ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, НИКОЛО-РОЖОК (НИКОЛА РОГ, РОЖОК ПОГОСТ, РОЖЕК ПОГОСТ)

НИКОЛО-РОЖОК (НИКОЛА РОГ, РОЖОК ПОГОСТ, РОЖЕК ПОГОСТ) - УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Юрия Красильникова с сайта http://www.sobory.ru/

   На западном берегу Селигера, вблизи турбазы "Сокол" и деревни Бараново, на высоком холме над лесом встает стройная колокольня и пятиглавая церковь погоста Никола-Рожок. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит церковь. Если же забраться на этот холм, то станет ясно — это небольшой полуостров, имеющий очертание изогнутого рога. За такую форму полуостров и получил название Рожок, а второе наименование — Никола — сохранилось от существовавшего здесь долгое время Никольского монастыря, упраздненного в XVII столетии.
   В XV столетии здесь была большая слобода, принадлежавшая ржевскому удельному князю Константину Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. В 1434 году князь Константин незадолго до смерти постригся в московский Симонов монастырь, приняв имя Кассиана. Когда же он умер, то на поминовение «по своей душе и своем брате» великий князь московский Василий Дмитриевич, по сообщению Карамзина в «Истории государства Российского», пожаловал в Симонов монастырь во Ржевском уезде слободу Рожок с деревнями, с озерами и угодьями, а также церковь во имя чудотворца Николая. Поселившимися тут монахами и был основан первый мужской монастырь — оплот великокняжеской власти на окраинных землях.
   Николо-Рожковскому монастырю в древности, по-видимому, долгое время придавалось большое значение. Например, в 1460 году великий князь Василий Темный освобождает его от всякой дани сроком на десять лет, в 1499 году волоцкий князь Федор Борисович жалует ему земли, а в годы опричнины Иоанн Васильевич Грозный освобождает крестьян Рожковской вотчины «от всех царских податей, кроме ямских денег и посошной службы и городового дела». Однако монастырю не хватало своего местночтимого святого, и таким святым становится столобенский отшельник Нил. Именно монахи этого монастыря стали позже основателями Ниловой пустыни. Но с образованием ее рожковский монастырь стал ненужным в этом крае и вскоре после литовского разорения прекратил свое существование. На его месте осталась слобода. «В означенном погосте нашем Рожке две церкви деревянные... а оные церкви весьма обветшали, а мы... желаем вместо оных церквей, новую каменную... построить», — написано в прошении прихожан слободы в Тверскую духовную консисторию в 1763 году.
   Успенская церковь с трапезной и южным Никольским приделом была построена в 1763-1768 гг. Спустя лет десять рядом с ней с южной стороны возвели высокую, отдельно стоящую надвратную колокольню и кладбище вокруг церкви обнесли каменной оградой с башнями. В 1859—1863 годах церковь была несколько перестроена: с севера к трапезной добавлен еще один придел, а с юга и с запада — притворы. Успенская церковь погоста Никола-Рожок — удивительный пример живучести традиций в местной архитектуре, их сочетания с пришедшим на смену стилем барокко. Основа композиции Успенской церкви — хорошо известный тип храма: двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием. С востока — граненая апсида, с запада — трапезная с приделом. Четверик завершен двумя рядами кокошников. Причем нижний ряд — само завершение четверика, а верхний трактован как «трибун» под массивное пятиглавие. Квадратные постаменты под барабанами глав также с кокошниками, а сами барабаны — с аркатурными поясами из полуколонок с перехватами. На углах кокошники второго яруса, обегая по периметру трибуна, ломаются пополам, одновременно выходя на два фасада, — мотив, встречающийся в конце XVII века в Осташкове у Троицкого собора и в Торопце у церкви Спасо-Преображения. Поребрик, проходящий по верхнему ярусу четверика, по барабанам пятиглавия и дополняющий профилировку кокошников, — деталь, заимствованная от более ранних построек. А вот базы пилястр, наличники окон «с ушами» на трапезной храма и апсиде, завершение окон сделаны уже по образцу декорации, распространенной в 60-х годах XVIII столетия в Торопце и Осташкове. Не забыт даже замковый камень над окнами в форме трилистника, и базы пилястр на трапезной украшены заглубленным равноконечным крестом — деталь, которую можно видеть, к примеру, у церкви села Сосницы. При расширении трапезной прежние особенности убранства фасадов были повторены, и надо внимательно приглядеться, чтобы уловить разницу между старыми и новыми частями здания.
   В отличие от церкви колокольня — характерный пример местной барочной архитектуры. Она имеет много общих черт с колокольней Троицкого собора в Осташкове и с надвратной церковью Петра и Павла в Ниловой пустыни.

   Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

   Ю. Красильников

   
     (По материалам сайтов Народный каталог Православной архитектуры и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. Юрия Красильникова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


Фото. Андрея Ага.

   Николо-Рожок - одно из древних поселений на Селигере, подтвержденное летописями IX-XIII вв. В 1389 г. эта земля по завещанию Дмитрия Донского стала вотчиной его младшего сына Константина - ржевского удельного князя. В XV в. здесь у него была большая слобода. Незадолго до смерти князь постригся в монахи московского Симонова монастыря, приняв имя Кассиана. Позже его брат - великий князь московский Василий Дмитриевич - по завещанию на поминовение «по своей душе и своем брате» пожаловал слободу Рожок с церковью во имя Николая Чудотворца, деревнями, озерами и всеми земельными угодьями Симонову монастырю.
   Монахами Симонова монастыря тут был основан первый на Селигере мужской монастырь, называемый Никола на Рогу - оплот великокняжеской власти на северо-западных подступах к Московскому княжеству. Расположенный на высоком холме, с которого видны окрестные острова и противоположный берег Селигера, монастырь стал не только местом затворничества монахов, но при случае мог предупредить об опасности со стороны беспокойных западных соседей. В 1764 г., в результате проведения Екатериной II монастырской реформы, монастырь был закрыт.
   До наших дней сохранилась Успенская церковь, построенная в 1763-1767 гг. В арке входной колокольни можно прочитать: «Местечко Николо-Рожок получило свое название от имени почитаемого в этих краях святого Николая Чудотворца и древней церкви его имени, а также от крутой конусообразной горы, возвышавшейся с севера от церкви и придававшей всему холму вид рога. В середине XIX века рог был срыт, а земля вместе со специально привезенными валунами использована для укрепления крутого откоса холма от осыпания и размыва волнами Селигера».
   Церковь Успения с фрагментами живописи, надвратная колокольня (1770-е гг.) и ограда с башнями (кон. XVIII - нач. XIX вв.) внесены в список объектов культурного наследия Осташковского района.
   В середине XIX века погост был населенным пунктом. Здесь проживало 26 человек в 4 дворах. В марте 1878 года в Рожке при церкви открылось приходское училище. Для этого в 1877 году на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. В доме было пять комнат: две - для церковного сторожа, одна, с небольшой передней, для школы и две вверху, в мезонине, для учителей. В школе преподавал священник погоста.

   Погост Рожек, от Твери 189 верст.
   Церковь Успенская, каменная, построена в 1757 году, престола три: главный Успения Божией Матери, придельные Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1828 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Сперанский 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1896 года. Диакон Александр Тимофеевич Соколов 32-х лет, диаконом с 1890 года. Псаломщик Иоанн Алексеевич Соколов 49-ти лет, в должности с 1882 года.
   Прихожан в деревнях: Заречье, Слободе, Конце, Заборье, Звягине, Коневе, Баранове, Неприи, Александрове, Антоновщине, Кривском - 312 дворов (783 мужчины, 924 женщины.
   В 1914 году служили: Священник Иоанн Сперанский 43-х лет, окончил семинарию, на службе 17 лет. Штатный диакон Александр Соколов 46-ти лет, на службе 24 года. Псаломщик Павел Талызин 29-ти лет, на службе 1 год.
   Прихожан в деревнях: Заречье, Слобода, Конец, Заборье, Звягино, Конево, Бараново, Неприе, Александрово, Антоновщина, Кривское - 818 мужчин, 925 женщин.


Фото. Андрея Ага.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 2, 3 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли