ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ








ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ МОНАСТЫРИ

НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Обитель расположена по адресу: 172757, Тверская область, Осташковский район, остров Столобный, п/о Cветлица, монастырь Нило-Столобенская пустынь.
т.(48235) 5-08-04; 1-11-93; 5-40-29; 5-43-11
/Наместник - архимандрит Аркадий (Губанов)/

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

ФОТОАЛЬБОМ 3

ФОТОАЛЬБОМ 4

ФОТОАЛЬБОМ 5

ФОТОАЛЬБОМ 6

ФОТОАЛЬБОМ 7

Фото. Поповой Валентины Петровны.

   Проезд: Из Москвы поездом до Осташкова. Из Осташкова выезд в сторону Торжка, сразу за выездом из города и мостом через железную дорогу - поворот налево на Покровское, дорога через Покровское, Сорогу, Залучье до дер. Светлица. Экскурсионные теплоходы от Осташковского речного вокзала.

   Сведения на 2008 год:

   О численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

   В настоящее время в монастыре проживают 1 архимандрит, 1 – игумена, 8 – иеромонахов, 2 иеродиаконов, 4 монаха, 67 рясофорных иноков, 16 послушников и 22 трудника.
   В монастыре ведется разнообразная хозяйственная деятельность:
     ◊  Действует керамический цех, в котором изготавливается посуда, фигуры преподобного и различные сувениры, а лепной цех работает над производством иконостасов, сени над мощами Святителя Нектария, подготавливается к установке сень на Горнее место, а также киоты.
     ◊  Свечной цех производит напрестольные, полиелейные и обычные свечи;
     ◊  На Оковецком источнике ведется ручной розлив воды для нужд монастыря и для реализации через приходы Тверской епархии;
     ◊  В столярном цехе изготавливаются двери, рамы, мебель и т.п.;
     ◊  Иконное производство работает над резьбой фигур преподобного Нила, написанием и изготовлением икон и литографий;
     ◊  Ведется издательская деятельность: выпускаются молитвословы, акафисты, жития, бланки, открытки, этикетки для освященного масла, меда и св. Оковецкой воды;
     ◊  В пекарне изготавливают просфоры, хлеб, сдоба, печенье для нужд монастыря;
     ◊  Налажено и действует рыболовное хозяйство. В течение всего года ведется рыбная ловля, а также в прибрежной зоне в садках в летнее время выращивается форель и карп;
     ◊  Подсобное хозяйство состоит из лошадей, коров, свиней, коз и кур;
     ◊  Молочный цех производит творог, сыр, кефир, сметану и сливочное масло;
     ◊  В деревне Рылово в 6-ти км от Оковецкого источника, где монастырем приобретено два дома с земельными участками, успешно развивается монастырская пасека в количестве 100 улей. Также в ведении монастыря находятся 200 ульев на пасеках у реки Дон. Мед используется для нужд монастыря, а также реализуется через приходы Тверской и Кашинской епархии.
     ◊  Изготавливается ювелирная продукция: иерейские и наградные кресты, памятные знаки.
     ◊  Идет формирование цеха для розлива воды на Оковецком источнике, запуск которого планируется в начале 2009г.

   Историческая справка

   Монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии находится на острове Столобный живописного озера Селигер и является местом подвигов преподобного Нила Столобенского,
   27 лет провел преподобный Нил па острове в уединении, проводя дни и ночи в молитве и богомыслии, он не позволял себе ни на минуту присесть или прилечь, но в случае крайнего изнеможения, стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи. Преподобный Нил Столобенский - аскет, нестяжатель, пустынник, совершил исключительный и уникальный молитвенный подвиг. Скончался он 7 декабря 1555 года.
   Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря.
   Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря.
   Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди,
   С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя.
   В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен
   В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители.
   Знаменем этого возрождения стало возвращение честных мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в 1995 году, привлекшие сотни, тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвав монастырь российской «Жемчужиной».

   О посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

   В зимний период на богослужении присутствует только братия монастыря, небольшое количество прихожан из близлежащих деревень и некоторое количество паломников. В воскресные дни зимой обычно приезжают 1-2 автобуса с паломниками. Весной, летом и осенью количество паломников возрастает во много раз. В день в монастыре, особенно в воскресные дни, может побывать от 500 до 1500 человек. В среднем по подсчетам за год обитель посещают около 260 тыс. паломников.

   О строительстве, реставрации

   На средства, выделенные федеральной программой по возрождению Православных святынь, произведены реставрационно-восстановительные работы по Трапезному корпусу (ныне труднический, ограничивает главный монастырский двор с севера). Восстановлен и укреплен по всему периметру фундамент здания, восстановлены уникальные подвалы. По западному и южному фасадам произведены работы по вычинке кирпича. Согласно историческому производству отделочных работ, для покрытия отреставрированных фасадов применялась ручная обмазка. По северному и восточному фасадам завершены противоаварийные работы. На зиму корпус законсервирован для продолжения работ в 2009 году.
   Иконостас Благовещенского придела, на котором закреплен декор, отлитый из гипса, покрыт сусальным золотом. Также в этом приделе позолочены большая часть убранств и небольшая сень для Абалакской иконы Божией Матери и ковчега с мощами святителя Нектария сообразно стилю и архитектуре внутреннего убранства.
   Во 2-ом крыле здания братского корпуса восстановлен 1-й этаж. Там устроены: зал для Духовного собора 8 двухместных гостевых келий, половина из которых с удобствами, для старшей братии. Там же организованы дополнительные душевые и туалетные комнаты.
   В помещениях бывшего Настоятельского корпуса (напротив центрального входа в Богоявленский собор) предполагается сделать полноценную монастырскую трапезную, вместимостью до 300 человек. Для этого уже начаты восстановительные работы: укрепление фундамента здания, вычинка кирпича, оштукатуривание фасадов. Полностью изготовлена «столярка» для этого корпуса. Производится расчистка помещений и подготовка к проведению внутренних работ, которые начнутся с весны 2009г.
   Заново была построена и оборудована баня для братии обители. Раздевалка, большая помывочная, 6 душевых комнат, ванная комната, парилка, все это сделано по последнему слову техники и с учетом максимальной пожаробезопасности.
   Для того, чтобы в новом году справиться с огромным количеством паломников и туристов, число которых все увеличивается, а именно, разместить их в комфортных условиях, в ноябре были начаты работы по восстановлению Странноприимного корпуса. Уже отлиты бетонные перекрытия между этажами, произведена планировка помещения, проложены узлы теплотрассы, водоснабжения и канализации, сделана разводка электричества, начата отделка помещений. В этом корпусе можно единовременно разместить до 300 человек. Предположительно объект будет сдан под эксплуатацию в марте-апреле 2009г.
   В декабре в помещениях Архиерейского корпуса продолжены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены и отделываются: подвал (индивидуальная котельная на дизельном топливе, винный погреб, складские помещения); 1 этаж – покои Наместника (приемная, зал, столовая, кабинет, спальня, прачечная, ванная и т.д.); 2 этаж – Архиерейские покои.
   В декабре в Богоявленском соборе трудами благодетелей установлена высококачественная акустическая система.

   Сведения о катехизации и образовании:

   Монастырь посещают паломники и многочисленные туристы, среди которых проводятся катехизаторские беседы и экскурсии по монастырю, что является фактически проповедью Православия.
   В летний период – июнь-июль – недалеко от Ниловой пустыни, уже традиционно, четвертый год, организовывается летний лагерь для молодежного движения «Наши». В этом году лагерь насчитывал 5 тысяч молодых людей, не считая обслуживающий персонал. Ежедневно в монастырь организованно приходило несколько групп по 30-40 человек, одни из которых выполняли различные послушания, а с другими, тем временем, проводилась экскурсия
   Во все время летнего лагеря проводились катехизаторские лекции, а также в один из воскресных дней была отслужена Божественная Литургия (в определенные моменты богослужения делалась пауза, во время которой служащие священники давали некоторые объяснения по происходящему на службе). Организация богослужения легла на плечи братии монастыря. Накануне каждый желающий имел возможность побывать на исповеди, а после наставления священника мог на следующий день причаститься.
   С общественно-политическим движением «Наши» еще связан и тот момент, что многие «высокие» гости, бывая у них, обязательно потом посещали нашу обитель. Среди них:
     1.  Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Мутко В.Л.
     2.  Экс-министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Соколов А.С.
     3.  Руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) Белозеров О.В.
     4.  Губернатор Нижегородской области Шанцев В.П.
     5.  Губернатор Новосибирской области Толоконский В.А.
   Их посещения важны тем, что они привлекают взгляд общественности к Великой святыне Тверской епархии, монастырю Нило-Столобенская пустынь, а это в свою очередь сказывается на его посещаемости и его известности вообще.
   Во время Дней славянской письменности и культуры, которые проходили в Твери, обитель принимала гостей и участников празднований, среди которых особо запомнилась Международная делегация «Фонда славянской письменности»
   Летом монастырь посетило руководство Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Госконцерт».
   В июне-августе гостями монастыря были сотрудники посольства Польша в Москве.
   2 ноября монастырь посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в России господин Ежи Бар.
   Монастырь участвовал в 15-ти православных выставках.

   Сведения о социальном служении

   Монастырь участвует в благотворительной деятельности: в места заключения посылает посылки с духовной литературой и продуктами, также помогает детскому дому и дому престарелых. Действует лазарет для бездомных, нуждающихся в специальном уходе, т.е. лежачих больных. Оказывает духовную помощь наркозависимым и страдающим алкоголизмом, число которых достигает до 50 человек в год.
   При монастыре на правах трудников живут лица без постоянного места жительства, нуждающиеся в социальном уходе, которые посильно участвуют в хозяйственной жизни монастыря. Получают такую социальную помощь до 250 человек в год.
   Также важным фактором является реабилитация лиц, находившихся в заключении, которых в обитель приходит примерно 100 человек за год.
   При монастыре действует зубной кабинет. Медицинскую часть возглавляет дипломированный врач, который принимает не только братию и трудников, но и паломников, а также жителей окрестных деревень. Стационарную медицинскую помощь братии оказывают в ЦРБ г. Осташкова.

   Работа со средствами массовой информации:

   В большом количестве тиражируются на DVD носителях фильмы о монастыре «В память вечную будет праведник» и «Под покровом преподобного», так как эти фильмы пользуются особым спросом.
   В сентябре записан музыкальный CD диск «Пойте Богу нашему, пойте!» (тираж 2000 шт.), где хор братии монастыря исполняет духовные, народные песнопения.
   Производится печать большого количества дополненной книги о монастыре Нило-Столобенская пустынь, буклетов об обители и об Оковецком святом источнике, так как эти печатные издания очень востребованы паломниками и посетителями монастыря.

   Взаимодействие с исправительными учреждениями Минюста

   Монастырь посылает в места заключения посылки с духовной литературой и продуктами.

   Монастырские подворья:
     ◊  Ильинский храм (подворье Нило-Столобенского монастыря);
     ◊  Скиты Нило-Столбенского мужского монастыря: Оковецкий Свято-Преображенский (Селижаровский р-он, д.Оковцы, Святой источник); Никольский (Фировский р-н, дер. Жабны).

   
     (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)
     (Фото. № 1 Поповой Валентины Петровны.)

 

Вид монастыря с воздуха. Фото. с сайта http://ostashkov.codis.ru/     Нило-Столобенский монастырь возвышается на острове Столобный (Столбный). Ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областейРоссии.
     В 1515 году на берегу реки Черемхи, в тверских землях, поселился отшельник - инок по имени Нил. Он питался травой, отгонял бесов, подвергался нападкам людей. В течение 13 лет вел Нил уединенную жизнь. Постепенно стала расти молва о святом отшельнике. Вскоре Нил поселился на одном из необитаемых островов на озере Селигер, в очень красивом месте, у подножия горы. Там он выкопал пещеру, устроил келью и часовню.
     27 лет провел преподобный Нил на пустынном острове, непрерывно молясь за земных грешников. Когда силы покидали его, он опирался руками на вбитые в стены кельи деревянные крюки, не позволяя себе ни присесть, ни прилечь. Спал он стоя, опираясь на два костыля, также вбитых в стену. К нему за советом и наставлениями приходили многие люди. Он исцелял больных, не раз спасал рыбаков, застигнутых бурей на озере. Подобные чудеса продолжались и после смерти Нила.
Генплан монастыря. Схема с сайта http://ostashkov.codis.ru/     В своей келье он выкопал могилу и поставил гроб - он постоянно помнил о смерти. За день до своей смерти преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо-Рожковского монастыря ощом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь.
     Погребли Нила в им же заранее приготовленной могиле. Было это7 декабря 1554 года. После кончины святого вокруг этого места стали селиться другие пустынники, и довольно скоро здесь сложился монастырь, ставший со временем одним из любимых мест паломничества российских православных. В конце того же 1554 года Герман, иеромонах Николо-Рожковского монастыря, располагавшегося на западном берегу Селигера, поставил деревянную часовню над могилой Нила и поселился на Столобном острове вместе с игуменом Антонием. Через сорок лет здесь вырос деревянный Богоявленский храм. А через четыре года Герман получил благословение у патриарха Иова на устроение на острове мужской обители. Таким образом, с 1594 года начинается история Нило-Столобенской пустыни, мужского монастыря.
     Уже в следующем веке Нилова пустынь рассталась со статусом скромной и бедной. Управлявший обителью игумен Нектарий был близок к светской власти и даже вхож к царю Михаилу Фёдоровичу. По легенде, Нектарий предсказал самодержцу рождение сына. Сын - Алексей Михайлович - подрос и, став царём, тоже благоволил предприимчивому игумену. Монастырь разрастался, стал получать государственное содержание и привилегии, например, право отлова рыбы в оз. Ильмень. Огромные средства жертвовали монастырю знатные бояре: Романовы, Милославские, Трубецкие. Впоследствии эти благородные деяния поддержали представители знаменитых в России фамилий: Шереметев, Орловы, Меншико­вы, Потёмкины... В монастыре зародился обычай бесплатно кормить богомольцев. Рассказывают, что в свои лучшие времена обитель кормила до 100 тысяч паломников в год. В 1820 г. Нилову пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство, и многие постройки той поры сохранились до наших дней. Монастырь был не только важным духовным центром, но и самодостаточным хозяйственным организмом. По свидетельству В.А. Слепцова, в обители, помимо братии, трудились также наёмные работные и вкладные люди. Последними называли крестьян, присланных помещиком в Нилову пустынь ради спасения своей (читай: помещичьей) души.
Нилова Пустынь, вид с востока.

Прокудин-Горский , фотографии 1910. Фото. с сайта http://www.ostashkov.ru/     История застройки обители включает несколько этапов. Первые здания, появившиеся на острове на рубеже XVI­ХVII вв., бьши деревянными. Из дерева бьша сработана и ограда с большими и малыми Святыми воротами, над которыми возвышалась надвратная колокольня с одной главкой. А над всеми постройками доминировала трёхъярусная, также увенчанная главкой Богоявленская церковь. В середине XVII в. деревянное строительство на острове продолжилось. В это время, судя по иконографии, в Ниловой пустыни существовали две пятиглавые ярусные церкви. Не за горами было начало каменного строительства. Послужил тому пожар 27 августа 1665 г., уничтоживший все деревянные постройки. Через шесть лет был заложен каменный собор. На севере монастыря сооружаются несколько построек разного назначения: кухня, квасовня, кельи, ограда и больничная церковь преподобного Нила, спустя годы переименованная в церковь Всех Святых. Однако в изначальном виде не сохранилось ни одно из первых каменных строений.
     При закладке нового Богоявленского собора 27 мая 1667 года были обретены мощи преподобного Нила. Позже они были положены в Богоявленский собор, где хранились в серебряной золоченой раке. Второй по значимости, после мощей святого Нила, монастырской святыней была чудотворная икона преподобного, написанная в 1595 году. В 1848 году, во время холерной эпидемии, она оборонила монахов от смерти.
Нилова Пустынь, вид со стороны деревни Пески.

Прокудин-Горский , фотографии 1910. Фото. с сайта http://www.ostashkov.ru/     В следующем веке, особенно во второй его половине, Нилова пустынь переживает настоящий расцвет. Сохранились прежняя соборная Богоявленская церковь и церковь Всех Святых, а остальные сооружения были достроены. Монастырские кельи из одноэтажных превратились в двухэтажные; появляются и новые постройки - как культовые, так и хозяственные. Монастырский комплекс получает чёткую планировку. На западе острова появились гостиный и конный дворы, в южной стороне располагались Воздвиженская церковь, а также фруктовый сад и липовый парк. В XIX в. облик монастыря кардинально поменялся, обитель заметно расширилась. Был отстроен новый Богоявленский собор, вместо келий появились роскошные архиерейский и братские корпуса. Над проектом Богоявленского собора трудился Карл Росси, но его идеи не претворились в жизнь. Собор возводился по проекту И.И. Шарлеманя в 1821-1833 гг. Любопытно, что сначала архитектор представил свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, однако в Петербурге замысел Шарлеманя, видимо, не всем пришёлся по нраву. Проект осуществили почти без корректировок в Ниловой пустыни. Храм, занявший центральное место на острове, был увенчан пятью куполами (позднее появился шестой), а с трёх сторон разместились шестиколонные белокаменные портики. Над западным портиком вознеслась трёхъярусная колокольня. Роскошный интерьер собора, включавший живопись, лепнину, позолоту, резьбу по дереву, был выполнен по проекту тверского губернского архитектора Ивана Львова. Надо сказать, что над внутренним убранством сооружений Ниловой пустыни трудились местные мастера: резчик Кондратий Конягин, живописец Семён Уткин, а также Илья Верзин и Терентий Глазухин. Кельи и связанные с ними службы опоясывают собор с трёх сторон. На южной стороне монастыря расположены корпус братских келий и казённая палата. А главные - архиерейские - кельи примыкают к церкви Нила Столобенского, располагаясь напротив пристани.
Нилова Пустынь, вид со Светлицы.

Прокудин-Горский , фотографии 1910. Фото. с сайта http://www.ostashkov.ru/     После завершения строительства собора в Ниловой пустыни принялись укреплять берега острова, постепенно разрушаемые волнами. Так появились гранитные набережные. Так остров на Селигере обрёл замечаемое многими сходство с Петербургом. Набережные из гранита, которые называли «стенками из дикого камня», возводили уже в середине XVIII в. Вот что пишет о строительстве набережных знаток Селигерского края искусствовед Артур Галашевич: «Перед собором у Архиерейской пристани набережные сделали высокими, а дальше они местами понижались... Материал для них в изобилии добывали с окрестных полей. Длина блоков была различна, в зависимости от величины камня, а высота соблюдалась примерно одинаковая, чтобы легче было вести кладку. Блоки вплотную подгонялись друг к другу, и только в верхних рядах и наиболее ответственных местах «дикоотёсанный камень» набережных крепили металлическими пиронами и связями, гнёзда для которых заливались свинцом. Проект гранитных набережных был разработан губернским архитектором И.Ф. Львовым, автором псевдоготических фасадов братских корпусов монастыря».
     Особый вклад в обустройство обители внёс селижаровский мастер Фома Павлов, построивший две надвратные церкви. Одна из них, церковь преподобного Нила (1751-1755), была построена по образцу надвратной церкви Московского Донского монастыря. Правда, церковь Нила не была столь изысканна, как её столичная предшественница. Надвратная церковь апостолов Петра и Павла, завершённая в 1764 г., напоминает памятники древнего Торопца. На это указывает декор наличников, замеченный только здесь. Что касается интерьера, то обращает на себя внимание лепнина, изображающая библейские сцены.
Нилова Пустынь, главный корпус.

Прокудин-Горский , фотографии 1910. Фото. с сайта http://www.ostashkov.ru/     В южной части острова возвышается Воздвиженская церковь. Её композиция весьма проста: восьмерик на четверике, с примыкающими полукруглыми апсидами. На северо-восточнойоконечности Столобного острова стоит Светлицкая башня, последнее строение, возведённое на территории монастыря (1843 г.). Нижний ярус служил воротами, через которые проходили в монастырь, в верхнем помещались кельи привратника и сторожа, а венчал башню высокий шпиль, где во время ненастья, пурги или бури на озере ночью зажигался фонарь. Многопозже пролив перед башней, отделявший остров от материка, почти полностью перегородили дамбой, ставшей главной дорогой в пустынь. После Светлицкой башни в монастыре уже нестроились новые здания, хотя кое-какие ремонтные работы и переделки ещё велись.
     В начале хх века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после Октябрьской революции 1917 года ее жизнь быстро пошла на спад. В 1919 году большевики вскрыли раку с мощами преподобного Нила Столобенского, изъяли из монастыря более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей. В 1927 г. монастырь был упразднён, в советское время здесь последовательно находились детская трудовая колония, лагерь для пленных поляков, военный госпиталь, дом престарелых и база отдыха «Рассвет». В 1990 году Нилова пустынь была передана Тверской епархии. 20 декабря 1991 г., в день памяти преподобного Нила, епископом Тверским и Кашинским Виктором была совершена в Благовешенском приделе Богоявленского собора первая после стольких лет запустения Божественная литургия. С этого дня в монастыре каждодневно совершаются богослужения. Через пять лет мощи преподобного Нила торжественно перенесли в обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот как живёт обитель сегодня: «В Ниловой пустыни встают рано, в пять утра. Когда честной народ ещё спит, здесь уже молятся за него. А потом, как и в большой семье, начинаются хозяйственные заботы... В обители есть огород. В здешних водах ловится рыба. Мяса монахи не едят, а три дня в неделю и вовсе постные. Спиртное для здешней братии исключено. На стене в рамочке висят заповеди святого Нектария о трезвости и общении, датированные 2 апреля 1666 года. Пока мы осматривали обитель, приехал из Осташкова отец Вассиан. И сразу все к нему потянулись, чувствовалось, как здесь любят своего настоятеля. В России ныне это единственный священник, прослуживший на одном месте почти пятьдесят лет! В самые тяжёлые безбожные годы он охранял мощи преподобного Нила в Вознесенской церкви Осташкова, не дал при Хрущёве перенести их в музей...» (печатается по газете «Тверская жизнь». - СМ).
Нилова Пустынь.

Прокудин-Горский , фотографии 1910. Фото. с сайта http://www.ostashkov.ru/     В 2003 г. были обретены мощи святителя Нектария. Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи. Сам собор реставрируется довольно давно, однако предстоит ещё немало восстановительных работ. Росписи сохранились только под самым куполом. Оказывается, их уничтожали целенаправленно. В те годы, когда в монастыре размещалась детская трудовая колония, для провинившихся было придумано наказание: сбить фрески на нескольких квадратныхметрах стены.
     Сегодня люди дарят обители иконы. Одна из них - икона Казанской Божией Матери - дважды была вынесена невредимой из пожара. Говорят и о чудесах, происходящих в самой обители. Однажды случилось так, что после церковного праздника служители храма не знали, что делать с букетом увядших роз. Один монах поставил вазу с поникшими бутонами в уголке рядом с иконой. И буквально через несколько минут все увидели, что цветы ожили. И ещё долго потом живыми стояли перед иконой...

 

   
    (Статья скомпилирована из материалов следующих изданий: Тверская область. Путеводитель/Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и Монастыри и Храмы Русской Православной Церкви.- Кызыл: Издательство АСТ, 2005. Минск: ООО "Хавест", 2005. )
    (Фотоматериалы с сайтов ostashkov.codis.ru и www.ostashkov.ru.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли