ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, ВЕРХНИЕ КОТИЦЫ (КОТИЦЫ)

ВЕРХНИЕ КОТИЦЫ (КОТИЦЫ) - КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. с сайта http://www.sobory.ru/

   В конце XVIII и в первой половине XIX века село Верхние Котицы принадлежало помещикам Елчаниновым. Казанская церковь в селе построена на средства вдовы полковника Елчанинова — Прасковий Авраамовны. Разрешение на ее строительство было дано в 1774 году. Строительство церкви растянулось на долгие годы. В 1789 году был освящен только придел, а сам храм — в 1803 году. Все здание, кроме северного придела, сделанного позднее, вероятно, строилось одной артелью каменщиков, хорошо знакомой с окрестной архитектурой и принимавшей участие в строительстве других церквей. Аналогией для этого памятника, вероятно, послужили постройки Житенного монастыря в Осташкове и некоторые церкви в Торопце.
   Фасады церкви украшены пилястрами, при этом капители пилястр на апсиде сделаны с четырьмя волютами, а на четверике храма — с пятью волютами. Эта небольшая деталь убранства говорит о многом. Мастер, строивший церковь, обращается с формами классического ордера так же свободно, как он привык обращаться с декором XVII века. Для него важна прежде всего не строгая система построения ордера, а то, что можно извлечь из него, декорируя плоскость. Чтобы разместить такое количество волют, мастеру пришлось буквально «прилепить» их перпендикулярно к плоскости пилястры, и волюты эти в его руках превратились р орнаментальный узор, утратив свое классическое назначение — завершение колонны или пилястры в местах наибольшего конструктивного напряжения. Такое истолкование классических форм проще всего было бы объяснить незнанием мастером самых простых вещей. Но это далеко не так. Те же самые капители на восьмерике и на колокольне сделаны правильно — с двумя волютами, почти в соответствии с классическими образцами. Однако и тут мастер остается верен себе и вводит небольшую деталь орнамента — поребрик, — заимствованную из архитектурной декорации предшествующего столетия. Другой вопрос — насколько удачно это получилось, чем были вызваны эти поиски. Но достаточно вспомнить, в каком направлении шло развитие русской архитектуры XVII века, с какой жадностью она переосмысливала все привнесенное извне, и сопоставить это с зодчеством середины XVIII столетия, развивавшимся вдали от Петербурга, чтобы почувствовать однородность этих явлений, то, как сильна была тяга к наследию, как любили узоры прошлого и насколько «своими» их считали. Примерно то же самое можно наблюдать, рассматривая наличники окон трапезной и южного придела и сопоставляя их с декорацией церкви в селе Рогожа. В первый момент покажется, что они тут такие же, как и там. Но, приглядевшись, сразу поймешь, что это лишь добротная копия, взявшая от оригинала самые общие формы. Не меньший интерес вызывает и декорация наличников северного придела. Определить время его возникновения, то есть когда была расширена трапезная, достаточно трудно.
   Северный придел, скорее всего, выстроен спустя какое-то время после освящения церкви в 1803 году. Декор наличников похож по формам на прежний примерно так же, как наличники похожи в свою очередь на наличники церкви в селе Рогоже. Аналогичные по композиции обрамления окон встречались на соборе Житенного монастыря и на городских соборах в Осташкове. Получается как бы цепочка постепенного изменения одних и тех же декоративных форм на протяжении более ста лет. Но изменения произошли не в сторону насыщения их деталями, а в сторону все большего обобщения и схематизации.
   Иконостас церкви в Верхних Котицах — редкий пример местного убранства интерьера — отдаленно напоминает по композиции иконостас Успенской церкви Ново-Девичьего монастыря в Москве, тогда как некоторые детали характерны для искусства осташковских резчиков по дереву.

   Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края".
   Ю.Красильников

   КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ на погосте Верхние Котицы построена в 1774 - 1786 годах неизвестными местными мастерами на месте деревянной Архангельской церкви, которая упоминалась ещё в летописях с конца XV века. В 1790 - 1793 годах была расширена трапезная с устроением Архангельского и Никольского приделов. На колокольне 5 колоколов. Самый большой колокол (60 пудов) отлит осташковским мастером Проскуряковым в 1860 году. Композиция объёмов Казанской церкви складывается из главного храма типа восьмерик на двусветном четверике, увенчанного световым восьмериком и четырёхъярусной колокольней. Церковь является интересным примером сельского храма, выстроенного в стиле барокко с элементами архитектуры XVII века.
   В настоящее время настоятелем храма служит протоиерей Будков Александр Васильевич

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/

   
     (По материалам Народного каталога Православной архитектуры, официального сайта Тверской епархии и журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель "Отдых на Селигере".)

     (Фото. № 1 Михеевой Анны Сергеевны с сайта Храмы России, фото. № 2с официального сайта Тверской епархии.)


   По описанию местного священника (1887 г.):
   Церковь основана в 1790 г. Каменная, строил её помещик подполковник Алексей Федотович Ельчанинов с своей женою Праскевою Абрамовою при участии всех прихожан.
   Более поздних пристроек нет. Церковь одноэтажная, нижняя часть – квадратная, середина восьмигранная с круглым куполом, верх тоже восьмигранный, только в меньшем объёме и тоже с круглым куполом – малым. Придел квадратный, ширина более длины на 3,5 сажен.
   Алтарь из одного полукружия, пятигранный. Кладка сплошная, цемент положен тонким слоем… Между каждым окном и по бокам граней и по углам выдвигаются пилястры на 1,5 вершка во всю длину стены. На холодном храме они гладкие, а на приделе перерезаны полуаршинными квадратиками. Карнизы в виде поясков, ширина их по ? аршина. Кровля на приделе дуговая, а на храме шатровая, восьмиугольная на все скаты, железная крашена медянкою. Фонарь глухой с продолговатыми по бокам впадинами.
   Глава одна, сделанная в виде конуса и обшита белым листовым железом. Крест железный, 8-гранный, украшенный из железных прутьев разными фигурами вызолочен сусальным золотом.
   Наверху креста находится небольшая корона. Крест прикреплён цепями. Окна везде расположены на аршин от цоколя. 4-угольною, с едва заметною аркою наверху. Кругом всех окон выдвигаются узорчатые наличники из тёсанного кирпича, по бокам – в виде колонок, а в верху – из нескольких поясков над коими сделаны или узорчатые арки или треугольники.
   В алтаре холодного храма 3 окна, а в придельных алтарях по 1. В холодном храме окна в три света, а в приделе в один. Отливы небольшие, внутрь, ставен нет. Дверей в храме три. Наружные сделаны решёткою из полосового железа, обшитой листовым. Внутренние – деревянные, простые. Петли простые. Холодный храм устроен в виде квадратной палаты, алтарь отделён стеной с тремя проходами. Придел двухпрестольный, разделён капитальной стеною с тремя проходами, от алтаря отделён стеною с одним проходом. Свод в храме куполообразный, без опоры на столбах, на куполе – сквозной восьмерик с окнами, который так же завершается куполом. В приделах своды каменные, стрельчатые, опирающиеся частью на стоящий посредине каменный гладкий столб, а частью на разделяющую придел стену. Пол везде деревянный.
   Иконостасы липовые с резьбою и позолотою современны постройке. В храме размер иконостаса 4?7 сажен, разделяется золочёнными резной формы и ширины карнизами на 4 яруса, из коих каждый уже нижнего; покрыт белою краскою и по местам украшен золочёною резьбою, изображающей цветы. Иконостасы приделов покрыты золочёной краской и украшены по местам небольшою золочёною резьбою. Колокольня построена одновременно храму, 4-угольная, 3 ярусная, колокола во втором. Царские врата везде сквозные, с резьбою в храме по белому полю, в приделах по зелёному. Крыша куполообразная, железная, увенчанная трёхсаженным шпилем, на коем крест 4-конечный, железный, покрытый жёлтою краскою. Колоколов 5, большой – 60 пудов – лит Осташом Проскуряковым в 1860г.
   До 1875 г. стены никогда не были расписаны. В этом году расписан храм фрескою и масляными красками, а по местам обведён живописными фресковыми кариказами. Иконы писаны при устройстве иконостаса, но есть несколько более ранних. Они обложены серебряными ризами.

   
     (По материалам сайта Осташковского Благочиния.)

    

>   По сведениям 1859 г. на территории погоста Котицы Зехновской волости проживало 15 человек в 2 дворах. Здесь же у церкви и переправы, через сужение плеса устраивались ярмарки.
   Казанская церковь строилась почти тридцать лет. Разрешение на ее строительство было дано ещё в 1774 г, в 1789 г. был освящен только южный придел, весь храм - в 1803 г. Северный придел был выстроен уже после 1803 г. Для того, чтобы пристройка гармонично вписалась в общий объем, её убранство сделали таким же, как у южного придела. Территория комплекса частично окружена оградой. Юго-западная башня ограды и сам храм внесены в список памятников культуры района.
   Церковь построена на средства помещиков Елчининовых, владевших местными землями в конце XVIII и первой половине XIX века. Недалеко от церкви сохранились остатки фундамента большого барского дома. Это место и сейчас называется Рощей.
   К началу ХХ в. погост превратился в небольшую деревню с шестью дворами.

   Село Котицы, от Твери 162 версты, от Осташкова 16 верст.
   Церковь Казанская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Казанской Божией Матери, в теплой: правый Святителя Николая, левый Архангела Михаила.
   Церковные документы: опись с 1847 года, метрики с 1781 года, исповедальные с 1825 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Алексий Алексеевич Колосов 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, священником с 1890 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы, награжден набедренником в 1896 году. Диакон Феодор Михайлович Кузнецов 57-ми лет, в служении с 1861 года. Псаломщик Иван Семенович Ильинский 27-ми лет, в должности с 1899 года.
   Прихожан в деревнях: Котицах, Перевозе, Ананьине, Спицыне, Боковичах, Кулатове, Леоновском , Гладком, Озерках, Александрове, Дупле, Жуку, Неледине, Уревах, Дулове, Шилове, Александровском, Захнове, Нижних Котицах - 278 дворов (896 мужчин, 963 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Алексий Колосов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 27 лет, в Казанском храме 24 года. Штатный диакон Павел Крестников 29-ти лет, на службе 10 лет, в Казанском храме 1 год. Псаломщик Николай Ильинский 23-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года, в Казанском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Перевоз, Спицыно, Ананьино, Боковичи, Кулатово, Леоновское, Гладкое, Озерки, Александрово, Неледино, Нижние Котицы, Александровское, Уревы, Шилово, Зехново, Семерихино, Дулово, Дупле, Жук - 1195 мужчин, 1311 женщин.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли