ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, ОСТАШКОВ

ОСТАШКОВ

Фото. с форума сайта http://www.m6club.ru


   Возникновение городка Кличен связано с борьбой Новгорода, Литвы и Владимиро-Суздальского княжества за озеро Селигер и верховья Волги. 1371 год можно считать датой основания города Осташкова, даже если первоначальное наименование могло относиться только лишь к сравнительно небольшой части территории, входящей ныне в городскую черту.
   Осташковская слобода была самой большой вотчиной Волоколамского монастыря. Более ста лет она платила незначительный оброк этому монастырю, о чем сказано в приходо-расходных книгах 1592—1593 годов.
   Постепенно Осташковская слобода превратилась в большой посад. Жители занимались рыбным промыслом, кожевенным и плотницким делом, сельским хозяйством.
   В XVI веке осташковские слободы окружили деревянной крепостной стеной. В 1608 году жители слобод добровольно сдали крепость Лжедмитрию II, за что понесли повинную царю Василию Шуйскому. Вскоре крепость захватили поляки. В битве за Осташков погибло много русских и поляков. На месте этого сражения в 1760—1762 годах был возведен Преображенский собор.
   До наших дней сохранилась лишь колокольня (1787—1789 гг.), построенная осташковскими мастерами Иваном и Петром Парфеновыми-Фомкиными. Высокая, с большими проемами звона, завершена металлическим шпилем. Фасады богато обработаны рустом, пилястрами. Окраска здания в два цвета усиливает живописность сооружения.
   В середине XVII века Осташков был включен в список пограничных с Литвой и Польшей городов и стал значительным стратегическим центром. В 1651—1653 годах в городе строят новую крепость.
   В конце XVII века на территории крепости возводят два больших храма — Воскресенскую церковь и Троицкий собор. Самой древней (переделанной) постройкой во всем комплексе является колокольня Воскресенской церкви (1689 г.). Стройный восьмигранный кирпичный столп колокольни с ярусом звона увенчан высоким шатром с оконцами, обрамленными наличниками из фигурного кирпича.
   Церковь строили в 1677—1685 годах. Композиция ее характерна для своего времени: храм — четверик с пятью главами и двумя рядами узорчатых кокошников. С востока — алтарная апсида, с запада — трапезная, крытая сомкнутым сводом, с юга и севера — приделы.
   Воскресенская церковь была богато украшена: на барабанах — аркатурно-колончатые пояски, по фасадам — несколько видов наличников из фигурного кирпича, превосходный входной портал с каменными резными «дыньками». К сожалению, перестройки XVIII—XIX веков исказили первоначальный облик здания, а толстый слой штукатурки скрыл первоначальное «дивное узорочье».
   Здесь же стоит Троицкий собор, построенный в 1697 году и по композиции схожий с Воскресенской церковью. Как и эта церковь, он неоднократно перестраивался на протяжении двух столетий. В 1774 году храм украсили барочной лепниной и росписями. В середине XIX века живопись была обновлена осташковским живописцем Г. Абабковым.
   Колокольня Троицкого собора стоит отдельно от храма. До сих пор не установлена дата ее постройки. Стилистический анализ се архитектурных форм позволяет утверждать, что она относится к 40—50-м годам XVIII века.
   В XVII веке осташковские слободы быстро разрослись, началось выселение за территорию крепости — на остров Житное и в место Старого Струговища.
   В 1770 году императрица Екатерина II пожаловала Осташкову титул города. Осташков стал центром Осташковского уезда Новгородской губернии, а в 1772 году получил герб—щит, разделенный горизонтальной чертой на две части, вверху был изображен двуглавый орел (символ царского покровительства), а внизу на голубом поле — три рыбки (символ рыбного богатства края).
   Началась регулярная застройка города. Автором генерального плана застройки Осташкова стал известный русский архитектор Иван Егорович Старов. План И. Е. Старова отличался большой четкостью. Новая сетка плана с его подчеркнутой симметрией накладывалась на старые неправильные по очертаниям кварталы города. Основные магистрали, как и на старом плане, были ориентированы в сторону озера, с трех сторон окружавшего город.
   Толчком к широкой реконструкции города послужили пожары 1792 и 1799 годов, уничтожившие почти всю старую деревянную застройку. По новому плану в кварталах центра, на углах и по фронту главных улиц и площадей располагались каменные постройки, в остальных — деревянные. Композиционным центром Осташкова являлась торговая площадь с четырьмя корпусами гостиных дворов, расположенных по сторонам Преображенского собора.
   Исключительно важное градостроительное значение имеют Житенный и Знаменский монастыри, комплексы которых окончательно сложились во второй половине прошлого столетия. Житенный монастырь обнесен кирпичной оградой, на всем протяжении обработанной лопатками, филенками, вверху — поребриком и широкой лентой карниза. Раньше вход в монастырь располагался на востоке. Здесь в 1768 году была построеяа надвратная церковь Иоанна Богослова. Трехъярусная, одноглавая, она близка архитектурным памятникам соседнего старинного города Торопца, где сложилась своя местная школа зодчества. Композиция здания характерна для культовых строений XVHI века: нижний ярус — четверик, над ним возвышаются два восьмерика. Устремленность вверх придают пилястры. Хорошо прорисованы барочные наличники.
   Знаменский девичий монастырь возник еще в XVII веке, первоначальных строений не сохранилось. Самое старое сооружение комплекса — монастырская ограда (1761—1762 гг.) — выходит на центральную улицу Осташкова. По углам ограды — невысокие восьмигранные башенки. Вход находился в западной части, над ним — Святые ворота. В 1862 году монастырь расширили к северу, и в новой части появилась еще одна башня.
   Церковь Вознесения имеет свою историю. Кирпичный храм был построен в XVIII веке. В середине прошлого века он сильно пострадал от пожара, поэтому церковь отстроили почти заново. Эту работу выполнил осташковский техник Демидов. Сейчас храм состоит из летнего (холодного) и зимнего (теплого) храмов. Летняя часть более древняя, она относится к XVIII веку. Зимний храм более поздний (вторая половина XIX столетия). Особенно красива Вознесенская церковь издали — хороши ее пропорции, силуэт, вблизи обилие мелкого дробного декора снижает художественные достоинства сооружения.
   В прошлом Осташков считался городом художников. Об этом повествуют документы XVIII—XIX столетий. - В «Генеральном соображении» по Тверской губернии за 1783—1784 годы в разделе сведений о живописцах и иконописцах значится: «В Твери—11; Вышнем Волочке—8, Ржеве — 2, Кашине — 1, Осташкове—42...» Осташковские иконописцы Колокольниковы много работали для новой северной столицы. Резчики из Осташкова украшали царские дворцы в Павловске, Ораниенбауме. Русский путешественник И. Ф. Тюменин писал: «...Надо заметить, что в осташах замечается какая-то несомненно художественная жилка. В городе, в убранстве церквей особый своеобразный характер, влечение к светлому, веселому...»

   
    

     (Фото. с форума сайта Клуб Mazda 6 (Мазда 6 club).)

 

   
    
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли