ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




НЕЛИДОВСКИЙ РАЙОН, КАМЕНКА (ПОНИКЛИ)

КАМЕНКА (ПОНИКЛИ) - ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ

Фото. Babilon с сайта http://sobory.ru.

   Село Поникли было поглощено деревней Каменка. Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Поникли (род. Пониколь) - расположено на горе, под которой протекает р. Поникля (или Пониколька), при посредстве мельничной плотины образующая здесь "Поникольское озеро". Село находится в 8 в. от ст. "Мостовой" Моск.—Винд. ж.д. и почт. отд. "Мостовое" (находящегося близ станции), в 70 в. к северу от г. Белого и в 90 в. от Ржева. Поникольское вол. правление (в д. Алексеевк—Высоком тож) — в 4 в. от села, граница Ржевского уезда, Твер. губ. (д. Московка) — в 13 в. Ближайшия села: Береза (в ¼ в. от ст. "Мостовой") в 8, Знаменское в 12, Иоткино в 22, Пустоподлесье в 25 в.; с. Холмец, Ржевск. у., в 20 и Кожухово, того же у., в 25 в.
   Село очень древнее. Первый храм Воскресения Христова упом. в окладной книге м. Симеона, при чем сбор с него положен 2 р., и священник указан Исайя. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой, устроена доброхотными дателями в 1760 г.
   Нынешняя каменная церковь в память Обновления храма Воскресения (13 сент.), с приделом во имя преп. Нила Столбенского (27 мая и 7 дек.), построен тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 г. Придел во имя Тихвинской Божией Матери (26 июня) пристроен усердием т. сов. Антония Михайловича Рачинского в 1818 г. Каменная колокольня пристроена тщанием колл. асс. Алексея Антоновича Рачинского в 1859 г. Настоящая церковь, бывшая прежде холодной, по указу Консистории, от 25 сент. 1898 г. за № 9640, на средства попечительства, под наблюдением Ржевского земского техника, обращена в теплую. Вокруг храма — каменная ограда. К селу приписана была кладбищная церковь во имя Знамения Пр. Богородицы, построенная поручиком Н.А. Рачинским в 1857 г. и находившаяся в сельце Знаменском. Церковь эта в 1876 г. была сделана самостоятельной.
   Принадлежащие церкви здания: 1) церк.-прих. школа, устроенная в 1901 г. на средства С.А. Рачинского (1500 р.), Епархиального Училищного Совета (1000 р.) и попечителя школы Григория Ив. Кудрявцева (2000 р.); 2) церк.-прих. школа при д. Карпове, устроенная в 1906 г. на средства Бельского Отделения Епарх. Училищн. Совета и крестьян д. Карпова и стоящая 2000 р.; 3) две деревянных часовни — одна на озере Пониклях, близ храма, для водоосвящения (устроена на средства Т.И. Бонича); другая на кладбище, вблизи села, для помещения заразных умерших до их погребения; 4) церковная сторожка из 2 хат.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причеинмков. По упразднении с. Котельни и причислении к с. Пониклям, опредлен был второй причть. Когда в 40-х гг. прошлого века часть прихода отошла к с. Кожухову и Спас-Перебору, Ржевск. у., и с. Пустоподлесью, Бельск. у., — то, при пересмотре штатов в 1847 г., вновь положен один причт. По штату 1879 г. причт состоит из священника, диакона и псаломщика.
   Приход в 1774 г. состоял из 237 дворов. Состав и границы прихода менялись неколько раз. Так, когда существовало с. Котельня, (в XVIII в.), — приход не простирался на восток далее теперешней дер. Прохорова (8 в. от села). Когда с. Котельня было упразднено, границы прихода отодвинулись до рч. Витки (12 в. от села) и до верховьев р. Молодого Туда (20 в.), и в состав его вошла так наз. Бельская Сибирь. Вскоре, однако, жители этой местности, удаленные от Поникольского храма, перечислены были, по их просьбе, к селам Ржевского у. Кожухову и Спас-Перебору (в 40-х гг. ХIХ в.). Наконец, в 1876 г., когда сделана была самостоятельной Знаменская церковь, — к ней были отчислены из состава Поникольского прихода "Потемские" селения, в количестве 700 душь муж. пола
   В 1915 году прихожан: в селах: Пониклях, Жукове, Вязовне, Маковье, в деревнях: Можайке, Прохорове, Плоском, Змиевке, Кошелеве, Каменке, Луже, Приволье, Кузнецове, Козлове, Селах, Ильюшине, Малом Карпове, Алексееве, Куришке, Каменце, Михайловке, Макруше, Пустошке, Сосноватке, Перевозе, Карпове, Нивах, Таковище, Барщевке, Зимухе, Маренице - 526 дворов (1477 мужчин, 1501 женщина).
   В 1915 г. в приходе 28 деревень и 16 хуторов. По клировой ведомости за 1912 г. в них значится: дворов, или хозяйств, 549; прихожан - 1577 м. и 1539 ж.
   С 1891 г. при храме с. Пониколь существует обшество трезвости во имя преп. Нила Столбенского.
   Первая земская школа существовала в а. Константинове в 1865—1881 гг. Вместо неё открыта С.А. Рачинским такая же школа в с. Знаменскомъ. В 1915 г. в приходе три школы: 1) Поникольская одноклассная церк.-приходская, открытая в 1896 г., с общежитием и ночлежным приютом иногда бывают в ней чтения с волшебным фонарем. Попечител её — прихожанин с. Знаменсеого Гр. Ив. Кудрявцев — пожертвовал в 1901 г. 2000 р. на новое здание её и снабжает её необходимыми принадлежностями. 2) Школа грамоты в д. Карпове, в 8 в. от села, открытая в 1893 г. 3) Земская школа в д. Тимохине, с общежитием, в 2 в. от села, на большой дороге из Ржева в Торопец, открытая в 1890 г. Здание её устроено попечителем—землевладельцем Нилом Вас. Алексеевым. Поникольское волостное правление отпускает ежегодно на содержание Поникольской церк. школы 145 р. и Карповской — 85 р. Во всех этих школах учащихся 150—200. Многие девочки обучаются в Знаменской женской церк.-прих. школе. Мальчики продолжают иногда учение в Дунаевской второклассной и Шоптовской двухклассной школах. Отношение крестьян к школе сочувственное; научить детей грамоте они считают необходимым.
   Церковное попечительство учреждено в 1897 г. Председателем его был дворянин Вас. Сем. Бурцев. Попечительство обратило холодный храм в теплый (что стоило более 900 р.), приобрело два заклиросных киота по 300 р. каждый, металлическое позлащенное паникадило в 300 р., парчевые облачения на престол и жертвенник, священническое и диаконское облачения и проч. Собирались пожертвования на капитальное расширение храма. С 1909 года вместо попечительства учрежден церковно-приходской совет, который принимает участие в заведывании церковным хозяйством и всецело заведывает хозяйственной частью Поникольской и Карповской церк.-прих. школ.
   По преданию, на берегу р. Межи, на месте дер. Сосноватки, находилось село. Здесь заметен бут бывшей церкви и следы кладбища. При обработке полей крестьяне находят стеклянные привески к паникадилу, металлические пластинки и проч. По преданию, последняя церковь этого села ("Никола Лапотный") была из соснового леса; она сплавлена по р.р. Меже и Обше в Ордынскую пустынь, где долго стояла.
   В приходе два кладбища: одно близ села; другое в 10 в. от него, в 2 в. от д. Карпова; на последнем погребаются жители д. Карпова.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

     (Фото. Babilon с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

   Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли. В конце 30-х, начале 40-х годов XX века деревню Поникли уже и не припоминали.
   Местом расположения церкви был большой холм рядом с деревней. Из под церковного холма бил ключ, впадавший в речку Паниклю. Церковь имела два придела и большую трехъярусную колокольню. Рядом с церковью, с восточной стороны находилась церковно-приходская школа.
   Перед войной на кладбище при церкви были хорошо различимые 12 памятников. Одним из захороненных и ранее нигде не упоминавшимся является подпоручик Бельского уезда Бурцев Семен Васильевич, погибший в 1812 году. Те самые памятники (плиты) после войны стали использовать для укладки под углы дома местные жители.
   Служба в церкви со своим батюшкой продолжалась до зимы 1942 года. Изначально фашисты рассчитывали на содействие прихода в решении вопросов военного времени. В один из зимних дней, занятия в школе прервали полицаи. Они перекинулись парой слов с учителем, после чего Зоя Родионовна объявила о том, что занятия окончены и чтоб дети больше никогда в школу не приходили. Учителя вечером отвели за деревню Михайловка и расстреляли. То же самое ждало и церковного батюшку. На этом службы закончились, а вся церковная утварь исчезла.
   Колокольня церкви была очень высокой. Не залезая даже на самый верх, можно было увидеть райцентр Нелидово, который находился на расстоянии более 20-ти километров от церкви. По этой же причине, церковь имела и стратегическое значение во время ведения боевых действий. При наступлении советской армии, колокольня с основным объемом церкви были ориентиром для прямого наведения орудий по позициям фашистов. Именно так работала советская артиллерия с занятых позиций в районе деревни Перевоз. Зимой 1942 года было принято решение заминировать и взорвать церковь.
   В марте 1943 года немцам все-таки пришлось покинуть оккупированные территории. Уходя, они погнали за собой и местное население. После окончания ВОВ, народ стал возвращаться на разоренные войной земли. Не хватало стройматериала, поэтому кирпич с руин церкви пошел в дело в первую очередь.
   Для строительства дорог требовался грунт. Взоры пали опять на разрушенную церковь и на большой холм, расположившийся прямо рядом с дорогой. Большая часть холма была использована для строительства, но потом строителям пришлось остановиться, так как в церковном грунте ковшом была поднята бомба, не разорвавшаяся после подрыва церкви.
   Примерно так и выглядит некогда святое место Нелидовской земли: большой холм, наполовину изрытый ковшами экскаваторов с редкими кусками битого кирпича и штукатурки.

   Записано BABILONом со слов жителя деревни Голосово, уроженца деревни Каменка товарища Барменкова.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли