ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, КОСТРИЦА (КОСТРИЦЫ)

КОСТРИЦА (КОСТРИЦЫ) - ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

Тихвинская церковь.

   Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Кострица, Кострицы — расположено от Белого в 50 в. и в 12 в. от границы с Тверской губ., при впадении р. Кострянки в р. Лучесу и в ½-версте от большой дороги из Белого в Ржев. Возле церкви — волостное правление (Глуховское), земская школа и усадьба имения Кострицы (некогда принадлежавшего ктитору И.А. Пенскому, затем Полуевктовым, Ржевскому купцу Осипу Соколову, а ныне Ржевскому же купцу—старообрядцу Мих. Салонникову). Причт живет в 1 версте от церкви. От станции Оленино Московско-Виндаво-Рыбинск. жел. дороги село отстоит на 20 в. Ближайшие села.: Глуховр в 3, Татево в 12, Покров на Обше в 15 в.
   Село не очень древнее. Как видно из храмозданной грамоты, епископом Парфением разрешего было корнету Ивану Андреевичу Пенскому в 1790 году построить в сельце Кострице однопрестольную кдадбищенскую каменную церковь во имя Тихвинской Божией Матери. По устроении храма и снабжением утварью и ризницей, разрешено было в 1796 г. еп. Димитрием освятить его благочинному, священнику Николаевской г. Белого церкви Феодору Солнцеву. Храм считался на первых порах приписным к с. Глухову. Но, так как жителям далеко и обременительно было, особенно в весеннее и осеннее половодье, ходить на богослужения в с. Глухово, за р. Лучесу,то с 1803 г. он сделан был приходсим. Грамотой еп. Серафима разрешено было в 1807 г. устроить при означенной церкви в с-це Кострице трапезную каменную, с такой же колокольней, церковь во имя св. Иоанна Богослова. Построение этой церкви окончено было в 1811 г, и грамотой еп. Серафима дано было благословение освятить ее тому же благочинному Ф. Солнцеву.
   Весь храм в длину имеет 10 саж.; в ширину настоящий — 5 саж., придельный 4 саж. 1 арш. Настоящий, холодный, расположен в восточной части; придельный, теплый - в западной части храма. Они соединяются посредством двух дверей, находящихся по обе стороны придельного алтаря. Иконостасы в обоих храмах в два яруса: в нижнем большие иконы, в верхнем малые, круглые. Царские врата — резные, вызолоченные на полименте. Снаружи храм оштукатурен и побелен; крыша окрашена темно-зеленой краской. Колокольня соединена с храмом. Кресты на церкви и колокольне деревянные, обитые белою жестью.
   Придельный храм во имя св. Иоанна Богослова (26 сентября) — упразднен по указу Смоленской Духовной Консистории, от августа 1904 г. за № 9578. Под этой церковью погребен ктитор И.А. Пенский.
   В храме, у правого клироса, находится чтимая икона Тихвинской Божией Матери, принесенная с Афонской горы при основании храма. Риза на ней — серебряная, позлащенная, с такими же венцами над Спасителем и Божией Матерью; украшения на главе Богоматери и звезды на Её оплечьи — из стразовых камней. Замечательна также по работе старинная икона Распятия, с ликами Богоматери — с правой стороны — и Иоанна Богослова — с левой, — вышитыми гарусной шерстью разных цветов на черной материи. Икона эта (как и Тмхвинской Б. М.) — в деревянной раме столярной работы, за стеклом. Она подарена в церковь ктитором и находится в придельномь алтаре, над жертвенником. В д. Вязовах предстоит постройка храма.
   Из предметов ризницы замечательны: 1) Евангелие напрестольное, в лист, изд. 1791 г., в переплете, обложенном медью и посеребренном; 2) такое же Евангелие, в ½—листа, изд. 1735 г. В архиве находятся: храмозданные и храмосвятные грамоты, копии метричских книг с 1803 и исповедные росписи с 1822 г. В библиотеке имеется полный круг богослужебных книг, изд. 1769 — 1794 г., в досчатых кожаных переплетах; собрание поучений на воскресные и праздничные дни, на церк.-слав. языке, изд. 1781 г; о истинном христианстве И. Арндта, 1784 г. и проч.
   Прихожан в 1915 году в селе Кострице, в деревнях: Алексине, Андреевском, Вязовах, Зубовке, Забегах, Лисьей Пустоши, Нарезках, Пустошке, Репище, Холме, Новой, Осиновке, Березуях, Большом Борятине, Галичкине, Дубровке, Емилианенках, Красной Долине, Вереистой, Сельце Кореневке, Криуше, Пелюховке, Смолькове, Сухоновке, Малом Борятине, Пшенной, Русине, Ходулихе - 334 двора (1025 мужчин, 1044 женщины).
   С.А. Рачинский с первого года своей школьной дятельности (1876) обратил внимание на состояние прихода. Он посетил школу, устроенную в дер. Пустошке крестьянином Никифором Осиповым, и на следующий год взял всех учеников в свою Татевскую школу, где воспитывал их на свой счет. Двое из них впоследствии сделались священниками, многие учителями. В 1883 г. Рачинский открыл школу в д. Кулаковке, поручив ее учителям из своих учеников; но, так как она оказалась не в центре этой местности, и все стремились в Татевскую школу, — то Рачинский перенес ее в д. Вязоваху, где устроил для неё прекрасное здание на пожертвованной крестьянами земле. При школе была устроена моленная для совершения всенощных в воскресные и праздничные дни и ведения религиозно-нравственных бесед. Часто приезжал сюда для бесед с народом и сам С. Ал. Перед смертью он имел желание устроить в д. Вязовах храм. Сестра его, Варвара Александровна, отводила под церковь 36 дес. земли; построить же церковь обещал Бельский купец Илья Мих. Михайлов. Но С.А. умер — и планы его остались не выполненными.
   В настоящее время в приходе две школы: земская при церкви, с 1878 года, с 66 уч. (46 м. и 20 д.), и церк.-приходская в д. Вязовах, со 100 уч. (85 м. и 15 д.).
   Нравственность народа - удовлетворительная. Пьянство не особенно развито. Но народ не отличается большой религиозностью: напр., в праздники часто крестьяне работают. В приходе 11 раскольников и 1 лютеранин.
   Летопись ведется с 1883 г.

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
     (Фото. предоставлено Егором Орловым aka Babilon. 1943 г.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли