ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КУВШИНОВСКИЙ РАЙОН, ПРЕЧИСТО-КАМЕНКА

ПРЕЧИСТО-КАМЕНКА (ПРЕЧИСТАЯ КАМЕНКА ПОГОСТ) - УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

   Погост Пречистая Каменка, от Твери 85105 верст, от Торжка 27 верст.
   Церковь Успенская, построена в 1698 году, каменная, престола два: главный Успения Божией Матери, придельный Рождества Иоанна Предтечи.
   Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1828 года.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Арсеньевич Лебедев 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 года, священником с 1897 года, награжден в 1900 году набедренником. Диакон Александр Иоаннович Плетнев 36-ти лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1889 года. Псаломщик Александр Иоаннович Беневоленский 56-ти лет, в должности с 1862 года.
   Прихожан в селе Каменке, в деревнях: Катушкине, Сыркове, Щилове, Воронове, Трескове, Костькове, Левкове, Козлове, Мошнике, Абабкове, Горицах, Хованях, Боброве - 342 двора (1205 мужчин, 1425 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Николай Соколов 44-х лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Успенском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Беневоленский 43-х лет, на службе 25 лет, в Успенском храме 2 года. Псаломщик Александр Колпецкий 22-х лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Катушкино, Щилово, Сырково, Вороново, Тресково, Костково, Левково, Козлово, Мошники, Абабково, Горицы, Ховани, Боброво - 1287 мужчин и 1551 женщина.

   Церковь разрушена в советское время.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    


   Казенное село Чуриловской волости при речке Каменке в 28 верстах от Торжка, по левому берегу Осуги. Вероятно, поселение возникло здесь в 10 -12 веках на пересечении торговых путей, связывающих Новгород с другими славянскими землями. Обмелевшая сегодня река Каменка в давние времена была настолько прозрачной, что было видно каменистое дно, — не зря село, расположенное на ее берегу, летописец назвал «Чистый Камень». Через Пречисто-Каменку проходил старорусский тракт из Новгорода до Осташкова и далее на Торжок или на Смоленск (через Ржев). Пролегала здесь и ветвь летописного «серегерского пути», по которому Батый шел на Новгород.
    В Камеральном описании Новоторжского уезда говорится:«По преданиям прежде было сие место пустынею, на котором царь Иван Васильевич, проезжая в Зубцов, назначил быть городу, почему и поставлены кресты на тех местах, где быть церквам, от креста до креста сделан был земляной насыпной вал. После сего построена каменная церковь во имя Успения Богородицы и учреждена Собором и на оную дана жалованная грамота. Около тех мест, где поставлены кресты, и доныне бывает крестный ход в день Преполовения Господня».
   В черновых записках Преображенского «Село Пречистая Каменка с остатком городка древних славян» сказано: «Здесь была некогда пустынь*, а теперь стоят при всех дорогах 12 крестов, вытесанных из дикого камня красноватого цвета и поставленных во время какой-нибудь повальной болезни с целию отогнать морушку или мор силою крестною».
    * Мужской монастырь Пречистенский на Каменке упоминается в 1610 году в рукописи «Пресветлая Звезда», хранящейся в Тверском музее.
    Доказательством поселения здесь древних славян-земледельцев Преображенский приводит имена окрестностей: села Волосова, деревни Волосова, деревни Дятлова, деревни Медвежьей на горе, выпускающей ручей Черный, деревень Воронова, Козлова, Косткова.
    Остатки старины села Пречистой Каменки описаны А.К. Жизневским в журнале «Древности», т. 6, вып. 2, 1876 г.
    В описании сказано, что само городище находится за огородами священнослужителей и представляет собою небольшое продолговатое, овальное возвышение, называемое сопкою, расстоянием от церкви в 80 сажень и шириною более 7 саженей. На этом возвышении находится каменный крест. Около сопки- следы рва и небольшого вала, окружавшего его. Возвышение все изрыто. Рассказывают, что один из бывших в этом селе священников, которому по разделу церковной земли досталось это место, перекопал его, отыскивая клады, но находил только множество костей. Отсюда же местные крестьяне берут песок для своих потребностей, причем также находят человеческие кости. Между старожилами есть предание, что на этом месте были кладбище и часовня, которая разрушена во время литовского разорения.
    Описанная сопка, по мнению А. К. Жизневского, должна быть принята за остатки славянского городка, на котором впоследствии могло быть устроено кладбище, как об этом упоминает предание.
    В селе Пречистой Каменке и на землях, прилегающих к нему, ныне осталось 11 каменных крестов; 12-й же, находившийся за рекой Каменкой, на земле соседних крестьян, говорят, ими срыт из опасения, чтобы не послужил крестьянкам села Каменка доказательством на принадлежность им той же земли.
    Виденные Жизневским четыре креста имеют величину около аршина, толщину более 6 вершков, вытесаны из красного гранита, на них изображение восьмиконечного креста и надписи: ЦРЬ СЛВЫ, с боков- ICУC XCO I.HЦIУ.
    Жизневским приводятся три предания, соединенные с этими памятниками старины: одно, подобное рассказанному в «Генеральных Соображениях», о том, что кресты поставлены царем Грозным для обозначения мест, где быть церквам предполагаемого города; другое – что царица, супруга того же государя, проезжая через село Пречистую Каменку и почувствовав приближение родов, сделала обет, что если благополучно родит сына, и он будет жив, то построит на этом месте город. Царица родила дочь, и вместо города поставила каменные кресты на тех местах, где предполагалась постройка церквей. Согласно третьему преданию кресты эти поставлены на могилах православных, погибших во время литовского разорения. Все эти сведения сообщены местным священником Сергеем Постниковым.
    Поклонные кресты, вытесанные из гранита, — немые свидетели позабытых событий времен средневековья. К 1970 — 1980 годам их сохранилось лишь семь, четыре из них были переданы в музей деревянного зодчества под Торжком. В настоящее время науке известно, что подобные знаки служили своеобразными указателями на древних водных путях, особенно на сложных участках. Ученые считают, что, вероятнее всего, их наличие связано с существовавшей здесь в 16-17 веках Успенской мужской обителью. Большинство сохранившихся преданий связывают происхождение памятников с эпохой Иоанна Грозного. Старожилы могут рассказать об этих крестах множество легенд, передающихся здесь из поколения в поколение.
    На погосте Пречисто-Каменка в 1698 году была построена каменная Успенская церковь с двумя престолами Успения Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. Описание церкви составлено в 1848 году священником Г. Константиновским.
    В 1782 году село Пречистая Каменка относилось к ведомству государственной коллегии экономии. По данным 4-й ревизии, в нем проживали 236 мужчин и 263 женщины.
    В 1859 году здесь было 78 дворов, в 1901 году — 73 двора. А. ЧИСТЯКОВА

    (По материалам сайта Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области.)
    

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли