ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН, КРАВОТЫНЬ

КРАВОТЫНЬ - ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Юрия Красильникова с сайта http://temples.ru/

   Первое упоминание в летописи о селении Кравотынь относится к 1478 году. По преданию, церковь Введения (1792—1802 гг.) заложена в память о жертвах татарского нашествия. Она построена в конце XVIII века, однако в ней есть приемы хдивного узорочья» древнерусского зодчества, что особенно ярко прослеживается в композиционной схеме.
   Церковь стоит на берегу Селигера и обнесена каменной оградой с небольшими угловыми башенками. Основой композиции является высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с востока примыкает граненая апсида. На западе расположена двухстолпная трапезная с двумя приделами, перекрытая крестовым сводом с распалубками.
   Отдельно стоящая трехъярусная колокольня завершена шпилем. В ней значительно меньше архаичных мотивов, чем в самом храме.
   Внутри церкви ничего не сохранилось. Известно, что она славилась иконами и резным иконостасом, до недавнего времени сохранявшимися в кравотынской церкви. Иконостас сделали почти сразу с завершением строительства и впоследствии он почти не менялся. Украшали его каннелированные пилястры, увитые гирляндами роз. В Осташковском краеведческом музее хранятся резные царские врата из Введенского храма. Их большие деревянные створки украшены резными стеблями невиданных растений и лицами ангелов. Работа неизвестного мастера отличается высокой художественностью. Это был поистине ювелирный труд. Резчик выбирал большой кусок липы и вырезал из него всю композицию. Потом на резьбу наносился грунт, а позднее — очень тонкие, прозрачные, размером около восьми-десяти сантиметров пластинки сусального золота.

   Фрагмент из книги - Селигерские земли (путеводитель)


   Село Кравотынь очень древнее. В XVI веке оно стало центром волости и не раз фигурировало в различных документах. Например, известно, что когда этими землями владел боярин Вольский, в селе уже существовала деревянная церковь «Введения Пресвятыя Богородицы во Храм». Ее название сохранилось на долгие годы, и вновь выстроенная в конце XVIII века церковь была посвящена этому же празднику. Строительство Введенской церкви в селе Кравотынь происходило почти одновременно со строительством церкви в селе Верхние Котицы. Кравотынскую заложили вскоре после 1782 года, а к 1791 году она была готова. Окончательная отделка храма затянулась вплоть до 1802 года, но и после этого отдельностоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Высокий двусветный четверик Введенской церкви, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный традиционным пятиглавием, — не новость в местном зодчестве. Первое, что замечаешь в памятнике, — это присутствие в его декоре, как и в котицкой церкви, фрагментов архитектурнoro наряда XVII столетия и то, что основные объемы остались по композиции близкими постройкам этого же времени. К высокому четверику храма примыкает обширная трапезная с двумя приделами, вытянутая с севера на юг, причем у южного придела две апсиды. Традиционные черты в объемах здания и в его декорации, наверное, были бы не так заметны, если бы не постаменты под барабанами, украшенные декоративными кокошниками, и сами барабаны, оформленные аркатурными поясками из полуколонок, перехваченных бусинами. На апсиде неожиданно вкраплена деталь, словно перенесенная сюда из XVII века, — киот, где некогда помещалась икона. Его обрамление напоминает форму киота колокольни Житенного монастыря. Внимательно приглядевшись к остальному убранству церкви, невольно приходишь к выводу, что и оно, несмотря на барочные формы, больше похоже на аппликативную декорацию XVII столетия.
   В кравотынской церкви до недавнего времени сохранялся редкий по красоте иконостас, по-видимому, являвшийся произведением осташковских резчиков по дереву, которыми город славился в прошлом. Иконостас сделали сразу после завершения строительства и впоследствии он почти не менялся. Его украшали каннелированные пилястры ионического ордера, увитые гирляндами из роз. На резных царских вратах помещалась скульптурная композиция «Благовещение», над которой в облаках и сиянии восседал строгий мужиковатый Саваоф. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины. Теперь от всего этого великолепия почти ничего не осталось. Единственный в своем роде иконостас осташковских мастеров погубила безжалостная мода на коллекционирование предметов церковной утвари, икон и скульптуры. Лишь небольшую часть иконостаса — царские врата со сценой «Благовещения» — удалось вывезти в Осташков, и теперь она хранится в запаснике краеведческого музея.
   Невысокая колокольня, стоящая рядом с церковью, построена в конце 20-х годов XIX века. Над квадратным основанием поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколонками, а еще выше — небольшой ярус-резонатор, увенчанный шпилем. В ее композиции и декорации нет произвольного смешения стилей. Все более строго, более сдержанно. Отдельные детали убранства фасадов, такие, как рустованные углы, замковый камень в виде трилистника над входом, безордерные полуколонки и наивные фронтончики, говорят, что ее строили местные мастера и проект на нее если и был сделан архитектором, то претерпел в их руках существенные изменения.

   Фрагмент из книги - А.А. Галашевич. Художественные памятники Селигерского края.


   Закрыта в 30-е гг.
   Вновь открыта в 1999г.
   Настоятель и председатель приходского совета священник Николаев Виктор Григорьевич.

   
     (По материалам сайтов города Осташкова и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. Юрия Красильникова с сайта Храмы России.)

План церкви.   С 1588 года Кравотынь принадлежала боярину Бельскому. При нем в селе была деревянная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во Храм. Новая каменная церковь, выстроенная здесь в конце XVIII века, была посвящена тому же празднику. Её заложили в 1782 году, готова она была в 1791 году, но в это время освятили только один придел. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого колокольня и кровля на уеркви еще долгое время оставались деревянными. Невысокая каменная колокольня рядом с церковью появилась только в конце 20-х годов XIX века. Церковь сохраняла свое убранство до 60-х годов ХХ века. Затем была разграблена, местами сохранилась только роспись. В настоящее время церковь восстанавливается.
   Церковь, колокольня и остатки ограды с башнями включены в список объектов культурного наследия Осташковского района.

   Село Кравотынь, от Твери 180 верст, от Осташкова 12 верст.
   Церковь Введенская, каменная, построена в 1791 году, престола четыре: главный в холодной Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в теплой: Пророка Илии, Святителя Николая и Преподобного Пафнутия.
   Церковные документы: опись с 1847 года, метрики с 1801 года, исповедальные с 1830 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Сергий Васильевич Лебедев 25-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1898 года. Священник Никанор Михайлович Верзин 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1892 года, состоял законоучителем народного училища, духовным следователем, награжден в 1900 году набедренником. Диакон Михаил Феофанович Смирнов 34-х лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1892 года. Псаломщик Феодор Андреевич Дьяконов 51-го года, в должности с 1892 года. Псаломщик Владимир Димитриевич Сперанский 26-ти лет, в должности с 1894 года.
   Прихожан в селе Кравотынь, в деревнях: Глубочице, Острице, Пачкове, Песках, Лому, Хретене, Красухе, Зальце, Твердякине, Жару, Ляпине, Заплавье, Лежневе, Котчище, Березове - 1014 дворов (2944 мужчины, 3138 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Никифор (?) Верзин 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Священник Сергий Лебедев 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 16 лет. Штатный диакон Михаил Смирнов 48-ми лет, на службе 30 лет, в Введенском храме 28 лет. Псаломщик Владимир Сперанский 40-ка лет, на службе 20 лет. Исполняющий обязанности псаломщика Иван Петропавловский 53-х лет, на службе 12 лет, в Введенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Глубочица, Острица, Пачково, Пески, Заплавье, Хретень, Зальцо, Твердякино, Жар, Ляпино, Лежнево, Котчище, Березово, Лом - 2368 мужчин, 2364 женщины.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли