ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, ОСТАШКОВ

ОСТАШКОВ - ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ СОБОР

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Юрия Красильникова с сайта http://www.sobory.ru/

   В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Для жителей Патриаршей слободы вблизи Воскресенского собора в 1685 году заложили Троицкий собор, освященный в 1697 году. В середине XVIII века при нем также возвели отдельно стоящую колокольню. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, - событие исключительное.
   Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. Реставрация Троицкого собора закончена. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. Стало очевидно, что и Воскресенский и Троицкий соборы - первые каменные строения Осташкова - по стилистическим признакам принадлежат к ярославской школе зодчества. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Пышные посадские соборы Ярославля, воздвигнутые богатыми купцами, пришлись по вкусу жителям Осташкова, что подтверждается дальнейшим развитием строительства в городе и окрестностях.
   Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.
   По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже - в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, - нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа.
   Трудно найти какие-либо принципиальные отличия осташковских соборов от ярославских. Самое большое их расхождение - полное отсутствие знаменитой ярославской цветной поливной керамики и замена ее на более простую декорацию из кирпича и белого камня. Но при всем этом, особенно в Троицком соборе, начинают вырабатываться черты, характерные только для местного строительства. Так, например, появляются крыльца со своеобразными опорами и пышно украшенные фигурным кирпичом, «порезки» на перехватах полуколонн и на бусинах, становятся более тонкими заглубленные в массив стены «трефовые» ниши и т. п. Впоследствии все эти формы найдут широкое применение в местной архитектуре и, постоянно видоизменяясь, доживут вплоть до начала XIX века. Троицкий собор, как и Воскресенский, был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города. Сейчас в Троицкий собор перенесена часть экспозиции Осташковского музея.

Фото. Александра Коршунова.

   Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
   Два собора и колокольня, построенные в конце XVII века в Осташкове, их богатое убранство, по-видимому, особенно пришлись по душе жителям города, долго служили образцами для местных мастеров. Иначе как объяснить, что спустя сто - сто пятьдесят лет в храмах по окрестным селам будут повторяться декоративные мотивы первенцев каменного зодчества края. К этому времени сами соборы не раз переделают, придадут им новый вид, стремясь уподобить их столичным образцам, не станет нарядных фасадов, но они не изгладятся из памяти тех, кто украсил «белыми ризами церквей» села вокруг Осташкова.

   Отрывок из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

Троицкий собор.


   Троицкий собор основан в 1697 г. на месте Осташковской крепости, построенной в 1651 году. На протяжении 2-х столетий храм неоднократно перестраивался и реставрировался. В 1774 году церковь украсили барочной лепниной и росписью. В середине XIX века живопись была обновлена Осташковским живописцем Абабковым. При реставрации собора была снята поздняя штукатурка и из-под нее проступили первоначальные каменные узоры. По сохранившимся следам, по аналогии близких Памятников, реставраторы восстановили здание. Теперь в соборе размещается Осташковский краеведческий музей. Колокольня Троицкого собора стоит отдельно от храма. До сих пор не установлена дата ее постройки. Стилистический анализ ее архитектурных форм позволяет утверждать, что оно относится к 40-50-ым годам XVIII века.
   Во II половине XVIII века после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташкоскими мастерами Кондратием Семеновичем Конягиным, Ильей Михайловичем Вердиным и Семеном Уткиным Еремеевым. По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал наряднее. Наибольшие изменения барабана стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу кокошники на углах четверика, так что угловое украшают сразу 2 фасада. Подобный прием размещения кокошников использовали несколько раньше в церквах Москвы, Замосковья, Ярославля и Торопца. Троицкий собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными осташковскими живописцами. Патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали настоятелей.


   ТРОИЦКИЙ СОБОР в Осташкове был построен на месте первой деревянной Георгиевской церкви (1599 год) в Патриаршей слободе внутри крепости. После польско-литовского разорения вместо сгоревшей церкви были сооружены две - Георгиевская и Николаевская. Но обе погибли в пожаре 1676 года. В 1685-1697 годах на средства прихожан Патриаршей слободы по благословению патриарха Иоакима строится каменный Троицкий собор с Георгиевским и Никольским приделами. Предположительно собор строила ярославская артель мастеров. В 1766-1775 годах памятник приобрел характерный для осташковского зодчества вид и вошёл в комплекс Соборной площади города.
   КОЛОКОЛЬНЯ СОБОРА ТРОИЦЫ в Осташкове. Сооружение её связано с тем, что Троицкая церковь стала городским собором. Точная дата построения, автор и строитель здания неизвестны. Предположительно, колокольня возведена в 60-х годах XVIII века. На колокольне было 15 колоколов: самый большой, весом 538 пудов, был отлит в 1808 году московским мастером Михаилом Астраханцевым. Колокольня выполнена в стиле барочной архитектуры в формах, характерных для местного зодчества, ведущего свои истоки из города Торопец. После закрытия церкви в 30-х годах колокола были сняты. Средний ярус использовался под водонапорную башню.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры, официального сайта Тверской епархии и журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель "Отдых на Селигере".)

     (Фото. № 1 Юрия Красильникова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Александра Коршунова. Фото. № 3 из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологичесеких сведений. - Москва, 1906. предоставлено Андреем Ага.)

Фото. С.М. Прокудина-Горского.

   Троицкий собор, каменный, построен в 1697 году, престолов пять: в холодной: главный Святой Троицы, придельные Оковецкой Божией МАтери и Мученицы Параскевы, в теплой: Великомученика Георгия Победоносца и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1803 года, исповедальные с 1829 года.
   В 1901 году служили:
   Протоиерей Илия Андреевич Соколов 62-х лет, студент семинарии, священником с 1866 года, состоял Благочинным, награжден в 1895 году Орденом Святой Анны 3 степени.
   Священник Георгий Яковлевич Дубакин 46-ти лет, студент семинарии, в служении с 1876 года, священником с 1880 года, состоял законоучителем женского училища, депутатом земского собрания, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, награжден камилавкой в 1898 году.
   Священник Иоанн Николаевич Дубакин 51-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1871 года, священником с 1882 года, состоял законоучителем приходского училища, членом благочинного совета, награжден скуфьей в 1898 году.
   Священник Иоанн Феодорович Никотин 40-ка лет, окончил духовную семинарию, священником с 1882 года, состоял духовником военных чинов, катихизатором, награжден скуфьей в 1898 году.
   Диакон Павел Стефанович Модестов 61-го года, диаконом с 1859 года.
   Псаломщик Иван Васильевич Судницын 21-го года, в должности с 1899 года.
   Псаломщик Василий Димитриевич Голубев 19-ти лет, в должности с 1896 года.
   Диакон-псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1894 года.
   Прихожан в городе Осташкове, в деревнях: Емше, Верхних Рудинах, Нижних Рудинах, Залесье, Дубке, Локотце, Зарине, Марьине, Огорове, Сороге, Погорелом, Залесье, Уницах, Лещинах - 1080 дворов (3941 мужчина, 4693 женщины).
   В 1914 году служили:
   Протоиерей Иоанн Бобров 52-х лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Троицком соборе 8 лет.
   Священник Иоанн Никотин 55-ти лет, окончил семинарию, на службе 31 год, в Троицком соборе 15 лет.
   Священник Василий Зверев 51-го года, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Троицком соборе 1 год.
   Священник Петр Лисицын 55-ти лет, с 3-го курса духовной академии, на службе 31 год, в Троицком соборе 9 лет.
   Штатный диакон Михаил Лазарев 25-ти лет, на службе 7 лет, в Троицком соборе 1 год.
   Псаломщик-диакон Петр Дьяконов 37-ми лет, на службе 17 лет, в Троицком соборе 6 лет.
   Вакантное место псаломщика.
   Псаломщик Петр Золотарев 28-ми лет, на службе 2 года.
   Псаломщик-диакон Николай Георгиевский 39-ти лет, на службе 16 лет, в Троицком соборе 6 лет.
   Прихожан в Осташкове, в деревнях: Елино, Сорога, Заселье, Верхнее Залучье, Нижнее Залучье, Верхние Рудины, Нижние Рудины, Огорово, Дубок, Локотец, Зарино, Марьино, Подложье, Погорелое, Уницы, Любимское - 3975 мужчин, 4437 женщин.
   К собору приписаны: а) тюремная церковь Святой Княгини Ольги, построена в 1895 году, б) деревянная часовня в деревне Емше, преподобного Пафнутия и Святой мученицы Параскевы, в) каменная часовня в деревне Нижнем Залучье, построена в 1893 году, в память чудесного события 17 октября 1888 года.


Григорий Иванович Сойников.

   Соборь в честь Св. Живоначальной Троицы, каменный, 4-х престольный: в настоящем холодном, престол в честь Св. Живоначальной Троицы, в холодном приделе, — во имя Св. Великомученицы Параскевы, в теплом, — во имя Св. Великомученика Георгия и Св. Николая Чудотворца. Собор построен в 1697 году. В нем замечательны по древней живописи иконы: Нерукотворнный образ Спасителя, образ Св. Николая Чудотворца, — две иконы преимущественно пред прочими иконами благоговейно чтимые, образа Св. Великомученика Георгия, и Св. Великомученицы Параскевы, — эти две последние, как говорят, перенесены из существовавшей церкви в давнее время на острове Кличне; — части мощей разных святых, вложенные в особую доску, украшенную серебряной вызолоченной ризой с эмалевыми надписями. В нижнем поясе настоящего храма иконы украшены серебряными, вызолоченными венчиками. Внутренность храма украшена величественными вызолоченными иконостасами, настенной живописью и лепными алебастровыми работами.
   Собор стоит на площади, позади городского сада, обнесенный оградой с тремя воротами в виде зубчатых башенок старинного замка. Купол собора увнчан короной. Внутри — масса дорогих украшений, образов, лампад; особенно замечательна гигантская серебряная люстра. На ризе Казанской Иконы Божией Матери, горят две громадные бриллиантовые звзды, а над царскими вратами высится прекрасная копия известной картины Бруни: "Моление о чаше".
   Считаем не лишним поместить свдедения о всех протоиереях Троицкого собора.
   Протопопия была учреждена здесь в 1746 г. Высокопреосвященным Митрофаном (Слотвенским), архиепископом Тверским и Кашинским, и первым протопопом был Петр Максимович Суворов 1746—1750 гг. затем:
   Игнатий Петрович Суворов 1751—1761 гг.
   Семен Верещагин 1762—1787 гг.
   Андрей Николаевич Колоколов 1787—1803 гг.
   Василий Никитич Суворов 1803—1828 гг.
   Николай Иванович Попов, 1828—1852 гг. † в июле 1852 г.
   Иоанн Илларионович Воскресенский, 1853-1868 гг. † 7 июля, 1868 года.
   Иоанн Петрович Салтыков, 1868—1891 гг. † 67 лет в 1891 г.
   Николай Александрович Аниханов, 1891—1899 гг. † 1 ноября, 1899 г.; а в настоящее время (1906 год)
   Настоятелем Троицкого собора состоит протоиерей Илья Андреевич Соколов, с 1899 года перемещен высокопреосвященным Димитрием, архиепископом Тверским и Кашинским из священников села Россоши, Воронежской епархии.
   В должности церковного старосты с 1889 года состоял купец Григорий Иванович Сойников; уроженец города Изюма, Харьковской губ., род. 29 сентября, 1835 г. и с молодых лет переселился в г. Осташков по торговым делам. Кроме того состоял товарищем директора Общественного банка Савина и председателем правления Осташковского благотворительного общества; умер 19 декабря, 1903 г. и погребен на городском кладбище в г. Осташкове.
   На его место избран купец Алексей Егорович Размыслов; помощником старосты собора с 1890 года состоял Иван Федорович Щетинин.


Иван Федорович Щетинин.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906.)

     (Фото. № 4 С.М. Прокудина-Горского с сайта Старый альбом, фото. № 5, 6 из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли