ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ОЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, БЕРЕЗА (ЕГОРЬЕ, ЕГОРЬЕ НА БЕРЕЗЕ)

БЕРЕЗА (ЕГОРЬЕ, ЕГОРЬЕ НА БЕРЕЗЕ) - ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ

Место разрушенного храма.

   Село Береза, в настоящее время деревня, расположена в 2-х километрах к югу от поселка Мирный. Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Береза, Егорье, Егорье на Березе — расположено на высоком месте, в ¼ в. от глубокой реки Березы (приток Межи), в ¼ в. от станции Мостовой Московско-Виндаво-Рыбинской ж. дор., в 50 в. от Белого. Ближайшие села: Роголево, Ржевск уезда, в 5, Поникли и Татево в 10, Меженинка (Знаменское) в 12, Травино и Шоптово в 18, Заозерье и Монино в 30 в. В селе 12 домов, волостное правление, 2 церковных сторожки; кроме духовенства, в селе живут дворяне и крестьяне.
   Село существовало, вероятно, в самые древние времена. В 1632 г. на Березе, которая названа при этом пустошью (в 50 в. от Белой). стоял кн. Сем. Вас. Прозоровский, и мужики из дер. Сорококоренья привели к нему сюда языков. Первый храм св. вел. Георгия упоминается в книге митр. Симеона 1698 г., при чем сбор с него положен 3 р., и священники указаны Петр и Сидор. Вероятно, в этот храм, названный "Березовским", выдан антиминс м. Симеоном (1675 — 1699). Храм этот находился саженях в 100 влево от нынешнего храма, где доселе находят остатки фундамента из бута и дубовых гробов. Второй деревянный храм во имя Вознесения Господня, с приделом вел. Георгия (в ряд с ним), устроен Смоленским шляхтичем Иваном Александровичем Скрыдлой в 1754 году. От этого храма сохранились два антиминса, на которых доселе приносится бескровная жертва. Храм этот существовал до 1835 г., когда, за ветхостью, был разобран. На месте алтаря была устроена деревянная оградка, поддерживаемая доселе. Нынешний каменный, с такой же колокольней, храм во имя Вознесения Господня, с приделом преп. Феодосия Тотемского (26 января), построен майором Даниилом Алексеевичем Барщевским в 1812 году. Так как в здание церкви положены были худые связи, то в 1828 г. в стенах появились трещины. Храмь был запечатан и разобран; восстановлен же он вновь в 1833 году на 3000 руб. асс., выданные из Св. Синода, и на пожертвования. Главными деятелями по восстановлению храма были свящ. Александр Белкин, диакон Димитрий Касаткин и церковный староста, штабс-капитан Мих. Ив. Кушин (с—ца Подострожья). Касаткин два года странствовал по России с книгой для сбора пожертвований на храм. В 1844 г. помещица с. Гайденова Мария Андреевна Кулеша, из рода ктиторов Скрыдловых, устроила в придельной церкви храма, по левую его сторону, новый иконостас, который был освящен 17 ноября 1845 г. во имя св. вел. Георгия (23 апреля и 26 ноября). В 1859 г. в придельной церкви устроена на кошельковую сумму печь. В 1864 г. старанием церковного старосты Васил. Серг. Войтеховского и свящ. Вас. Руженцева церковь была обновлена внутри и снаружи. В 1865 г., вместо сгнившей деревянной ограды, вокруг храма вырыта канава, шириной в сажень и глубиной в 7 четв. В 1868—9 гг. помещиком Стеф. Егор. Кулеша устроен новый иконостас в настоящей церкви. Ремонт храма произведен, затем, в 1877, 1881, 1885, 1891, 1896 и 1903 г.г.
   Нынешний храм имеет форму корабля. Он оштукатурен и чисто выбелен известью. Крыша на нем железная, окрашенная медянкой; главы и кресты позолочены. Внутри весь храм окрашен свтло-розовой краской; придельные иконостасы окрашены зеленой краской; резьба позолочена червонным золотом. Иконы в иконостасах — новой живописи. Настоящая церковь отделена от придельной стеклянными дверями. Пол церкви устлан американскими цветными плитами, а верхняя ступень амвона — светло-серым мрамором.


Вознесения Господня церковь. (На заднем плане). Фото. 1942 г.

   Достопримечательностями храма служат антиминсы и крест с рукояткой. На антиминсе Георгиевского храма надпись: "Повелением благочестивейшия самодержавнейшия Государыни нашея императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Св. Правительствующаго Синода священнодействован Преосвященным Гедеоном, Епископом Смоленским и Дорогобужским, в лето мироздания 7256, от Р. Х. 1748, индикта 11, июня в 19-й день". Точно такая же надпись и на антиминсе Вознесенского храма; только священнодействован он пятью годами позже — 1753 года октября в 19 день. На деревянном кресте надпись: "Освятишася жертвенницы Господа Бога и Спаса нашего И. Х. во храме Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святаго велик. Георгия при державе благочестивейшия самодержавнейшия великия Государыни нашея императрицы Елисаветы Петровны и всея России, при наследнике ея, внуке Петра перваго, благоверном Государе великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его, благоверной Государыни великой княгине Екатерине Алексеевне, по благословению Св. Правит. Синода и Преосвященнаго Епископа Гедеона Смоленскаго и Дорогобужскаго в лето 1754 году, индикт 2, месяца сентября 10 числа, святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. А святаго великом. Георгия месяца того же 11 день, преподобныя матери нашея Феодоры Александрийския".
   Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 году, по штату 1885 года, причт двухкомплектный, состоящий из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков.
   В 1774 году приход состоял из 124 дворов. В 1910 г. в приходе состояло 740 дворов, 2076 душ мужского и женского пола. В 1913 году открыто новое село в деревне Коптянке, и некоторые деревни прихода с. Березы отделились к этому селу. В 1915 году прихожан: 1) Священника Петра Соколова - в селах: Березе, Феодоровском, Пашкине, Мостовой-Слободке, Масленке, Торопине, в сельцах: Княжом, Новосельцеве, Кушкине, Парфенове, Матюшкине, Навецах, Крестове, при станции Мостовая М.-В.-Р. ж.д., в деревнях: Маслакове, Волкове, Пашкине, Васильевом Починке, Казине, Сторожище, Иванюжене, Гришине, Глазунове, Верхней Мостовой, Мякишеве, Шарках, Приказчиках, Колбасине, Новиках, Любтюхах, Сукине, Бобыреве, Кострове, Бутримове - 308 дворов (839 мужчин, 848 женщин). 2) Священника Николая Пронина - в сельцах: Березе, Гайденове, Забежье, Прудянке, Мокром Починке, Медведках, Примшице, Мостовой-Слободке, Палкине, Новосельцеве, Суханове, Витке, Марьинском, Немоклях, Горках, Труханове, Старостине, Крестове, в деревнях: Ново-Викторове, Голякове, Горовадке, Карнаухове, Пустошке, Лежакине, Клестах, Плоском, Яме, Озерках, Дубровке, Булохове, Матюшине, Беликове (Цыганах), Ратной (Орешенках), Буцкине, Гурьках, Острожеве, Михалкине, Леоновой Горе, Труханове, Толстухе - 336 дворов (942 мужчины, 1966 женщин).
   В селе были четыре ярмарки: 23 апреля, 26 ноября (весеннее и осеннее Егорье), 28 января и 15 июля.
   В приходе три школы: Березовская начальная земская в ½ вер. от села, открытая в октябре 1861 года, с 70 уч. (61 м. и 9 д.); такая же в дер. Дубровке, в 4 в. от села, открытая в сентябре 190 г., с 46 уч. (36 м. и 10 д.); Казинская, открытая в сентябре 1912 г. Прежде была еще в приходе одноклассная церк.-приходская имени Преосвященного Николая Японского на пустоши Евсеевой, в 14 вер. от села, с 65 уч. (43 м. и 22 д.).
   Прихожане отличаются религиозностью, усердно посещают храм и заботятся о его благолепии. Но в приходе недавно еще было распространено пьянство, разврат, мелкое воровство, обманы. В отношениях друг к другу заметно недоверие, чему способствовали столкновения с недобросовестными людьми во время проведения жел. дор. Суеверия исчезают. Нет простоты и в одежде крестьян. Но сохраняются некоторые старинные обычаи.
   В церковном архиве хранятся копии метрических книг с 1826 года, исповедных росписей с 1829 года и брачных обысков с 1841 года. Есть небольшая библиотека. Церковно-приходское попечительство существовало с 1876 по 1881 г.
   В приходе три кладбища: одно в церковной ограде, другое в ¼ вер. и третье в 10 вер. от села. Земля, находящаяся под вторым кладбищем, арендуется у дворянина с. Березы Александра Куницкого. На третьем кладбище есть часовня, в которой совершаются отпевания умерших и панихиды в родительские субботы.

Архиепископ Николай Японский.


   Из уроженцев с. Березы замечателен апостол Японии, архиепископ Японский Николай. Высокопреосвященный Николай, в мире Иван Дмитриевич Касаткин, родился 22 августа 1836 г., в семье диакона Дмитрия Иоанновича Касаткина. (Отец его, по увольнении из низшего отделения Смоленской семинарии, определен был диаконом в с. Березу в 1828 г. и прослужил в этой должности 23 года — до 1851 г.). Образование он получил в Бельском духовном училище и Смоленской дух. семинарии, курс которой окончил в 1857 г. Как первый студент, он отправлен был на казенный счет в Птгр. академию. Здесь в 1860 г. студент Касаткин пострижен был в монашество с именем Николая, возведен в сан иеромонаха и отправлен в Японию настоятелем первой русской консульской церкви в г. Хакодате, куда прибыл 3 июля 1861 г. В это время христианстоо в Японии подвергалось гонениям. К иеромонаху Николаю явился однажды самурай Савабе, чтобы убить его. Но иеромонах Николай обратился к нему с проповедью евангелия — и Савабе явился первенцем православия в Японии (съ именем Павла). Он, в свою очередь, обратил в христианство еще двух японцев: Якова Урано и Иоанна Саккая. В 1870 г. открыта была специальная миссия в Японии, и Николай, возведенный в сан архимандрита, назначен был начальником её (во время первой поездки в Россию). Вскоре христианство в Японии сиьно распространилось, и в 1880 г. Николай (во время второй поездки) начначен епископом Ревельским, викарием Рижской епархии. Весной 1891 г. освящен был построенный в Токио величественный храм Воскресения Христова. В сане епископа преосв. Николай трудился 30 лет. Особенно плодотворна была его деятельность после 1889 г., когда провозглашена была в Японии полная свобода веры. В 1915 году в Японии около 40000 православных христиан в 300 приходах, боле 400 священников и свыше 100 проповедников. Огромное значение для Японской церкви имела переводческая и просветительская деятельность арх. Николая. Им выработан православно-богословский Японский словарь. Он создал православные школы в Японии: семинарию, катехизаторское и два женских училища в Токио и Киото, которые явились первым шагом к ознакомлению японцев с европейской культурой вообще и русской в частности; с другой стороны, через питомцев этих школ и русское о6щество получило возможность изучать Японию. ("Колокол" за 2 февраля 1913 г.).
   Отдав всего себя на дело проповеди в Японии, архиеп. Николай оставался пламенным русским патриотом и горячо любил Россию, а также свою родину. Во все время пребывания в Японии он находил время вести переписку с сестрой и детьми её, своими племянниками. Своему отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли по соседству с церковной землей, которым впоследствии пользовалась сестра его с детьми. В память владыки на его родине, в дер. Коптянке, устроена была, по мысли С.А. Рачинского, церковно-приходская школа. Владыка прислал на это дело свое благословение и 200 р. на устройство школы; столько же с 1902 г. он высылал ежегодно на её содержание. Не забывал архиеп. Николай и родного Бельского дух. училища. С 1909 г. он состоял почетным членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам его и время от времени присылал на нужды учеников свои жертвы.
   Архиеп. Николай умер 3 февраля 1913 г. После отпевания в кафедральном соборе Токио, он погребен в 4 в. от собора 9 февраля. Император Японии, Микадо, прислал во время погребения венок из живых цветов, который и был возложен на гроб епископом Сергием и старшим представителем посольства. В настоящее время собираются Пожертвования на создание храма-памятника на могиле алостола Японии (Епарх Вед. 1914 г., № 15. стр. 429 офф. отд.).

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
     (Фото. № 1 Михеевой Анны Сергеевны с сайта Храмы России. Фото. № 2 предоставлено Егором Орловым aka Babilon.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли