ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

НИКОЛАЕВСКАЯ-ДОБРЫНСКАЯ ПУСТЫНЬ

   Николаевская-Добрынская, мужская пустынь, ныне погост Добрыни, Тверской губ., Бежецкого у. (в настоящее время Максатихинского района), в 74 вер. к сев.-зап. от Бежецка, на гористом месте, при рч. Величке, близь правого берега р. Мологи. Уже существовала в 1589 г.; в 1611 г. запустела от Литовцев, но в 1696 г. указом Петра I возобновлена иждивением доброхотных дателей. При издании штатов в 1764 г. упразднена. В 1792 г. чудотв. образъ св. Николая перенесен в Бежецк, где и находится в соборе. Оставшаяся церковь во имя Успения существует с 1741 г.

   Ист. Росс. Иер., IV, 50; Ратшин, 513; Твер. губ. в., 1851 г., № 7 (истор. опис.); Строев, Спис. иер. и настоят., 482, № 54; Чтения в И, Общ. ист., 1881 г., III, истор. заметки о Бежец. верх, 5, 31 (сказано, что возобновлена в 1704 г. отшельником Стефаном и в 1707 г. явился образ св. Николая); Опис. докум. и дел архива св. Синода, II, ч. 1, прилож., XXIV, № X (показание 1713 г. игум. Руфима по делу ученика Ив. Максимова).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)
    


   Погост Добрынская пустынь ныне Максатихинского района, от Твери 160 верст, от Бежецка 65 верст, Успенская церковь. Построена в 1741 году каменная с тремя престолами: Успенской Преподобной Богородицы, Иверской Божьей Матери, святителя Николая. Были построены церковно-приходская школа, сторожка и амбар деревянные.
   В приходе 15 деревень, 321 двор, 1029 мужчин и 1063 женщины, все карелы.
   Построены три часовни: Гуммала - Знаменской Божьей Матери построена в 1800 году, при дороге на старое кладбище - святителя Николая, Гузеево - Успенской Божьей Матери.
   Успенская каменная церковь - единственная сохранившаяся до наших дней постройка бывшей Николаевской Добрынской мужской пустыни. Пустынь возникла на месте Николаевского погоста в селе Добрыни, который впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах XVI века, когда селом владел боярин Матвей Александрович Олекин.
   Первое упоминание о мужском монастыре имеется за 1581 год, он стоял при речке Величке близ правого берега реки Мологи.
   В 1611 году монастырь опустошен литовцами, деревянная Николаевская церковь сожжена, оставалось только «запустелое от Литвы кладбище».
   После переселения на эти земли карел по указу Петра I в конце XVII века была основана Николаевская Добрынская мужская пустынь. Датой основания считают 1705 год и связывают с именем двух крестьян Стефана Ивановича и Савелия, которые построили тогда на этом месте деревянную часовню и келью.
   В 1710 году было получено разрешение на строительство деревянной церкви Николая Чудотворца, в обитель назначен первый игумен. Вскоре земли вокруг монастыря стали вотчиной царицы Екатерины I в 1725 - 1727 гг., с 1728 года перешли во владение цесаревны Елизаветы Петровны.
   В 1730 - 1741гг. был построен каменный Успенский собор с престолом святителя Николая. Этот собор и деревянная Никольская церковь в те же годы были обнесены деревянной стеной с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами.
   Вдоль стен с внутренней стороны были выстроены несколько деревянных построек: настоятельские покои в три переруба с мезонином, келья казначея в один переруб, братская келья, квасной погреб, теплый амбар для продуктов, два хлебных амбара. Часть монастыря занимал фруктовый сад с 90 деревьями.
   За территорией монастыря к западу располагались: большой гостиный двор, конюшня, скотный двор, квасоварня, работницкая, гумно с ригой, кузница и мельница на ручье. Хозяйство велось силами монахов и наемных работников, крепостных крестьян у монастыря не было.
   В 1763 году была построена колокольня при Успенской соборной церкви. В 1792 году Николаевская Добрынская пустынь была упразднена. Предлогом ее закрытия послужило укрывательство в монастыре беглого крестьянина помещика П.С. Еремеева, у которого была тяжба с монастырем из-за спорных земель.
   Успенская церковь стала приходской, жилые и хозяйственные постройки были проданы под снос, а стена с башнями и воротами разобрана.
   Составлена повесть о явлении иконы Николая Чудотворца в Добрынской пустыни, в которой записано следующее.
   В ноябре 1704 года при правлении царя Петра I в деревне Гряды села Пожарье Новгородского уезда жил муж по имени Стефан. Он рубил липы, из них шил лапти людям на обувь. Однажды в лесу его повстречал незнакомый человек и спросил Стефана, знает ли он Добрынское старое кладбище. Стефан ответил, что знает, так как лет ему немало, а Добрынская пустынь от села Пожарье находится недалеко и поросла она большим лесом.
   До литовского разорения Добрынская пустынь процветала, а сейчас запустела.
   Незнакомец посоветовал Стефану идти в пустынь, построить там келью и часовню, а на следующее лето будет в Добрынях явление образа Николая Чудотворца. Стефан ответил, что он человек старый и трудиться уже не может, но незнакомец стал настаивать, потом он исчез.
   20 июля 1705 года Стефан пошел из дома в Добрынскую пустынь, возле нее встретился со знакомым человеком Савелием Исааковичем из деревни Кожино села Гостиницы. Он предложил Савелию вместе идти в пустынь, тот согласился. Они вдвоем начали рубить лес, расчищать старое кладбище, строить келью и часовню. В это лето Стефан умер, а Савелий нарекся Симеоном и вместе с пришедшим туда Агапитом продолжал трудиться.
   В одной версте от пустыни они поставили крест. Зимой однажды утром монахи увидели на этом кресте икону Николая Чудотворца, хотя вечером никакой иконы не было. Икона испускала светлые лучи, монахи приблизились к кресту и взяли икону в пустынь, установили в часовне.
   В 1710 году монах Андриан просил митрополита Новгородского Иову благословить строительство в пустыни церкви во имя Николая Чудотворца.
   Икона эта помогла людям Бежецкого Верха Илариону Потапову и Афанасию Никитину: у них выздоровел заболевший конь. В благодарность эти люди взяли икону из пустыни, отвезли ее в город Москву, украсили серебренным венцом и окладом с позолотою и снова вернули икону в Добрынскую пустынь. Так, по преданию, она помогла излечиться многим людям, в том числе: дворянской жене из Удомли Евдокии Ситниной, дочери дворянина Евсевия Калитневского, ямщику из Вышнего Волочка Афанасию Федорову, дочери боярина из Петербурга Дмитрия Аничкина и другим.
   В Государственном архиве Тверской области имеется восемь дел с документами по Николаевской - Добрынской мужской пустыни за 1722 - 1782 годы. Дела в основном касались нарушений моральных и церковных устоев со стороны обитателей пустыни. Например, 15 марта 1747 года начато дело по допросу о блудодеяниях строителя иеромонаха Илариона с крестьянской женкой вотчины дворянина Синягина Анной Андреевной.
   В марте 1759 года поручица Дарья Григорьева пожаловалась на строителя иеромонаха Добрынской пустыни на неправильное завладение им людьми и крестьянами ее мужа Егора Охлебаева".
   17 января 1782 года начато дело по допросу определенного Николаевско-Добрынской пустыни казначея иеромонаха Краснохолмского Антонова монастыря Викентия «о пьянственных поступках».
   Так что и монахи бывали грешны. Возможно, лучше не грешить, чем грешить и каяться, это может стать беспрестанным.
   В 1792 году чудотворный образ святителя Николая из упраздненного монастыря перенесен в Бежецк.
   В начале XX века церковь имела три престола: Успенский, Иверской Богоматери и святителя Николая.
   Церковь стоит на южной окраине села Добрыни у кладбища, в настоящее время не действует, утрачены иконы, иконостас и настенная роспись.

   
     (По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли