ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




НЕЛИДОВСКИЙ РАЙОН, КУКУЕВО (ЗАОЗЕРЬЕ)

КУКУЕВО (ЗАОЗЕРЬЕ) - КАЗАНСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

   Село Заозерье располагалось на северном берегу озера Дрязло (Брязло). Изначально деревянные приходские храмы строились именно там, каменный же приходской храм был построен на южном берегу озера близ сельца Козлова по желанию ктитора храма. В самом же селе был построен кладбищенский храм. В настоящее время сохранилось кладбище недалеко от деревни Кукуево. Храм не уцелел в советское время. Сохранилось его описание в описании прихода с. Заозерье:

   С. Заозерье расположено на северном гористом берегу озера Бряслова ("Брязло", "Брясла"), в 4 в. от большой Бельско-Торопецкой дороги и Монинского волостного правления, в 25 в. к северу от г. Белого. Иоткинское почт. отделение от села в 25 в., Московско-Виндаво-Рыбинская ж. д. в 28 в. Ближайшие села: Монино в 6, Шоптово в 17, Иоткино в 25 в.
   По преданию, местность, занимаемая селом и приходом, до Литовского нашествия была гораздо более населенной, чем теперь. На возвышенном берегу озера, близ теперешней дер. Поддубья, находился монастырь. Впадины в земле на месте деревянных стен храма, такие же впадины в нескольких саженях от первых и квадратные углубления на месте монастырских построек — составляют доселе следы существования этого монастыря. Еще недавно крестьяне находили здесь остатки лампад, подвесок, медных иконок и крестов. На месте бывшего кладбища видны могильные возвышения. Крестьяне дер. Поддубья выпахивали здесь человеческие черепа и кости.
   Многие селения, находившиеся вокруг монастыря и, вероятно, ему принадлежавшие, а также и сам монастырь, были разрушены Литовцами и опустошены, и после того уже местность эта запустела и поросла лесом. Действительно, на месте монастыря выпахиваем был в большом количестве уголь, из чего можно заключить, что монастырь был сожжен, — о чем говорит и предание.
   Село впервые уп. в начале XVII в. В 1606 г. ехала через него в Москву Марина Мнишек.
   Первый храм во имя Свят. Николая Чуд. устроен около 1677 г., так как в это время м. Симеоном IV выдан в этот храм антиминс. Храм этот уп. в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбор с него положен 2 р. 8 алт. 2 денги, и священник указанъ Климент. Второй деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом Свят. Николая Чуд., устроень помещиком, полковником Андреем Григорьевичем Огонь-Догановским, в 1751 году и, как видно из грамоты еп. Парфения, от 21 августа 1761 г., сгорел "в ночи от топления печи" 6 декабря 1760 Г. Третий деревянный же, с такой же оградой, храм в честь Преображения, с приделом во имя Свят. Николая Чуд., устроен на месте сгоревшего (близ самого села, о чем помнят прихожане) полковником Смоленской шляхты Григорием Петровичем Огонь-Догановским в 1769 г. Антиминс выдан в него еп. Парфением 20 августа 1761 г. Он уп. в 1767, 1774 и 1780 г.г. В клировой ведомости 1839 г. сказано, что он ветх и клонится к падению, и указом Смоленской дух. Консистории, от 11 мая того же 1839 г. за № 2582, объявлено о его упразднении, а в клировой ведомости 1840 г. сказано уже о его разобрании.
   Новый каменный, с такой же колокольней, храм в честь Преображения (теплый) с приделами (теплыми) во имя Покрова Пр. Богородицы и Свят. Николая Чуд. был устроен на южной стороне озера, близ с-ца Козлова, где жил временно ктитор.
   Тогда как приходская церковь с. Заозерья находится на противоположной от села стороне озера, в расстоянии более ½ - 2 верст, — в самом селе находится кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь эта — деревянная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней; построена она на собранную от доброхотных жертвователей сумму приходским свящ. Михаилом Кулагиным († 5 июня 1903) и церковным старостой, крестьянином Николаем Андреевым, в 1870 г. Освящение её, по указу Смолен. Дух. Консистории, от 16 марта 1871 г. за № 3007, с выданным от еп. Серафима освященным антиминсом, совершено протоиереем г. Белого Иоанном Афонским 6 июля 1871 г. Богослужение в сей церкви совершается в храмовые праздники, воскресенья и праздничные дни весной и осеньй, при ненастной и неудобной для переправы через озеро погоде и в будни, при погребении и поминовении усопших. В 1909 г. на средства попечительства и церковные устроена вокруг церкви новая каменная ограда.
   В этой церкви замечательны иконы: 1) В иконостасе нижнего яруса, по левую сторону царскихъ врат, небольшая храмовая икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе 84 пр., с таковым же венцом. При ней имеется небольшой серебряный, вызолоченный, растворчатый крестик с частицею св. мощей. На крестике надпись: "Святителю Отче Митрофане, моли Бога о нас". Икона эта пожертвована, при построении церкви, почетной гражданкой г. Москвы Ольгой Сапожниковой. По её рассказу, икона та была родовая и существует более 300 лет. Прихожане часто берут ее в дома, просят служить пред ней акафисты, и в храмовые праздники 8 июля и 22 октября ежегодно бывает довольно большое стечение народа. 2) Пожертвованная той же О. Сапожниковой небольшая икона Свят. Николая Чуд. греческого письма, в серебряной ризе 84 пр., с вызолоченным и украшенным тремя цветными камнями венцом. Один богатый раскольник долго любовался этой иконой и преадлагал за нее какие угодно деньги. От неё получил исцеление в 1871 г. сын свящ. Мих Калугина, младенец Димитрий, на 2-м году от рождения. Простудившись зимой, младенец смертельно занемог и несколько дней и ночей не спал, непрестанно прлакал н стонал. Мать приготовила уже ему белье на смерть. Когда в дом принесена была икона Свят. Николая Чуд. и начато пред ней всенощное бдение, — младенец уснул и проспал около 4 часов. Проснувшись, он сам пошел по комнате. Увидев на столе икону и поднесенный к ней, чтобы приложиться, он улыбнулся и сказал: "Этот дал мне здоровьице". 3) Драгоценная икона Владимирской Божией Матери греческой работы; серебряные риза и венец 84 пр., вызолоченные через огонь червонным золотом; одежда шитая сплошь жемчугом; три звезды украшены драгоцеными камнями. Икона эта пожертвована, при построении храма, благотворителями г. Москвы и, в изящном с позолоченной резьбой киот за стеклом, стоит на тумбе, за престолом.
   Из облачений замечательны: 1) Фелонь с другими принадлежностями священнического облачения и стихарь с орарем из серебряной парчи, белого серебряного цвета, с изящной из золотого позумента отделкой; два облачения эти, ценой в 300 р., пожертвованы благотворителями г. Москвы. 2) Полное священническое облачение из парчи золотистого цвета с крестами, с бархатной отделкой; облачение это, ценой в 150 р., пожертвовано О. Сапожниковой. 3) Воздухи чистого серебряного глазета, с отделкой из золотой бахромы и лучшего малинового бархата; пожертнованы той же Сапожниковой и ценятся в 50 р.
   Здания, принадлежащия сей церкви: изба, сарай для скота церковного сторожа и 10 деревянных лавок для торговцев в храмвый праздник, устроенных церковным попечительством в 1877 г.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли