ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, НОВИНКА (СТЕРЖЕНСКИЙ ПОГОСТ, СТЕРЖ ПОГОСТ)

НОВИНКА (СТЕРЖЕНСКИЙ ПОГОСТ, СТЕРЖ ПОГОСТ) - ВЛАДИМИРСКАЯ (ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Петропавловская церковь.

   Стерженский погост (возможно, место древнего торга) известен с XV века. На погосте находилась деревянная церковь Петра и Павла, дворы священника, пономаря, дьячка, «5 дворов людей непашенных и 12 пашенных». Погост постепенно сливался с деревней Новинки, о его названии стали со временем забывать, и за этим местом окончательно утвердилось название Новинки. Сколько сменилось деревянных церквей на Стерженском погосте до начала XIX века — неизвестно. Наконец в 1807 году началось строительство. «Оною консисториею выдан мне план с фасадом, на построение вновь в погосте Стерж каменной церкви, для засвидетельствования онаго Губернскому архитектору тот план засвидетельствован и при сем в оную консисторию благопочтенейще представляется...», — доносил местный священник духовному начальству. Строительство церкви шло крайне медленно, денег постоянно не хватало. «Скудность церковных доходов зависит от многих причин, а именно: крайней бедности прихода, малочисленности и разбросанности. Приход расположен в самом глухом углу Осташковского уезда, удален от всяких промышленных центров и не имеет никаких местных промыслов, ни отхожих, ни кустарных, ограничиваясь одним сельским хозяйством, которое... приносит им незначительную пользу», — так охарактеризовал эти места в своем рапорте Синоду архиепископ тверской и кашинский Антоний в начале нашего века.
   Окончательно Петропавловская церковь была построена лишь в 1822 году. Вероятно, подрядчиком строительных работ был осташковский мастер Петр Иванович Цепляев.
   Но каково качество самого строительства работ, хорошо видно все из того же рапорта: «...в придельном трапезном храме с давняго времени имеется по всю длину сводов значительная трещина, которая... образовалась сразу по окончании кладки храма по вынутии кружал. Означенная трещина с течением времени... увеличивалась все более, а кроме ея появилось несколько боковых трещин...».
   Композиция и план стерженской церкви совершенно непохожи на те, которые нам приходилось видеть в Осташковском районе, потому, что церковь построили по плану, составленному, видимо, тверским губернским архитектором. Она очень небольшая. Отголоски стиля барокко еще очень живы в этой постройке, но декор уже почти классический. При внимательном знакомстве памятник оказывается гораздо интереснее. Во-первых, интерьер храма похож на крестообразные в плане усадебные церкви со скругленными ветвями креста и, во-вторых, завершен храм не восьмериком, а ротондой, перекрытой полусферическим куполом. С фасадов он по сторонам света имеет развитые ризалиты, которые вводят в заблуждение, придавая ему форму восьмерика. Оригинальным оказывается и размещение апсид трапезной. Апсиды расположены так, что с двух сторон как бы охватывают западную часть храма. Поэтому снаружи они воспринимаются его продолжением. Такое построение храма — один из излюбленных приемов стиля барокко, свидетельствующий о том, что проект здания был исполнен рукой незаурядного мастера, но осуществление его в натуре в данном случае происходило без участия архитектора. Все чуть-чуть тяжеловато, детали чуть-чуть грубее, нежели в столичных постройках. Конечно, сооружения XVIII—XIX веков в Москве, Ленинграде, в усадьбах богатых вельмож построены правильнее, строже, изящнее. В них нет или почти нет каких-либо стилистических погрешностей. Однако в них отсутствует и та наивная простота, которая так подкупает зрителя своей уютной непритязательностью, которая совершенно особенно, эмоционально воздействует на зрителя и которую иногда с некоторым оттенком иронии называют «провинциализмом».

   Отрывок из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

   
     (По материалам сайта города Осташкова.)

     (Фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

Петропавловская церковь.

   Новинка - деревня, расположена в северо-западной части озера Стерж под склоном береговой гряды.
   В 1698 году на Стерженском погосте, появилась деревянная церковь Петра и Павла. С 1807 по 1822 гг. рядом с деревянной была построена новая трехпрестольная каменная церковь, которая по одним источникам так же считается Петропавловской, по другим - Владимирской (церковь включена в список объектов культурного наследия района). Вероятно, подрядчиком строительных работ был осташковский мастер Петр Иванович Цепляев. Поблизости стояли дворы священника, пономаря, дьячка.
Петропавловская церковь. План.   К 1889 г. погост сросся с деревней.
   В 1939 г. с церкви были сняты колокола. Во время войны были повреждены купол и стены, внутри все сгорело, поэтому в настоящее время не рекомендуется ни входить в храм, ни, тем более, забираться на обсыпающиеся стены. У стен церкви находится старое кладбище, обрушающееся в озеро. Напротив входа в церковь ­ новое, действующее. Когда-то в престольные праздники около церкви устраивались ярмарки.

   Погост Стерж, от Твери 229 верст, от Осташкова 56 верст.
   Церковь Владимирская, каменная, построена в 1823 году, престола три: в холодной Владимирской Божией Матери, в теплой: Святых Аппостолов Петра и Павла и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Голиков 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1879 года, священником с 1883 года, состоял законоучителем народного училища, награжден скуфьей в 1898 году. Диакон Димитрий Алексеевич Лебедев 42-х лет, в служении с 1875 года, диаконом с 1888 года. Псаломщик Михаил Иванович Верзин 61-го года, в должности с 1859 года.
   Прихожан в деревнях: Новинке, Князеве, Алексеевской, Узгове, Шелехове, Белькове, Какокине, Костылеве, Загорье, Залесье, Белке, Соснове, Заручевье, Выставке, Высокой, Палицах, Залучье, Люшине, Ворнове, Волге - 341 двор (987 мужчин, 1184 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Иоанн Голиков 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 31 год. Штатный диакон Димитрий Лебедев 57-ми лет, на службе 32 года, во Владимирском храме 13 лет. Псаломщик Иаков Чурилин 30-ти лет, на службе 4 года, во Владимирском храме 2 года.
   Прихожан в деревнях: Новинки, Алексеевская, Князево, Узлово, Шелехово, Бельково, Коковково, Костылево, Загорье, Залесье, Белки, Сосново, Заручьево, Выставка, Высокая - 881 мужчина, 1038 женщин.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 2 из издания Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли