ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, ТРАВИНО

ТРАВИНО - ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ

Воскресенская церковь.

   Село Травино, в настоящее время урочище, находилось в километре к западу от Тархово, на противоположном берегу Лучесы. Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Травино расположено в 30 в. от Белого, на ровном месте, над р. Лучесой. Причт живет 1 версте от церкви, на другой стороне Лучесы, — в местности, исстари называемой Аносовым. Волостное правление (Шоптовское) — в 3 в. от села, граница Ржевского уезда, Тверск. губ. — в 18, ст. Мостовая Московско-Виндаво-Рыбинской жел. дор. — в 20 в. Ближайшие села: Шоптово в 3, Глухово в 9, Кострица в 12 в.
   Село образовалось в 1768 г. 22 февраля 1765 г. помещик поручик Михаил Григорьевич Пенский, полковник Богдан Потемкин и полковник Феодор Броневский просили у еп. Парфения разрешения устроить в сельце Травине, имении Пенского, между селами Шоптовым и Глуховым, приходской храм, с тем, чтобы к нему принадлежали некоторые деревни этих сел. Епископом Парфением дана была храмозданная грамота. Первый деревянный храм перевезен был ктитором из с. Шоптова и освящен во имя Воскресения Христова в 1768 г.; он существовал до 1773 г, когда пожертвован в с. Рогалево, Ржевского уезда, и здесь сгорел в 1820 г. Нынешний каменный, с такой же колокольней, продолговатый храм в память Обновления в Иерусалиме храма Воскресения Христова (13 сентября) построен тем же ктитором Мих. Григ. Пенским и освящен в 1773 г. Церковь эта уп. в 1774 и 1780 г.г. По преданию, на освящении её было до 40 священников, и службы в новоосвященном храме совершались 40 дней сряду; ктитор пожертвовал много своей серебряной и золотой посуды на украшение икон в 5-ярусном иконостасе. В 1820 г. помещик Петр Онуфриевичь Огонь-Догановский пристроил к храму (холодному) теплый придел во имя преп. Нила Столбенского (27 мая и 7 дека6ря). В 1877 г. церковь покрыта железом, оштукатурена, и крыша окрашена зеленой краской. Вокруг цекви — каменная ограда; при церкви — сторожка.
   Особенно ценные иконы в иконостасе: 1) икона Спасителя, в серебряной, вызолоч. ризе, вес. 3 ф.; 2) икона Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, вес. 4 ф.; 3) икона Спасителя, сидящего на престоле, в такой же ризе, вес. 4 ф. 12 зол. Все ризы на иконах вызолочены червонным золотом через огонь. Всего на иконостасе чистого золота более 1 ½ пудовь. Ценные сосуды: 1) потир серебряный, вызолоченный, вес. 2 ф.; 2) дароносный крест серебряный, вес. 1 ф. 48 з.; 3) напрестольный крест серебряный в 1 ф. 24 з.; 4) другой крест серебряный в 1 ф. 12 з. В ризнице до 20 священнических и даконских облачений. В архиве — копии метрических книг с 1820, исповедных росписей с 1837 и приходо-расходные книги с 1809 г. Особенно чтимые иконы — преп. Нила Столбенского и св. Александра Невского.
   В сельце Богородицком, в 3 в. от церкви, устроен был в 1759 г. домовый храм статск. сов. Дарией Феодоровной Строевой; в 1821 г., по ветхости, он был разобран, и церковные принадлежности поступили в приходской храм. В 1858 году помещиком, ген.-майором Сергеем Петровичем Огонь-Догановским (с разрешения арх. Тимофея, от 3 июля 1858 г.) устроена большая каменная часовня на кладбище Литовках, в ½—версте от церкви. Судя по названию этой местности, а также по буграм, в которых нахозятся человеческие и лошадиные кости, полагают, что здесь погребены воины во время нашествия Литвы.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причетников, в 1915 году —из священника и псаломщика.
   Приход первоначально образовался из 60 дворов, причисленных от с. Шоптова, и 30 — от с. Глухова. В 1774 г. в нем считалось 85 дворов. В 1915 году прихожан в сельцах: Травине, Тархове, Починках, Желудове, Лисицах, Шоптовской волости в деревнях: Воронине, Дунине, Белькове, Клевцове, Баевке, Лапкове, Васильцове, Ивановке, Петровке, Карской, Новинках, Гончарове, Коверзневе, Заверзище, Старухах, Замощье, Согаророщье, Нивье, Рубцове, Богородицком, в сельце Пырьевке, в Глуховской волости в деревне Бабоедовке, в сельце Мяте - 300 дворов (860 мужчин, 922 женщины).
   Земская школа, бывшая в селе, в 1905 г. переведена в д. Воронино, в 2 в. от церкви; в ней 50 учен. (36 м. и 14 д.). В 1896 г. была открыта школа грамоты в д. Карской, в 1904 г. преобразованная в церк.-приходскую; в 1898 г. построено для неё новое здание на средства С.А. Рачинского учащихся в ней 51 (31 м. и 20 д.). В 1901 г. открыта церк.-прих. школа в с-це Мяты; здание для неё построено Бельским купцом Ив. Павл. Маркеловым; учащихся 26 (14 м. и 12 д.). В Тархове женская земская школа, с общежитием; учащихся 43.
   Нравственность невысокая. Бывают случаи воровства и пьянства. С 1898 г. существует общество трезвости. Членам выдаются иконки Казанской Б. М., с надписью на обратной стороне имени и отчества члена и времени вступления в общество.
   Прихожане религиозны и усердны к храму.

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
     (Фото. из издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 55-й. (Вопросы реставрации, вып. 14). - Петроград, 1914. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA предоставлено Андреем Ага.)

   Смоленской губ., Бельского у., с. Травино. Воскресенская церковь, 1768 г.

   Протокол реставрационного заседания 20 февраля 1914 г.

   Доложены: 1) отношения преосвященного Феодосия Смоленского и Дорогобужского от 12 мая и 10 октября 1913 г. с просьбой разрешить внутри храма перештукатурить, местами, стены и выкрасить красками на клею, на стенах и потолках написать картины и орнаменты, иконостас выкрасить эмалевой краской, резьбу исправить и перезолотить вновь, все иконы в иконостасе переписать вновь, а также поновить и другие иконы. Иконостас уже разобран по причине перестилки полов, разрешенной епархиальным начальством. Церковь построена местным щедрым благотворителем и строителем многих церквей поручиком Мих. Григ. Пенским, расширена в 1830 г. пристройкой с запада, одноэтажная, высотой 7 саж., длиной 6 саж. 1 арш., шириной 4 саж., построена из кирпича обыкновенного размера.
   2) Заключение П.П. Покрышкина, осмотревшего церковь 17 февраля 1914 г., следующего содержания: "Иконостас уже позолочен, окрашен, собран, иконы в нем вновь сплошь переписаны очень плохим живописцем; приходится об этом очень жалеть, так как, судя по сохранившейся случайно иконе Входа Господня в Иерусалим, в праздничном ярусе, иконы были прекрасной фряжской иконописи, одновременной с великолепным иконостасом 1768 г. На местных иконах сохранились оклады местной, "Смоленской" чеканки середины XVIII в. Есть подобные оклады и в других ярусах, которые, кажется, не подверглись печальной участи местных икон. Стенопись в главной части церкви тоже уже перемалевана очень плохо; до этой перемалевки она была сходна с сохранившейся несравненно более пристойной росписью стен, парусов и потолка в трапезной части. В церкви ещё имеются неиспорченные прекрасные иконы XVIII и XIX веков: Нерукотворенный Образ, очень красивый образ Неопалимой купины в окладе 1776 г., Преображение Господне 1 арщ. 8 в. вышины. Испорчены иконы с отличными окладами св. Николая Чудотворца местный (оклад XVIII в.), ныне стоящий на полу в алтаре, образ Приснодивы поясной с окладом нач. XIX в., образ св. Нила Столобенского (оклад XVIII в.). Сильно испорчена и сень над престолом. В церкви сохраняются отличные сосуды начала XIX в. с тончайшей чеканкой и эмалями, крест медный напрестольный с очень интересным чеканным орнаментом, сплошь покрывающим всю обратную сторону креста, XVII - XVIII в.в. При последних работах упразднен престол в трапезной; на его месте теперь аналогий со старинным овальным образом св. Нила Столобенского, вероятно, из иконостаса; трапезная часть соединена с главной посредством арки в размер ниши, бывшей ранее со стороны главной церкви.
   Об архитектуре церкви должно заметить, что главная часть её, возведенная в 1768 г., имеет оригинальную слабо выраженную форму восьмигранной призьмы, повернутой углами к середам фасадов, но ребоа этой призмы сильно скругленны, а с фасада спутаны пилястрами; видимо, строитель не справился с круглой формой, задуманной им в начале. На главном куполе, недурно обрисованном, сохранился красивый ажурный крест, деревянный же купол трапезной части обшит железом. Трапезная часть и колокольня пристроены в 1830-х годах, деревянный потолок её с парусами поддержан колоннами, в общем красивой архитектуры.
   В заключение считаю долгом констатировать тот печальный факт, что, несмотря на циркуляры Коммиссии и Св. Синода и усилия местного епархиального начальства, на местах не считаются с необходимостью оберегать памятники русского искусства. Наблюдения мои за последнюю поездку с 13-го по 19-е служат к этому заключению довольно яркой иллюстрацией. В Сольцах испорчен ремонтом собор XIX в., в Витебском Николаевском соборе для поднятия колокола подрубили на колокольне столбы звона, в Бизюкове безобразно расписаны стены теплой церкви XVIII в., закрашены иконостасы в обоих церквах XVIII в., с уничтожением частей резьбы и целых колонн, и замазаны иконы, в Дорогобуже построили при соборе новую колокольню, а старую, середины XVIII в., хотят уничтожить, в Травине перемазаны иконы XVIII в., сделана новомодная и очень плохая роспись стен. Все эти работы произведены без ведома Коммиссии и при том в самое недавнее время. С этим печальным явлением Коммиссия может бороться только путем своевременных командирований своих представителей на места, ибо из моей практики я прихожу к выводу, что по всей России происходит одно и то же".
   Постановлено: 1) поставить духовной консистории на вид, что ремонт произведен без надлежащего разрешения, 2) стенопись в трапезной сохранить.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 55-й. (Вопросы реставрации, вып. 14). - Петроград, 1914. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли