ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




НЕЛИДОВСКИЙ РАЙОН, БАТУРИНО (ЗАОЗЕРЬЕ, КОЗЛОВО)

БАТУРИНО (ЗАОЗЕРЬЕ, КОЗЛОВО) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

   Село Заозерье располагалось на северном берегу озера Дрязло (Брязло). Изначально деревянные приходские храмы строились именно там, каменный же приходской храм был построен на южном берегу озера близ сельца Козлова по желанию ктитора храма. В настоящее время это территория деревни Батурино. Храм не уцелел в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Заозерье расположено на северном гористом берегу озера Бряслова ("Брязло", "Брясла"), в 4 в. от большой Бельско-Торопецкой дороги и Монинского волостного правления, в 25 в. к северу от г. Белого. Иоткинское почт. отделение от села в 25 в., Московско-Виндаво-Рыбинская ж. д. в 28 в. Ближайшие села: Монино в 6, Шоптово в 17, Иоткино в 25 в.
   По преданию, местность, занимаемая селом и приходом, до Литовского нашествия была гораздо более населенной, чем теперь. На возвышенном берегу озера, близ теперешней дер. Поддубья, находился монастырь. Впадины в земле на месте деревянных стен храма, такие же впадины в нескольких саженях от первых и квадратные углубления на месте монастырских построек — составляют доселе следы существования этого монастыря. Еще недавно крестьяне находили здесь остатки лампад, подвесок, медных иконок и крестов. На месте бывшего кладбища видны могильные возвышения. Крестьяне дер. Поддубья выпахивали здесь человеческие черепа и кости.
   Многие селения, находившиеся вокруг монастыря и, вероятно, ему принадлежавшие, а также и сам монастырь, были разрушены Литовцами и опустошены, и после того уже местность эта запустела и поросла лесом. Действительно, на месте монастыря выпахиваем был в большом количестве уголь, из чего можно заключить, что монастырь был сожжен, — о чем говорит и предание.
   Село впервые уп. в начале XVII в. В 1606 г. ехала через него в Москву Марина Мнишек.
   Первый храм во имя Свят. Николая Чуд. устроен около 1677 г., так как в это время м. Симеоном IV выдан в этот храм антиминс. Храм этот уп. в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбор с него положен 2 р. 8 алт. 2 денги, и священник указанъ Климент. Второй деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом Свят. Николая Чуд., устроень помещиком, полковником Андреем Григорьевичем Огонь-Догановским, в 1751 году и, как видно из грамоты еп. Парфения, от 21 августа 1761 г., сгорел "в ночи от топления печи" 6 декабря 1760 Г. Третий деревянный же, с такой же оградой, храм в честь Преображения, с приделом во имя Свят. Николая Чуд., устроен на месте сгоревшего (близ самого села, о чем помнят прихожане) полковником Смоленской шляхты Григорием Петровичем Огонь-Догановским в 1769 г. Антиминс выдан в него еп. Парфением 20 августа 1761 г. Он уп. в 1767, 1774 и 1780 г.г. В клировой ведомости 1839 г. сказано, что он ветх и клонится к падению, и указом Смоленской дух. Консистории, от 11 мая того же 1839 г. за № 2582, объявлено о его упразднении, а в клировой ведомости 1840 г. сказано уже о его разобрании.
   Нынешний каменный, с такой же колокольней, храм в честь Преображения (теплый) с приделами (теплыми) во имя Покрова Пр. Богородицы и Свят. Николая Чуд., построен усердием помещика, секунд-майора Николая Ивановича Энгельгардта, в 1800 - 1805 г.г. Освящена церковь по трем выданным от еп. Парфения освященным антиминсам в 1806 г. протоиереем и благочинным г. Белого Феодором Солнцевым. Церковь эта первоначально была домовой и потому устроена на южной стороне озера, близ с-ца Козлова, где жил временно ктитор. От усадьбы церковно-служителей (находящейся на северной ст.), она отстоит по прямой линии, через озеро, на ½ в. слишком, а по сухому пути, вокругь озера, на 2 в. слишком. С весны до глубокой осени причт переправляется к церкви в лодке через озеро, каковой путь (более ¼ в. ), под влиянием перемен погоды, бывает то вреден, то, при сильном ветре и внезапной буре, опасен для жизни. Во время самой дурной погоды, весною и осенью, причт принужден бывает проходить пешком вокруг озера более 2 верст, что замедляет время богослужения и весьма затрудняет причт.
   Церковь без всяких перемен стояла до 1855 г.; 4 мая этого года, в. 10 ч. веч., от сильной грозы сгорела на ней деревянная крыша, а иконостасы повреждены и вынесены из церкви. В конце сентября 1855 г. усердием помещ. Андрея Николаевича Энгельгардта устроена новая гонтовая крыша и поставлены иконостасы. В 1860 г. обновлен иконостас в настоящей холодной церкви. В 1863 г. устроена новая деревянная ограда, деревянный флигель в две комнаты, из коих одна для церковного сторожа, другая для приходского училища. В 1865 г. окрашены стены внутри, клиросы и двери; в 1866 г. церковь оштукатурена и побелена. В 1868 г. обновлены придельные иконостасы. В 1872 г. устроена новая железная крыша. В 1891 г. устроена новая каменная ограда на пожертвованные от прихожан и отчасти церковные суммы. В 1900 г. обновлены придельные иконостасы, промыта и, где было нужно, поправлена живопись на стенах и в куполе, за что уплачечо 1300 р.
   Из икон этой церкви замечательны: 1) Древняя и особенно чтимая икона Божией Матери Одигитрии. В 1862 г. крестьянин д. Макарьева Илья Феодоров, долго страдавший глазной болезнью молился перед ней об исцелении; Божия Матерь явилась ему во сне и повелела позаботиться, чтобы икона Её стояла за стеклом. Когда Илья Феодоров соорудил для иконы медную с накладным серебром ризу и киот со стеклом, — болезнь его прошла. В 1865—1867 г.г., когда, во время сибирской язвы, жители стали брать икону в свои дома и молиться перед ней, болезнь скоро проходила и совершенно исчезала. В настоящее время прихожане часто берут икону в свои дома и ежегодно осенью обходят с ней большую часть прихода. В 1873 г. крестьянин д. Борисова Петр Степанов сделал на икону киот с изящной позлащенной резьбой и, вместо медного, серебряный венец, украшенный камнями. 2) В 1900 г. прихожанами и свящ. Мих. Кулагиным пожертвована в церковь икона Владимирской Божией Матери, привезенная с Афона и там освященная, стоимостью в 100 р.
   Из церковной утвари замечательны: 1) серебряный 84 пр., позлащенный, потир со всеми принадлежностями, вес. 5 ф.: 2) серебряные 84 пр., позлащенные, три потира. Из 26 фелоней одна — древняя, набойчатая, хранящаяся без употребления.
   Из богослужебных книг замечательны: 1) Минея общая с последованием общих праздничных служб, без первых листов. На ней три надписи. Первая: "По указу Преосвященнаго Гедеона, Смоленскаго и Дорогобужскаго... прошение... рабы ваша 1738 году". Другая: "Печатана... зачала не имеет, строитель иеромонах Савва"... Третья надпись особенно замечательна: "Села Заозерья Преображения Господня Минея общая... а подписывал сию книгу соборный дьякон Афонасий Григорьев лета -го месяца мая в десять первый день". 2) Служебник, без первых листов, с надписью: "Села.... подписал 1713 года декабря 25 дня протоиерей Илар"... 3) Евангелие в малый лист, печ. 1760 г., с надписью: "Свидетельствовал и подписал г. Смоленска староста поповской Свято-Ильинской церкви священник Иаков Ершов, 1764 года сентября 29 дня".
   В архиве хранятся храмозданная грамота еп. Парфения от 21 августа 1761 г., — храмосвятная грамота еп. Серафима от 24 мая 1806 г. и много старинных указов.
   Храмозданная грамота еп. Парфения: "Божиею милостию Смиренный Парфений, Епископ Смоленский и Дорогобужский. Сего августа 7 дня поданным нашим смирением Епархии нашея, Бельскаго уезда, с. Заозерья церкви Преображения Господня священник Адриан Исидоров прошением, объявляя: в прошлом 1760 году декабря 6 дня, показанная Преображения Господня Церковь в ночи от топления печи с приделом Св. Чуд. Николая сгорела, за что он, священник, антецессором нашим, покойным Преосвященным Гедеоном, Епископом Смоленским и Дорогобужским, от всякаго священнослужения, покуда оная церковь построена имеет быть, запрещен и от прихода отрешен, которая Церковь ныне вновь с приделом Св. Чуд. Николая построена и церковными одеждами, св. образами и протчею церковною утварию удовольствована и ко освящению совсем изготовлена. Просил... на освящение тех церквей освященных двух Антиминсов и по освящении тех церквей благословения и от запрещения к священнослужениям разрешения, того ради Мы по благодати, данней нам от Самаго Великаго Архиерея Господа нашего И. Х. благословляем... означенныя церкви Божия в показанные храмоименования к освящениям приготовлены и потребным в них во украшении принадлежащем благолепием удовольствованы, то оныя церкви Божия на новых Антиминсах, каковы от нас при сей грамоте отправлены Бельскаго Богоявленскаго собора протоиерею Иоанну Симеонову освятить соборне по уставу и церковному чиноположению, показаннаго же священника Адриана Исидорова от запрещения разрешаем и во оных церквах по освящении их всякое священнодействие совершать благословляем. Сего ради за подписанием руки нашея и печатию сия и грамота дана, дадеся же в Богоспасаемом граде Смоленском, в нашем Архиерейском доме, августа 21 дня 1761 года".
   Храмосвятная грамота еп. Серафима: "Божиею милостию Смиренный Серафим, Епископ Смоленский и дорогобужский. По благодати, дару и власти всесвятаго и животворящаго Духа, данней нам от Самаго Великаго Архиерея Господа нашего И. Х., чрез святыя Его Апостолы и их наместники и приемники, благословили Мы, по прошению Бельскаго узда, села Заозерья, ктитора секунд-майора Николая Иванова сына Энгельгардта, вновь устроенную им в том селе Заозерье каменную во имя Преображения Господня с двумя приделами: Покрова Богородицы и Свят. Николая Чуд. церковь, по церковному чиноположению города Белой протоиерею и благочинному Феодору Солнцеву, обще с священнослужителями, кто приглашен на то будет, соборне на выданных от нас при сей грамоте новых святых освященных трех Антиминсах, освятить, а которых числ упомянутая церковь с двумя приделами освящена будет, о том ему, благочинному, нам рапортовать. Известнейшаго же ради о том свидетельства, дана от нас сия храмосвятная грамота за подписанием руки нашей и при печати благословительной. Маия 24 дня 1806 года".
   Здания, принадлежащие церкви: деревянная часовня на кладбище близ с. Козлова, 2 избы близ церкви, 6 не больших деревянных лавок для торговцев в храмовые праздники, устроенных прихожанами в 1877 г. (ежегодно выручается за них 5—7 руб.).
   Тогда как приходская церковь с. Заозерья находится на противоположной от села стороне озера, в расстоянии более ½ - 2 верст, — в самом селе находится кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причетников. По штату 1847 г., причт состоял из священника и 2 псаломщиков; в 1915 г. причт состоит из священника, диакона и паломщика.
   В приходе в 1774 г. считалось 49 дворовъ. На упомянутой выше ландкарте (?) к приходу отнесены 22 селения: с-цо Козлово, д. Борисово, д. Поддубье, Верхнее Заборье, Макаринки, Б. Реданово, Цыгановка, с-цо Волчищево, д. Ступино, Нивы, Березоваха, Лемяшиха, с-цо Городище, д. Морозово, Плехтино, Андреево, Дорохино, Сонино, Гарасево, Красный Стан, Трунино, Тарабухино. По клировой ведомости 1829 г. приход состоит из 23 селений: с-ца Козлова, д. Борисова, Поддубья, Сонина, Морозова, Б. Реданова, с-ца Городища, д. Лемяшихи, Березовахи, Нив, с-ца Волчищева (уп. на ландкарте), Заборья, Горы, Тарасова, Сельца, Казарина, Лопатина, Макарьева, Митина, Барсуков, Поличина, М. Реданова и с-ца Пруденок. В 1874 г. приход составляли 42 селения: с Заозерье, с-цо Козлово, д. Поддубье, Борисово, В. и Н. Заборье, Гора, Сельцо, Тарасово, д. Морозово, Казарино, Макарьево, Б. и М. Реданово, Лопатино, Митино, Поличино, Березоваха, Нивы, Пруденки, с-цо Пруденки, с-цо Волчищево, с-цо Павловское, д. Дьяково, Новосельцы, Плехтино, селение при рч. Ваприке, Авинцы, Цыгановка, Торпово, Иоткино, Мохово, Барсуки, с-цо Козлово 2, д. Городище, Лемяшиха, с-цо Екатерниославское, д. Марково, Марьино, Красный Стан, Отвага, с-цо Вознесенское. Во всех этих селениях в 1872 г. числилось 210 дворов, 766 душ муж. и 831 жен. пола. В 1913 г. 13 деревень отделились к приходу с. Кикольского (Коптянки).
   В 1915 году прихожан: в селе Заозерье, в деревнях: Поддубье, Борисове, В. и Н. Заборье, Горе, Дьякове, Новоселках, Сельце, Плехтине, Тарасове, Морозове, Казарине, Авинцах, Макарьеве, Цыгановке, Б. и М. Реданове, Торпове, Екатеринославском, Поселке, Вепрюке, Кр. Стане, Лопатине - 351 двор (1294 мужчины, 1282 женщины).
   Школы появились в приходе с 1860 г. Обучением занимались свящ. Акулин, майорский сын Леонид Иосифов Куницкий и свящ. Михаил Кулагин (с 1862 г.). В 1915 г. в приходе две школы: церк.-приходская "Моховская" в дер. Овинцах, в 10 в. от села, с 25 — уч., и земская "Заозерская", в 1 в. от села, с 50 — 70 уч.
   Жители усердны к храму. С особенным усердием поминают усопших. В день погребения служится заупокойная литургия; многие в течение 40 дней служат по 3 - 6 литургий, иные заказывают сорокоуст. Поминают и в течение всего года. К поминкам домохозяин готовится за несколько дней, убивает корову, несколько овец, варит пиво и угощает гостей, которых бывает до 200, чтобы все были довольны. Во время Пасхальной седмицы и других праздников принимают в свои дома иконы и просят совершать службы, которые следуют в таком порядке: на скотном дворе водоосвящение и молебен великом. Георгию, в избе молебен с акафистом Спасителю и Божией Матери; многие служат еще молебен с акафистом Свят. Николаю Чуд., большую панихиду с возженными свечами в руках народа, всенощное бдение пасхальное; некоторые совершают "царсктй молебен" (благодарственный). В отношении остального года приход д. делится ма три части; одна празднует Рождеству Пресв. Богородицы, другая — Покрову, третья — Свят. Николаю Чуд. (6 декабря). При этом берут из церкви икону праздника и иные просят служить в домах всенощное бдение, иные молебен с акафистом и пр. Многие после уборки хлеба берут в дома икону Божией Матери Одигитрии и просят совершат те или иные службы.
   В приходе, кроме приходского в ограде церкви, есть еще пять клрдбищ: 1) при кладбищной Казанской церкви; 2) при д. Морозове; 3) близ с-ца Козлова (на нем деревянная часовня для отпевания умерших и совершения литий); 4) при дер. Большом Реданове, и 5) при дер. Макарьеве. Все эти кладбища обнесены деревянными оградами; все они — древние. Многочисленность их объясняется разбросанностью прихода и трудностью сообщений (так как приход изрезан р.р. Лучесой и Березой и многими другими реками и ручьями; были случаи, что тела умерших во время разливов стояли в домах по неделе пока не сходила вода).
   В ½ — версте от дер. Городища, в лесу, на возвышенном месте, окруженном с 3-х сторон рвом, по преданию, жил в келье рясофорный монах Ниловой Столбенской пустыни. Осташковского у., Мелетий. Удалясь из своей пустыни, он приютился сначала в доме Варпаховских, живших на месте теперешней дер. Городяща. После он поселился в построенной для него Варпаховскими келье и вел здесь уединенную, подвижническую жизнь; многие приходили к нему за советами и для испрошения молитв. Память о нем жива доселе, особенно среди крестьян дер. Городища. Умер он при свящ. Михаиле Жемчужном (1800 — 1832) и им погребен возле кельи. Умер он ранее 1824 г., так как в метрических книгах, сохранившихся с этого года, записи о его погребении нет. На могиле его — небольшой деревянный памятник; крестьяне просят часто с овершать на ней литии; имя его занесено во многие помянники.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли