ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

ТРОИЦКИЙ-НА-ОВИНЧИЩАХ, ИЛИ КУШНИКОВ, МОНАСТЫРЬ

   Это единственный монастырь на вышневолоцкой земле, разрушенный еще 400 лет назад, в Смутное время, и о котором сохранились сведения не только в писцовых книгах, но и в нашем Тверском архиве. В отличие от других вышневолоцких святых обителей, «запустевших с литовского разоренья», Троицкий-на-Овинчищах монастырь спустя почти столетие смог возродиться.
   В писцовой книге 1581 года сказано: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне...». В границах бывшего Воскресенского погоста, куда входили деревни Русская Гора, Красное, Олехново, есть речка с похожим названием ­ Иленка. А Овинчище исконно русское название, по современному - местность у овина, сарая для хранения хлеба.
   В Тверском государственном архиве мне удалось разыскать несколько дел, где на полуистлевших кусочках столбцов середины XVII века хранилась история древнего Троицкого-на-Овинчищах монастыря. Называется он еще и Кушниковым. Его второе имя связано, вероятнее всего, с именем помещика, его строившего. В новгородских писцовых книгах Бежецкой пятины упоминается помещик, носящий имя Кушни". И если принять во внимание тот факт, что монастырь этот упоминается только в книгах за 1551 год, этот Кушник и был строителем этого монастырька. Из описания обители видно, что строили и содержали её прихожане соседних с ней деревенек и починков: «...образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всё церковное строение приходское».
   В 1606 году озверелые толпы мародёрствующих ляхов и литовцев разграбилии уничтожили Троицкий - Кушников монастырь. После Смутного времени половина русской земли лежала в развалинах, на месте деревень стали пустоши, зарастали лесом пашни и покосы. Из 20 деревень, принадлежавших Кушникову монастырю, живущих к 1645 году осталась всего одна «...да три деревни пустых, да 16 пустошей».
   Затем всю первую половину XVII века ­ почти непрерывные войны со Швецией, которые еще более опустошили и обескровили новгородскую землю. Исконные русские земли Приладожья, населённые карелами, были захвачены католиками-шведами. С оккупированных территорий за время
   правления Алексея Михайловича на новгородские и тверские земли переселились десятки тысяч карел. Уходили карелы к братскому православному народу, связанному с ними многовековым соседством, общими корнями, одной религией. Селились они тоже по царской воле. «Переселенцам предоставляли пустующие дворцовые земли, они освобождались от налогов, получали средства на обзаведение скотом и инвентарём. За расселение отвечали специально выбранные чиновники». Переселение братского карельского народа, как и защита монастырей, было государственной политикой Алексея Михайловича, и приказной Осеченской волости Кондратий Клементьев сын Вешков, отвечавший за организацию переселения, вначале противился и трогать корелян не велел. Но царь своей Грамотой от 1675 года приказал: «...монастырское место да пустошь Овинчище всех 17 пустошей ...отдать Никольскому монастырю для прокормления... потому что написано монастырское пустое место, а не дворцовая земля».
   Богатый был Кушников монастырь - имел он во владении два десятка деревень, обрабатывалось «... пашни 81 четверть с третником». И не маленький - редко какой из вышневолоцких монастырей того времени имел 12 монашеских келий и два храма. К примеру, Николо-Столпенский, которому впоследствии стали принадлежать Троицкие пустоши, был значительно меньше - по свидетельству иностранцев, в 1602 году В Николо-Столпенской пустыни было всего шесть монахов.
   Началось возрождение обители, вероятно, сразу же после того, как угодья перешли в вотчину Никольского монастыря, потому как в 1700 году в Грамоте Новгородского Митрополита фигурирует уже приписной Кушниковский монастырь, принадлежащий Николо­Столпенской мужской пустыни. В обители возрождён храм, освящённый, как и в прежние времена, во имя Живоначальной Троицы.
   Последнее упоминание о нём я нашёл в деле «О сожжении приписной к Столпенекой пустыни бывшей Троицкой Кушниковой пустыни ветхого церковного храма». Палить ветхий храм Владыка не разрешил, и, хоть совсем обветшалый, он продолжал служить людям, принимая в непогоду под своим кровом всех страждущих.
   Как оказалось, впервые я побывал на месте, где когда-то стояла святая обитель, еще в 1974 году. Тогда в Троицких дачах было много остатков разных построек. Некоторые уже совсем разрушенные, некоторые еще использовались, правда, в основном для укрытия. Сохранились, в основном сенные, построенные перед войной сараи, а вот дома и овины, от которых остались только руины, были еще из того, царского времени.
   Особенно меня тогда поразило, какие, хоть и задичалые, но отменные росли на бывших полях хлеба - выше головы рожь; овёс, какого я в нашем колхозе никогда не видел. Клевера по пояс, а трава на полянах такая густая, что по ней с трудом можно было пройти. Всё это уже тогда было брошено и не косилось.
   Не подозревал я тогда, что через ЗО лет буду сожалеть, что пропустил мимо ушей рассказы последних стариков, живших в глухой деревеньке в нескольких километрах от бывших монастырских угодий. Запомнилось только, что от деревеньки до самой делянки дорога шла болотистыми полянами и перелесками, и только на самих дачах, где находились строения, было повыше. Домов в деревеньке жилых было всего три, жили в них две пожилые женщины да старенький, но еще ершистый дедок. Как-то, уже зимой, рассказывал он нам что-то про Троицкие дачи и монахов.
   Давно уже нет в живых того общительного старика, несколько лет назад пропала и сама деревня. Повторилась история - как и 400 лет назад зарастают густым березняком и ивами поля и покосы на месте деревеньки со светлым именем Красное. Только вот не литва с ляхами обескровили и предали нашу землю, а мы сами.

   
     (По материалам статьи Ступкин Е. Посолье (Из истории вышневолоцких монастырей)//"Тверская старина",2008, № 27. )
    

   Троицкий на 0винчищах-Шамаринская пустынь, мужской, совсем не существующий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., находился в окрестностях нынешнего погоста Осечно, лежащего в 29 вер. от Вышнего Волочка, при озз. Судомле и Клещине. 0 нем в 1581 г. говорится: «В Воскресенском же погост в Осечне на Овинчищах монастыр на речке на Племне. А в монастыре церковь Троицы Живонач., древяная в верх, да в приделех Бдаговещенья Пресв. Богор., да в другом приделе Преп. Чудотв. Сергея; да церковь. Николы чюдотв., да въ приделе Олексей митроп., древяная в верх. A в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение приходное. Да в монастыре же 12 келей, а в них живут старцы, а игумена и строителя нет». Ныне в сосновой роще находится дерев. часовня, куда исстари в праздники Преображения собираются крестьяне соседних селений и служат молебен. В часовне сохранился древний крест с надписью: «сии крест шамарини пустыни устрол его старец лазырь».

   Неволин, Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ., VIІІ, прилож. XІІ, 326; Рукопис. сообщение А.К. Жизневского; Макарий, Ист. Р. Ц., VII, 29.

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том III. Монастыри закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. - С.-Петербург: Синодальная типография, 1897.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли