ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ПЕНОВСКИЙ РАЙОН, ДОБРОЕ (ДОБРОЕ ПОГОСТ, ДОБРЫЙ ПОГОСТ)

ДОБРОЕ (ДОБРОЕ ПОГОСТ, ДОБРЫЙ ПОГОСТ) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

   Храм Преображения в селе Добром был основан в XVI в. (после 1562 г.) и в 1580-х гг. уже упоминается как "церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки" (РГАДА ф. 1209, оп.1, № 70. Л. 414 06.). Но фактическая история его начинается с конца XVII в. Поместье Голенищевых в 1665 г. было разделено минимум на пять частей между детьми Александра Матвеевича Голенищева. Они, видимо, и восстановили церковь, сначала деревянную, а в 1830 году Михаил Иванович Голенищев-Кутузов субсидировал строительство каменного храма. Строили также местные мастера, и - редкий случай - выстроили плохо: К началу хх в. храм пришел в аварийное состояние - служб в нем не было, а причт обратился в 1912 г. с просьбой ко всем приходам епархии помочь в сборе средств на строительство новой церкви. В 1910-х гг. большой приход (в 1916 г. 2200 человек) ютился в здании школы. Успели ли построить новое здание храма, неизвестно. Церковь в Добром разрушена еще до войны.
   К настоящему времени село перестало существовать.


   Погост Доброе, от Твери 326 верст, от Осташкова 87 верст.
   Церковь Преображенская, каменная, построена в 1831 году, престола три: главный Преображения Господня, южный Покрова Пресвятой Богородицы и северный Архангела Михаила.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1824 года, исповедные с 1812 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Николай Стефанович Новоселов 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1894 года. Место диакона вакантно. Псаломщик Иоанн Димитриевич Голубев 28-ми лет, в должности с 1898 года.
   Прихожан в деревнях: Комарове, Докучаеве, Кривошееве, Новинке, Кузьмине, Зайцеве, Ефремове, Пустошке, Юхине, Потапове, Бузанах, Савине, Тивикове, Перепелке-Лопаши тож, Столпе-Малые Лопаши тож, Залуковье, Киселеве, Глазове, Тростянке, Пятыгине, Выборове, Чучеловке-Новая тож, Тимохине, Гоголе, Вальне, Василеве, Сачневе, Евсееве, Запрятниках, Чурове-Платичне тож - 252 двора (809 мужчин, 850 женщин)
   В 1914 году служили: Священник Михаил Волков 53-х лет, окончил духовное училище, на службе 36 лет, в Преображенском храме 8 лет. Штатный диакон Илия Орлов 53-х лет, на службе 21 год, в Преображенском храме 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Доброе, Астратово, Антоновское, Зайцево, Ефремово, Кузьмино, Новинка, Люба, Кривашево, Комарово, Докучаево, Тимохино, Гоголь, Вольна, Василево, Сочнево, Запрятники, Евсеево, Потапово, Пустошка, Пятыгино, Тростянка, Юхино, Бузаны, Савино, Тивиково, Перепелки, Большие Лопаши, Малые Лопаши, Залуковье, Киселево, Глазово, Выборово, Новая Чучеловка, Чурово-Плитичка - 1066 мужчин и 1162 женщины; лютеран 28 мужчин и 21 женщина.

   
     (По материалам изданий О. Александр Юрков, Павел Иванов. Погост на пограничье. - Тула: ЗАО "Гриф и К", 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
    


   В число достаточно старых приходов на территории Пеновского района входит и этот. Впервые деревня Доброе упоминается в 1495 году, но она явно гораздо старее. Это часть новгородской волости Велила, причем центр древней административной единицы - десятка. Так что можно уверенно относить основание Доброго ко времени не позже XIII века. Но церкви в нем тогда не было.
   Первые московские владельцы этих новгородских земель - дворяне Алексей Дюкин, Степан Коведяев, Русин Игнатьев и другие - никакой памяти по себе не оставили. Некоторые из них встречаются в документах того времени, но не как строители церквей. Лишь после присоединения этой территории к Ржевскому уезду и смены владельцев, около 1570-1580-х годов появился храм. Основал его Матвей Михалович Голенищев, и в 1589 году деревянный храм Преображения впервые упомянут. Название села происходит от хорошей, «доброй» земли в этих местах, в силу чего, несмотря на запустение Смутного времени (от имения с селом и двадцатью семью деревнями остался лишь один живущий двор), поместье окончательно никогда не забрасывали. Вскоре после Смуты Доброе уже было восстановлено сыном первого владельца Александром Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым. Его дети разделили поместье на пять частей. Но оно было настолько значительным, что досталось всем по порядочному наделу. Ульян Александрович Голенищев-Кутузов проживал в Добром в 1678 году, и тогда, как мы узнаем, в селе уже действовал храм Всемилостивого Спаса, были священник Федор Федоров, дьячек Гришка Васильев и пономарь Гришка Степанов. Ульян Александрович прожил долгую жизнь, в старости имел славу богомольного и доброго боярина. Под его «крепость» записывались разжалованные из духовного сословия «лишние» священнослужители. Им, записываемым в 1720-х годах в крестьянство, предлагали решать, в какую деревню идти, какому владельцу они будут принадлежать. Почти все окрестные «лишние» церковники выбрали поместье Ульяна Голенищева-Кутузова (а для жительства деревню Городенку). Есть и прямые свидетельства, как помещик кормил сирот и нищих, раздавал даром хлеб в голодные годы. Один из таких нищих церковников Парфений Иванов из Велил, вспоминал в 1723 году: «А сшел я с сыном моим с того погоста Велил тому лет десять от хлебной скудости и пришел в поместье Ульяна Александрова сына Голенищева-Кутузова… и ныне живу безсходно. А податей никаких и оброку я ему никаких не платил… а держал он меня, Голенищев, по прозбе моей, за скудость и нищету мою». Уже за это стоит здесь помянуть добром Ульяна Голенищева-Кутузова. Тогда село Доброе было действительно «Добрым». Разумеется, далеко не все помещики были такими. Но и людей, подобных Голенищеву-Кутузову, было немало.
   В 1830 году очередной владелец поместья Михаил Иванович Голенищев-Кутузов субсидировал строительство каменного храма с престолами во имя Преображения, Покрова Богородицы и Архангела Михаила. Строили также местные мастера, и - редкий случай - выстроили плохо: к началу XX в. храм пришел в аварийное состояние - служб в нем не было, а причт обратился в 1912 году с просьбой ко всем приходам епархии помочь в сборе средств на строительство новой церкви. В 1910-х гг. большой приход (в 1916 г. 2200 человек) ютился в здании школы. Успели ли построить новое здание храма, неизвестно. Остатки каменного храма были разобраны после войны, тогда же было уничтожено и кладбище при нем. Ныне на месте храма установлен Поклонный крест и ведутся работы по строительству новой церкви.

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли