ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, ТАТЕВО (ИВАНОВСКОЕ)

ТАТЕВО (ИВАНОВСКОЕ) - ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Сергея Павловича Носикова.

   Церковь действующая. Служит по совместительству священник КОЛИСТРАТОВ Игорь Александрович, настоятель церкви Новомучеников Российских в посёлке Оленино.

   Описание прихода в 1915 году:

   Село Татево, Ивановское, первое название которого произошло от владельцев - князей Татьевых, второе - от перваго храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, — расположено на северо-восточной окраине Бельского уезда, близ границы с Тверской губернией, в 45 в. от Белого (летом в 60 в.). Глуховское волостное правление находится в 12 в. от села, почтовое отделение и железная дорога — в 10 в. Ближайшие села: Бельского у. — Глухово в 9, Кострицы и Егорье (Береза) в 12, Шопотово — в 15, Знаменское (Меженинка) в 18 в.; Ржевского уезда, Тверской губ. — Спас-Береза в 5, Рогалево в 8, Бобровка и Завидово в 15 в.
   В селе, возле церкви, всего пять домов: три церковных дома, в которых живут члены причта, церковная сторожка и церковно-приходская школа. В ¼ в. от села - мелочная лавка. В таком же расстоянии с другой стороны — родовое имение Рачинских Татево, с каменным двухэтажным домом, огромным парком и садом, оранжереями, хозяйственными службами и проч. Здесь жил, между прочим, прадед С.А. Рачинскаго, Богдан Алексеевич Рачинский — депутат Бельского уезда в Екатерининской Комиссии об уложении.
   Первый храм построен (а вместе основано и село) в начале ХVIII в. Бывший тогда владельцем с. Татева Григорий Григорьевич Пенский 15 февраля 1714 г. испросил у митр. Дорофея благословение на построение в своей деревне Коптелой деревянного храма во имя Рождества Ианна Предтечи "ради поминовения родителей своих и ради крестьян своих великия их нужды". До тех пор нынешний Татевский приход принадлежал к приходу с. Егорья (Березы), которое удалено было от некоторых деревень на 20 и более верст. "И в те деревни того села Березы (говорилось в прошении Г.Г. Пенского) попу к крестьянам со всякою духовною потребою в иныя времена за водами да за болотами выезжать удалено". Когда построена и освящена эта церковь, - неизвестно; но она упоминается в документах первой половины ХVIII в., и со времени её построения село стало называться Ивановским.
   Нынешняя каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, с тогдашним приделом Покрова Пр. Богородицы, построена сыном ктитора первого храма, поручиком Смоленской шляхты Михаилом Григорьевичем Пенским, в 1748 г. Антиминс, выданный в том же году епископом Гедеоном в придельную церковь, хранился в ризнице Смоленского Архиерейского дома. Эта церковь упоминается в 1774 И 1780 г.г. Ктитор в 1748 и 1749 г.г. пожертвовал в пользу церкви остальную землю дер. Коптелой, а также пустошь, при чем владевших ей крестьян помянутой деревни обязался в январе 1751 г. перевести в другое место.
   Внук Михаила Григорьевича Пенского, Николай Богданович Потемкин, — коему досталось Татево, по духовному завещанию, от матери его Феодосии Михайловны, — пожертвовал 25000 р. на постройку церкви в с. Воротышине, Духовщ. уезда, сожженной французамии, и на обновление церкви в с. Татеве. Воля его была исполнена его зятем Антоном Михайловичем Рачинским, во владение котораго поступило Татево. Церковь получила тогда тот вид, который она имеет и до настоящаго времени. (Грамота на пристройку к каменной церкви Пресв. Троицы каменного же придела во имя Рождества Пр. Богородицы выдана Николаю Богд. Потемкину епископом Парфением 20 мая 1789 г.; антиминс же в эту, придельную, церковь выдан был в 1808 г.
   Храм имеет форму широкого четыреугольника, с двумя полукруглыми алтарями в ряд. Колокольня стоит отдельно, с западной стороны, и соединена с церковию крытою галлереей, на 8 каменных столбах. Вход в церковь — через галлерею. Архитектура церкви — незатейливая: простой, без украшений, четверик; выше — такой же величины осмерик; все заканчивается шейкой, с небольшой главой. Несколько красиве колокольня: здесь — два стройных, высоких четверика, с большими пролетами, красивой овальной крышей и высоким шпилем.
   Внутреннее устройство церкви — также простое. При входе — небольшой притвор; из него прямо — вход в главный храм (холодный), направо — в теплый придел. Последний устроен в ряд с настоящей церковью и соединяется с ней большой аркой. Двухярусный, резной, с позолотой, иконостас настоящей церкви, на 4-х колоннах — тонкой старинной работы. Ризы на иконах, находящихся в нем, — серебряные, чеканной, с позолотой, работы 1775—1779 г.г., весом 2 - 3½ ф. (всех таких икон восемь). Главный храм поновлен в 1910 г. на пожертнованную В.А. Рачинской (в год её смерти) сумму до 2000 р.
   Утварью церковь достаточна. Имеются два набора старинных массивных серебряных сосудов и два старинных Евангелия с серебряными крышками — одно 1744, другое 1798 г. В архиве хранятся, храмозданная грамота митр. Дорофея, от 15 февраля 1714 г., Гр. Гр. Пенскому на построение первого храма; 2., дарственные записи 1748 и 1749 г.г. Мих. Гр. Пенского на землю, в количестве 162 дес., для прокормления причта; 3, храмозданная грамота епископа Парфения, от 20 мая 1789 г., Николаю Богд. Пенскому на пристройку к храму Пр. Троицы каменного придела во имя Рождества Пр. Богородицы.
   С особенной торжественностью празднуется в селе день памяти свв. братьев—просветителей славян Кирилла и Мефодия (11 мая). Накакуне ученики, после обеда, собираются в школу. В 6 час. вечера совершается всенощное бдение. На другой день утром в школе читается священником и учителями житие свв. братьев и изъясняется смысл праздненства. В 9 час. начинается звон. Ученики идут в церковь, неся хоругви—буквы, т.е. большие, прикрепленные к древкам листы бумаги, с напечатанной на каждом крупной буквой кириллицы. По окончании литургии, одни ученики берут хоругви—буквы, другие — икону свв. Кирилла и Мефрдия и, в сопровождении священника, при пении тропаря свв. первоучителям, идут вокруг храма, а затем, через церковную площадь, в школу, где совершается торжественный молебен. После молебна ученикам раздаются в награду книги и предлагается чай и обед.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и двух причетников. В 1915 году причте состояли священник, диакон и псаломщик. В 1910 г., для облегчения трудов священника по наблюдению за школами, диакон с. Татева Петр Дунаев рукоположен во священника, с оставлением на диаконской вакансии; псаломщик же Михаил Семенов рукоположен во диакона, с оставлением на вакансии псаломщика. Священником с 3 мая 1911 г. состоит Константин Кулагин, возведенный в 1913 г. в сан протоиерея.
   Приход в 1774 г. состоял из 100 дворов. Прихожан в 1915 году в селе Татеве, в деревнях: Демидове, Татеве, Зехине, Гурошах, Борках, Кулаках, Шкалах, Пшенной, Коротнях, Комисарове, Гришине, Бредовах, Пустыньке, Кулаковке - 310 дворов (1072 мужчины, 1158 женщин).
   По указу Св. Синода, от 19 марта 1913 г., в состав прихода включены крестьяне д. Халютина, Ржевск. уезда (в 1 в. от с. Татева), хлопотавшие об этом в течение двух лет. В благодарность за это они соорудили в храме с. Татева, шелковые хоругви, стоимостью в 55 р.
   Кроме того в приходе есть отдельные поселения и хутора: Пузаниха, Заходы (мельницы), Белоусово, Химаново (хутора), Скрипка, Соболевка (латышские поселки), Перхерево, Мокрое (поселки) и Столбоваха (имение). В дер. Кулаковке 15 дворов раскольников (44 м. и 44 ж.), предки которых переселены сюда в 1818 г. из Гжатского и Сычевского уездов.
   Прихожане отличаются религиозностью. Часто они обращаются с вопросами религиозного характера к священнику. Далекие от городов и фабрик, они ведут простую, нравственную жизнь, руководясь дедовскими преданиями и обычаями. Среди них высоко стоит авторитет отца, и, где есть отец, братья живут вместе, разделяясь только по смерти его. Семейные узы крепки. Водка употребляется лишь при случае да в престольные и великие праздники (Пасха, Рождество, масляница).
   Народное образование стоит в приходе весьма высоко благодаря дятельности С.А. Рачинского. В селе в память этого школьного деятеля, в 1907 г. устроена Св. Синодом двухклассная церк.-приходская школа с 6-годичным курсом, помещающаяся в каменном двухъэтажном здании, с общежитием на 60 человк, рекреационной залой, сельско-хозяйственными и ремесленными курсами. В праздничные дни, между утреней и обдней, ведутся в этой школе внебогослужебные чтения. В особом помещении сохраняется вся обстановка жизни С.А. Рачинского в старой его школе. С 1908 г. существует еще в селе одноклассная церковно-приходская школа для двочек. Попечительницей школ состояла В.А. Рачинская, после же её смерти († 17 мая 1910 г.) попечительство над всеми церковными школами Татевского прихода принял на себя её племянник, камергер Высочайшего Двора, Член Государств. Совета, почетный попечитель церковных школ Конотопского уезда, Черниг. губ., Александр Константиновичь Рачинский, жертвующий ежегодно свыше 2000 р на четыре школы.
   В д. Шкалах открыта С.А. Рачинским в 1891 г. школа грамоты; в 1909 г. она преобразована в одноклассную церк.-приходскую школу. Точно также открытая С.А. Рачинским школа в дер. Зехине в 1909 г. преобразована в одноклассную церк.-приходскую. Поочередно в этих двух школах в воскресные дни вечером служатся всенощные бдения (как для учеников, так и для жителей, удаленных от храма на 6 — 10 в.). После службы бывает чтение назидательных статей и рассказов и бесид по поводу прочитанного. Всенощные и беседы нравятся народу, и их посещают до 300 человек, так что школьное здание не вмещает всех. В 1911 г. открыто земское начальное училище в д. Кулаках.
   Церк.-приходская школа в дер. Вязовах устроена С.А. Рачинским преимущественно также для прихожан с. Татева, и обслуживает она пять деревень этого прихода и только две деревни Кострицкого прихода, в пределах коего находится. Бывшие сотрудники и ученики С.А. Рачинского во всех этих школах стараются поддерживать традиции и порядок, заведенный им. Отношение народа к школе, особенно Татевской, самое доброе, даже благоговейное, так как школа эта не только дала многим грамотность и твердое нравственное воспитание, но многих также вывела и на путь широкой общественной деятельности.
   Владельцы имения Татева, Рачинские, ведут происхождение от древнего рода, герба Наленчь, происходящего из Великой Польши и восходящего к ХIII в. Ян Рачинский получил земли в Бельском уезде от Владислава III; дети его Даниил и Ян приняли в 1656 г. русское подданство. Род Рачинских внесен в VI ч. родосл. книги Смоленской губ. (Гербовник, VI, 107).
   Рачинские заботились всегда не только о Татевском храме, но и о своих крестьянах доброта и отеческое попечение их о крестьянах были традиционными их чертами.

   С историей села Татево связаны имена известных людей:
   Рачинский Сергей Александрович (1833—1902) — родился в селе Татево. Профессор Московского университета, ботаник и математик, в 1867 году, в связи со студенческими волнениями, вышел в отставку, в 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школе с общежитием для крестьянских детей. Выдающийся педагог и просветитель. Умер 2 (15) мая 1902 года и похоронен в Татево. ПОДРОБНЕЕ >>>>
   Александр Петрович Васильев (1868—1918) — протоиерей, духовник царской семьи и один из виднейших пастырей-трезвенников. Родился 6 августа 1868 года в деревне Шоптове, осиротев, находился на попечении в школе соседнего села Татево. Расстрелян 5 сентября 1918 года в Петрограде. ПОДРОБНЕЕ >>>>
   Крылов Александр Петрович (1904—1981) — российский ученый, академик АН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор систем разработки нефтяных месторождений. Родился в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии в семье священника.
   Николай Петрович Богданов-Бельский — знаменитый русский художник, академик живописи, действительный член Академии художеств. Внебрачный сын батрачки, родился 8 декабря 1868 года в селе Шопотове (Шоптове), по другим источникам — в д. Шитики, учился в Татевской средней школе. Автор знаменитых картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей), изобразивших жизнь сельской школы и крестьянских детей. Умер 19 февраля 1945 года в Берлине (по официальным советским биографическим данным — в Латвийской ССР). ПОДРОБНЕЕ >>>>

 

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915. и материалам сайта ВИКИПЕДИЯ.)
     (Фото. Сергея Павловича Носикова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли