ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УТРАЧЕНЫЕ МОНАСТЫРИ

ОРДЫНСКАЯ ПОРЕЧСКАЯ ЗАШТАТНАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ОРДЫНСКАЯ ПОРЕЧСКАЯ ПУСТЫНЬ

    Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии.
   Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года.
   Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году).
   Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском.
   Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76.

   При пустыне:

   Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года).

   В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

   Ркп. свед. (1901г.); игумен Паисий, летопись Поречской Ордынской пустыни, изд. 3, СПБ. 1880, стр. 1 - 8; свящ. Александр Гальковский, Краткия сведения об Ордынской пустыни Поречского уезда, Смоленской губернии (из № 14 Смол. Еп. Вед. за 1897 г.), стр 1 - 17; Зверинский, т. II, № 1028, стр. 225; Любинецкий, стр. 28; Ведомость, стр. 98 - 99.

   
     (По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908.)
    

   Ордынская-Богородицкая или Орденская и Ардынская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Смоленской губ., Поречского у., в 78 вер. от Поречья и в 4 вер. от самой ближайшей дер. Закеевой, расположена среди вечно зеленеющих лесов и болот, на левой стороне р. Межи, при впадании в нее рч. Ордынки. Начало её неизвестно; пo одним преданиям, она основана в XV ст. иноками, укрывшимися от нашествия Ордынцев в 1451 г; по другим же — начало положил ей в XVII ст. известный дипломат царя Алексея Михаиловича Афан. Лавр. Ордын-Нащокин, принявший иночество в Новгороде под именем Антония и построивший здесь церковь, в которую поставил и до сего времени находящуюся здесь чудотв. икону Владимирской Бож. Матери. Следы старых построек не изгладились и по сие время. Достоверно же известно, что пустынь уже существовала в начале XVIII ст., когда она находилась в краинем упадке, так что некому было совершать богослужение, почему протоиерей села Устья и двор. Никифор Поплонский, церковный ктитор, взяли в свою церковь чудотв, икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом, Поплонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахатные и сенокосные угодья на 3 кв. вер. по рч. Ордынке. В цветущее состояние пустынь приведена в 1844-1866 г. трудами игум. Палладия, погребенного здесь рядом с благотворительницей м-ря вдовою шт.-кап. Глазовой. В пустыни с 1859 г. находился на покое архиеп, Смоленский Тимофей, скончавшийся в 1862 г. и погребенный в каменном склепе в приделе Казан. Бож. Матери Софийского собора. В 2 вер. от м-ря находится Предтечевский скит.

   Ордынская пустынь Смолен. епархии. Спб., 1873 г.; Ист. Росс. Иер., III, 259; V, 601; Ратшин, 594; Опис. монаст., 1817 г., 19; Воен. стат. обозр. Смол. губ., 127; Цебриков, Смолен. губ., 404; Памятн. кн. Смол. губ., 1862 г., Отд. II, 35; Извл. из oтд. Об.-Прок., 1853 г., 18 (разреш. постр. церковь); Смол. губ. в., 1853 г., № 20 (Н. Е., Ордын. пуст.); Ист. стат. опис. Смол. епар., 352 (опис. м-ря), 373 (слово преосвящ. Тимофея), 376 (слово преосв. Антония); Строев, Спис. иер. и настоят., 604 (основ. 1720 г.; строит. Александр, 1737 г.); Чтения в И. Общ,. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 301 душ. крест.).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)
    

   За всё время своего существования Ордынская Поречская пустынь переживала периоды как наивысшего расцвета, так и глубокого упадка...
   И то, и другое происходило под влиянием крупных исторических событий и было тесным образом связано с определённой деятельностью людей. В 1451 году два инока одного московского монастыря, страшась появления татар под Москвой и надеясь найти себе другое, более спокойное и надёжное пристанище, удалились из города, взяв с собой в благословение большую Владимирскую икону Божией Матери. Они ушли в леса за 600 вёрст от Москвы и поселились у речки Жидовки, впадающей в Межу.
   Сначала пустынники жили в шалашах и пещерах, потом, когда слух об их подвижнической жизни, трудах и усердной молитве привлёк в наши места других, ищущих уединения и безмолвия, они построили деревянную церковь, в которой и поставили святую икону. Чудодейственные её свойства стали привлекать тех, кто плавал на судах, барках, плотах по Меже. Желая получить покровительство и небесную помощь, купцы оставляли щедрые приношения, из которых и устроился монастырь. Впоследствии он был разграблен и сожжён разбойниками. После их поимки вся местность досталась господам Поплонским. При них монастырь был перенесён на другое, более удобное место. Речка Жидовка, вероятно, по причине страха перед ордынцами, была переименована в Ордынку, а от неё получила название и сама пустынь.
   Около 1720 года Никифор Поплонский, смоленский дворянин, выделил обители в вечное владение лесные дачи и достаточное количество пахотной и сенокосной земли, всего на три версты в длину и столько же в поперечнике по реке Ордынке. Принимая ревностное участие в устройстве Ордынской пустыни, он же был одним из главных жертвователей при постройке каменного храма и келий. Усердием его была воздвигнута соборная церковь. Нижний этаж её освящён в 1725 году в честь Рождества Богородицы, а верхний — в 1731 году в честь Сошествия Св. Духа. Впоследствии к этой церкви была пристроена небольшая каменная церковь Владимирской иконы Божией Матери.
   Подробных описаний как и чем жила Ордынская пустынь с 1739 по 1844 год, в источниках не сохранилось. Известно одно: к середине 19-го века она оказалась в плачевном состоянии. Настоятели в ней сменялись один за другим. Пустынь стала ссыльным местом для подначальных лиц духовного звания за проступки по должности. Внешний вид монастыря был самый жалкий: вместо ограды - какая-то изгородь, трёхпридельная церковь, близкая к разрушению снаружи и внутри, поражавшая своей бедностью, требовала капитальных исправлений. Кельи настоятелей и братии, хотя и каменные, скорее походили на развалины, чем на жильё. О прочих же постройках, в том числе ветхих лачугах для рабочих людей, и говорить нечего. Монастырские поля поросли лесом и кустарниками из-за нехватки рук для их обработки. Хозяйство было запущено и не приносило выгоды.
   Архиепископ Смоленский, преосвященный Тимофей, желал восстановить Ордынскую пустынь, но в то же время видел, что в его епархии нет человека, который мог бы это сделать. Тогда он пригласил из Белобережской пустыни Орловской епархии иеромонаха Палладия, известного своей энергией и добродетельной жизнью.
   Отец Палладий, в миру Пётр Коровьев, уроженец города Волоколамска, въехал в Ордынскую пустынь 12 июля 1844 года. При его управлении пустынь не просто пришла в порядок, а основательно обновилась и расширилась. Прежде всего, отец Палладий положил начало правильному общежитию, приучив иноков к труду и послушанию, приохотил их к внимательному и благоговейному отправлению церковного богослужения, взяв за образец богослужебный чин от Белобережской пустыни и святой горы Афонской, для чего сам лично посетил Афон и Иерусалим. Устроил училище, основал монастырскую библиотеку.

Сретенская церковь.

   В 1845 году, разобрав верхний храм Рождества Пресвятой Богородицы и оставив от него только северную и южную стены, начал сооружать каменный двухэтажный храм, вместительнее и великолепнее прежнего. В то же время на средства вдовы штабс-капитана Александры Артемьевны Глазовой он соорудил каменный пятиглавый храм во имя Софии Премудрости Божьей. Этот почти квадратный храм, просторный и светлый, с арками, колоннами и большим куполом внутри, имел очень большое сходство с Успенским Смоленским собором. Вместо прежней изгороди, окружавшей обитель, отец Палладий начал обносить её каменной оградой с башнями по углам и церковью Св. Николая, на избранном для кладбища месте заложил церковь во имя св. Иоанна Предтечи.
   В 1846 году о. Палладий устроил большой деревянный корпус на каменном фундаменте, где поместил настоятельские и братские кельи. Через два года выстроил для посетителей постоялый двор, ещё через год — трапезную.
   Когда число богомольцев умножилось, о. Палладий выстроил обширную гостиницу. Для склада товара во время трёхдневной ярмарки, в праздник Владимирской Божьей Матери 23 июня, он устроил в монастыре особый гостиный двор.
   Все эти многочисленные сооружения о. Палладий возводил, не имея средств. Окрестные жители жертвовали хлебом, холстом и другой продукцией сельского хозяйства, купцы дарили деньги и товары. По старанию иеромонахов Аполлония и Паисия, которые впоследствии стали преемниками отца Палладия, обитель приобрела многих благотворителей в столице и других городах. Благодаря им, усилиями неутомимого о. Палладия и его последователей Ордынская пустынь выжила и процветала до 1917 года.
   Октябрьская революция в один миг разрушила привычный ход жизни. Не сразу, но всё же перемены пришли в наши края. Становление и укрепление советской власти проходило тяжело и болезненно. Под защиту монастырских стен потянулись сначала потерявшие свои имения помещики, потом белогвардейцы. Неудивительно, что это «гнездо» было ликвидировано, и в начале 30-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль и производство стало расширяться. Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые варварским образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки…
   Стулья, комоды, шкафы, выпускаемые Ордынским промкомбинатом, пользовались большим спросом. Мебель охотно покупали местные жители, но большая её часть уходила за пределы области. Перед началом войны в промкомбинате работало около 300 человек. Прибывающим туда людям надо было где-то селиться, и монастырские постройки, как нельзя кстати, подходили под общежитие.
   В 1941 году предприятие приступило к строительству нового цеха. Он должен был дать первую продукцию в январе следующего, но началась война.
   По воспоминаниям очевидцев, в конце августа 1941 года по старинному большаку через Ордынок отступали на восток колонны смертельно уставших, потрёпанных в боях красноармейцев. На машинах, повозках, носилках и плащ-палатках везли и несли раненых. В Ордынке развернулся полевой госпиталь. Путь же красноармейцев лежал на Жарковский — Пречистое — Духовщину. Там в спешном порядке выстраивалась новая линия фронта.
   Чтобы отрезать пути отхода наших частей на восток, моторизованные части немцев неожиданно нанесли по Ордынку удар. Завязался бой. Было принято решение отправить раненых на противоположную сторону Межи, где немцев ещё не было. С риском для жизни бойцов переправляли под огнём противника. Нашим частям удалось сдержать натиск врага. Однако в ходе боя Ордынок был сметён с лица земли артиллерийским огнём. Сохранились только часть жилого фонда за речкой и здание сельсовета, защищённое высокими стенами монастыря. От последнего остались только кирпичные коробки. Деревянные конструкции сгорели. Позднее и эти коробки были разобраны на кирпич. Он пошёл на кладку печей.
   20 мая 1945 года в целях наилучшего обеспечения трудящихся района предметами широкого потребления промышленный комбинат в п. Ордынок вновь возобновил свою работу. В эксплуатацию были введены по две точки швейного, сапожного, столярного, бондарного, кожевенного производств. Через месяц начали делать колёса, а ещё через месяц вступили в строй кузнечное, слесарное, рыболовецкое производства. В 1949 году было принято решение о строительстве лесопильного цеха.
   В январе 1955 года Ордынский промкомбинат объединился с промартелью имени Дзержинского. С развитием Жарковского деревообрабатывающего комбината производственная деятельность в Ордынке постепенно прекратилась. Резко сократилось и число проживающих в посёлке.
   О том, что Ордынская земля когда-то была святым местом, из которого распространялись лучи духовного просвещения, долгие годы напоминали только остатки кирпичных ворот полностью разрушенного монастыря. Благодаря возрождению Православной России в целом, участию в подвижническом деле семьи Ивановых, А.В. Носко, П.М.Белявского и всех других неравнодушных людей, на наших глазах в истории посёлка Ордынок начинается новая страница. И пусть она будет не менее содержательной, чем предыдущая.

   Наталья МЕДВЕДЕВА,
   заведующая архивным отделом
   администрации Жарковского района

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)
     (Фото. № 2 из издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - Петроград, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека предоставлены Андреем Ага.)

   Смоленской губ., Поречского у., Ордынская пустынь. Храмы 1725 - 30 г.г.

   (Протокол реставрационного заседания 7 ноября 1913 г.).

   Доложено отношение епископа Смоленского и Дорогобужского от 11 ноября 1913 г. с просьбой разрешить: лштукатурить внутренние и наружные стены двух храмов пустыни, исправить штукатурку на колокольне, побелить ограду и окрасить крышу на ней, покрыть железом и окрасить медянкой три двухэтажные башни.
   По письменным памятникам начало пустыни относится к первой четверти XVIII в., а по одному преданию - к половине XV в. (нашествие Орды при Василии Темном); по иному преданию название пустыни связывается с фамилией боярина эпохи царя Алексия Михайловича Афан. Лавр. Ордина-Нащекина, который, будучи в опале, принял иночество и поселился на берегу реки Межи, против нынешней пустыни. В начале XVIII в. пустынь пришла в крайний упадок; усердием смоленского дворянина Никифора Полонского в 1725 г. построен нижний этаж каменной соборной церкви и освящен во имя Рождества Пресв. Богродицы, а верхний отделан в 1730 и освящен во имя Сошествия Св. Духа в 1731 году. Впоследствии к этой церкви, старанием митрополита смоленского Варлаама, пистроена небольшая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этой церкви икона св. Димитрия Ростовского с надписью на обороте: "1762 г. октября 30 дня писал сей образ Торопецкий живописец Гавриил Дерябин, по обещанию господина Симеона Степанова сына Жукова в пустынь Ордынку при строителе иеромонахе Лаврентие" (десять лет спустя после открытия мощей святителя). В 1840-х годах новое запустение пустыни, до 1844 года, когда в управление ей вступил строитель о. Палладий. (Дело 1913 г., № 274. - "Ордынская пустынь Смоленской епархии". Спб. 1837 г. - Зверинский, т. II, № 1028).
   П.П. Покрышкин предложил разрешить побелку по кирпичу.
   Постановлено: 1) разрешить ремонт штукатурки и побелки в существующем виде, 2) просить сведений о внутренней настенной росписи.

Сретенская церковь.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - С.-Петербург, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека.)
     (Фото. № 3 из издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - С.-Петербург, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека предоставлены Андреем Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли