и возможные в таком неосвященном храме церковные службы совершает также священник Михаил Лебедик.

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли