ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

НИКОЛА "НА ЖАБНЕ"

   Помимо Волги, есть в Калязине и река Жабня. На здешних берегах угро-финны, а затем и славяне-кривичи селились ещё в I тысячелетиии н.э. Первое известное поселение, упомянутое в летописи, называлось «Никола на Жабне». Подобно многим городам и селениям, оно было сожжено монголо-татарами во время нашествия 1238 г. Появление «Николы на Жабне» относится к XI-XII вв. В ту пору новгородские купцы, торгуя с русскими и другими землями по Волге, устраивали в устьях небольших рек свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя путешествующих святителя Николая Мирликийского. Так и появился монастырь «Никола на Жабне». А с древним монастырём было связано немало диковинных историй и легенд. Одна, пожалуй, наиболее яркая, дошла до нас в изложении Ивана Степановича Белюстина (о. Иоанна), священника Николаевского собора в Калязине в 1842-1887 гг. Иван Степанович живо интересовался историей местного края, много путешествовал. «В старые времена, очень старые, - повествует И.С. Белюстин, - которые и прадеды не помнят, был монастырь на реке Жабне во имя святителя Николая. Богатый подвижниками и землями, он необыкновенно был богат утварью и серебром. Когда пронеслась молва, что татары идут по направлению к нему, разграбляя и сжигая монастыри, предавая злой смерти подвижников, монахи этого монастыря решились скрыть свои сокровища, но не в стенах и не вблизи, а выбрали место среди болот и зарыли их. Старца-монаха оставили стеречь зарытые сокровиша, а все прочие возвратились в монастырь. Пришли татары, но напрасно допытывались они, куда монахи скрыли монастырское имущество, напрасно били и терзали их, они были безмолвны. Озлобленные враги окружили монастырь, зажгли его со всех сторон и ни одному из подвижников не удалось спастись; всё было превращено в пепел... Протекло много времени, оставшийся старец напрасно ждал известий из монастыря и наконец сам решил посетить его. Он нашел одни развалины да полуобгоревшие кости своих собратьев; собрал их и отнес в тот же подвал, где были сокровища. Кончив это дело, он привалил камень к отверстию подвала, после усердной молитвы возлег на этот камень и почил, положив близ себя посох, но не умер. Доселе мирно почивал он тут, не видимый никем, пока искатели чужих имуществ не нарушали его покой. Случалось, и не раз, охотники попытались порыться: роют кругом - ничего, но лишь приблизившись к самому месту, монах встаёт и грозит посохом, и счастье, кто, испугавшись его угрозы, немедленно бросали своё дело; более дерзких он наказывал страшно: их находили без чувств и памяти; некоторые совсем лишались языка, другие, после долгого беспамятства, потом рассказывали, что от одного взгляда монаха оказывались как бы прикованными к одному месту, а потом он бичевал их своим посохом. Так и оставили все попытки добраться до закрытых тут сокровищ».

   
     (Текст статьи - Тверская область. Путеводитель/Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005.)
    

   Никола на Жабне, мужской, в гор. Калязине, Тверской губ.,—там, где ныне соборная дерковь. Существовал еще в XIII ст. до второго Татарского погрома, и на развалинах его возник потом городок Калязин. Несомненно же существовал и в ХV ст., когда кн. Борис Александрович пожаловал преп. Макарию, основателю Троицкого мон. в Калязине, м-рь Св. Николы на Жабне с землями и «что к нему изстари потягло».

   Покровскии, Ист.-стат. опис. Твер. губ., I, Отд. I, 87; Твер. губ. в., 1850 г., № 11 (древние антиминсы, найден. в Николаев. церкви); 1851 г., № 44 (обновление Николаев. церкви); 1854 г, № 4 (опис. уроч. Язвицы); № 50 (грамота, в примеч.); Архив ист. и практич. свед., относящ. до Росс., 1860—61 г., I, 6 (Записка о г. Калязине).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том III. Монастыри закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. - С.-Петербург: Синодальная типография, 1897.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли