ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, ГЛУХОВО

ГЛУХОВО - БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ

   Село Глухово, в настоящее время урочище с кладбищем, находилось на берегу Лучесы в километре к юго-западу от Александровки. Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Глухово расположено в глухой местности, в 40 в. от Белого, в 11 в. от границы с Тверскою губернией и в 17 в. от ст. Оленино Моск.-Винд.-Рыбинской жел. дороги. В селе 6 домов, в том числе церк.-прих. школа и сторожка; живут в нем только духовные, мещане и два сторожа с семьями. Волостное правление (Глуховское) находится в 3 в. от села; ближайшие села: Кострицы в 3 и Татево в 10 в.
   Первая деревянная церковь во имя св. великом. Параскевы устроена Смоленским шляхтичем Никитой Ильичем Подревским в 1710 году. Она упом. в 1762, 1774 и 1780 г.г. В церковной летописи сказано, что она сгорела от неизвестной причины в конце ХVIII в., в день Богоявления. Второй деревянный храм, по словам той же летописи, устроен был вскоре после этого также во имя св. вел. Параскевы усердием майора Евсигнея Яковлевича Балкашина (Однако в 1808 г. выдан был антиминс в деревянную церковь Богоявления в с. Глухове). Этот храм также сгорел летом 1811 г. от молнии.
   Нынешний каменный, с такой же колокольней, холодный храм во имя Богоявления Господня, с теплыми приделами — с правой стороны во имя св. великом. Параскевы и с левой во имя Вдадимирской Божией Матери (21 мая, 23 июня и 26 августа) - построен вдовой помянутого строителя Параскевой Максимовной и дочерью-девицей Адександрой Евсигнеевной Балкашиными на сборную сумму в 1813 г. Во время строения обрушился купол, и работа начата была вновь. Когда она была окончена, — весь храм оказался непрочен, и, по указу Консистории, придельная часть храма была выстроена вновь, с расширением для двух приделов. Впоследствии Александра Балкашина построила в ограде церковной свой дом и была полной распорядительницей храма: священник, идя в храм, просил у неё ключи и разрешение совершить службу. В храме была у неё комната с окошечком против придела Владимирской Божией Матери; здесь она молилась во время богослужентя, и здесь же хранились некоторые хозяйственные запасы (наливки и пр.). Комната эта уничтожена только в 1899 г., через что значительно увеличилось место для молящихся. Когда Балкашина скоропостижно скончалась в г. Белом в 1868 г., — причту пришлось испытать не мало хлопот, так как имущество её было опечатано, а в числе него оказались многие церкоаные вещи и книги.
   С западной стороны храма выделяется колокольня; с ней соединен теплый храм, имеющий форму квадрата; к теплому пристроен холодный храм, также квадратный, но более высокий и узкий; алтарь выделяется с восточной стороны полукружием. Проход из теплого в холодный Богоявленский храм - между алтарями.
   В алтаре, на особом налое, находится серебряный, позлащенный крест с частицами мощей: ап. Петра, Николая Чуд., Феодора Стратилата, ап. Андрея, митр. Филиппа и проч. По рассказу летописи, в 1845 г. найдены во рву на церковной земле три колокола, самый большой в 5 пуд.; из них были Слиты колокола, теперь висящие на колокольне (в 13, 3 и 2 пуда).
   Причт в 1762 г. состоял из 1 священника, 2 дьячков и 1 пономаря; в 1774 г. — из 1 священника и 2 причетников. В 1915 году причт состоял из священника и псаломщика.
   Приход в 1762 г. состоял из 114 дворов, в 1767 — из 120, в 1774 г. — из 107 дворов. В 1768 г. часть его перешла к приходу с. Травина, а в 1803 г. — к приходу с. Костриц. В 1915 году прихожан в селе Глухове, в сельцах: Гусеве, Глухове, Иванюжине, Нивье, Жерносекове, Плоском, Полелееве, Синицах, Устинке, Никитском, Давыдове, в поселках: Ломах, Хвощанке, в деревнях: Александровке, Бурдочках, Васькове, Вереистой, Горбачеве, Гавричках, Гордееве, Гороватке, Гусеве, Забегах, Ильине, Клетище, Кузовлеве, Котеницах, Лисьей пустоши, Мартинове, Мисюлькине, Меркушах, Моткине, Новобоярщине, Новоселках, Пелюховке, Прудянке, Пустошке, Репище, Степановке, Сосноватке, Хариках, Хмытылях, Ходулихе, Холму, Хорошеве, Цыганове, Эхнах, Шалпиловке - 318 дворов (985 мужчин, 1049 женщин).
   В селе с 1885 г. одноклассная церк.-прих. школа (в 30 саж. от церкви), основанная С.А. Рачинским и долго на его средства существовавшая (он состоял её попечителем). В 1896 г., вм. ветхого здания, им устроено великолепное новое. В настоящее время попечителем её состоит академик живописи Николай Петрович Богданов—Бельский. Кроме школьной библиотеки, при школе существует бесплатная народная библиотека Общества ревнителей исторического просвещения в память имп. Александра III (с 1901 г.); имеется общежитие при школе и хор. Учащихся — 80 (58 м. и 22 д.). В д. Меркушах — школа грамоты, возникшая также на средства С.А. Рачинского в 1901 г. Её попечителем состоит также Богданов—Бельский; учащ. 36 (27 м. и 9 д.).
   Нравственное состояние прихода удовлетворительно. Пьянство наблюдается лишь в праздники и во время свадеб. В приходе существует общество трезвости. Вступающий в него служит молебеен перед иконой Владимирской Божией Матери и дает обет абсолютного воздержания от всяких спиртных напитков. Каждому дается после этого иконка Владимирской Б. М. и до 10 брошюр о вреде пьянства. Члены общества в большинстве случаев остаются верны обету.
   Жители отличаются религиозностью и усердием к храму. В приходе есть 16 раскольников; для совершения треб приезжают к ним попы из с. Верховья на Обше; с православными они живут дружелюбно.

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли