ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КРАСНОХОЛМСКИЙ РАЙОН, СЛОБОДА

СЛОБОДА - ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Александра Коршунова.

   Интересен факт постройки церкви, который описан в книге "Соборы Красного Холма", 1913 г. издания: в Архиерейских грамотах Новгородского митрополита Корнилия в 1690 г. записано: "Разрешено деревянную церковь Вознесения на святых воротах Николаевского Антониева монастыря разобрать и из нее построить на острове близ монастыря церковь во имя Зосимы и Савватия - соловецких чудотворцев". В 1795 г. деревянная церковь сгорела. В 1797 г. прихожанами была построена каменная, сохранившаяся до нас церковь. Церковь имела два придела: летний - Покрова Пресвятой Богородицы и зимний - в честь преподобных отцов Зосимы и Савватия. Церковный приход состоял из деревень: Слобода, Пальниково, Григорово, Боярское, Косяково, Барбино, Костычево, Путилово.


   Зосимовская церковь, построена в 1797 году, каменная, престола два: холодный Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
   Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Алексий Александрович Романовский 42-х лет, студент семинарии, в служении с 1882 года, священником с 1885 года, состоял законоучителем в 2 земских училищах, награжден в 1893 году набедренником. Диакон Андрей Феодорович Смирнов 31-го года, в служении с 1890 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Семен Михайлович Фирсов 30-ти лет, в должности с 1895 года.
   Прихожан в монастырской Слободе, в деревнях: Боярской, Барбине, Костычеве, Косякове, Григорове, Путилове, Пальникове - 334 двора (998 мужчин, 1077 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Сергий Разумовский 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в храме Зосима и Савватия 8 лет. Штатный диакон Андрей Смирнов 46-ти лет, на службе 24 года, в храме Зосима и Савватия 18 лет. Псаломщик Николай Пухлимский 23-х лет, на службе 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Боярская, Костычево, Барбино, Косяково, Григорково, Путилово, Пальниково - 1026 мужчин, 1144 женщины.

   
     (По материалам изданий Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС "Города Тверской Земли". Тверь: Издательство Студия-С, 2004., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
     (Фото. Александра Коршунова.)

         ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 17765
         лист 283, 283 оборот, 284
         Исповедные ведомости Бежецкого уезда
   1737 году роспись Великоновгородской Епархии Бежецкого уезду Антоновского стану Спасохолмского погоста попов Ермолая Константинова Михаила Михайлова Лаврентия Константинова с причетники о обретавшимися при оном погосте в приходе нижеявленных чинов людем соизявлением против коегождо имени о бытии во Святую четыредесятницу и Святых Тайн причаститися и кто исповедался токмо а не причастился и кто не исповедался:

         ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 17987
         Исповедные ведомости Краснохолмского уезда 1778 год
         Лист 286
   Роспись Краснохолмского уезда подмонастырской Николаева Антонова монастырской слободы церкви Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев священника Конона Фёдорова с причетники обретавшися при оной церкви в приходе нижеявленых чинов людем, со изяъяснением против коегождо имени о бытии во Святую четыредедесятницу у исповеди и святых Тайн причастия и кто ж исповедался токмо а не причастился и кто ж не исповедался «1778» года
   1 двор
   св. Конон Фёдоров 49
   жена ево Федосья Васильева 45
   дети их Пелагея 21
   Алексей 19
   Иван 17
   Матфей 14
   Марфа 14
   Елена 6
   2 двор дьячёк Филипп Васильев 34
   жена ево Марья Дмитриева 36
   дети их Алексей 14
   Марья 10
   Наталья 7
   Николай 6
   3 двор
   пономарь Стефан Прокопиев 54
   жена ево Марфа Гаврилова 51
   дети их: Иван 19
   Евдокея 22
   Евдокея же 16
   4 двор
   определенного временно на
   иеромонашескую ……той же слободы священника
   Дмитрия Яковлева жена Настасья Прокопиева 64
   внучка её Ирина Петрова 9

         ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 16474
         Ведомость учинённая от Бежецкого духовного правления через Благочинных на
         г. Красный Холм и его уезда о церквях священнослужителях 1785 год
         Лист 5
   Краснохолмского уезду Николаевского Антониевого монастыря подмонастырной слободы в нём церковь деревянная во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких без пределов в твёрдости, утварью довольна, построена в 1773 г.
   При оной церкви:
   Священник Алексей Иванов 26 лет, из богословии, в настоящем чине с 1781 г.
   жена ево Пелагея Кононова 26
   Дьячёк Филипп Васильев 30 в настоящем чине с
   жена ево Мария Дмитриева 28
   Пономарь Иван Степанов 26 в настоящем чине с 1781 г.
   жена ево Фёкла Петрова 23
   означенный дьячёк пономарю зять двоюродный
   означенного священника дети Николай 3
   Василей 1
   означенного дьячка дети Николай 4
   Марья 15
   Наталья 12
   вышеписаного пономаря сын Алексей 3 месяцев
   престарелый пономарь Степан Прокопиев 63 оставлен на пропитании сына своего означенного пономаря.
   умершего священника Конона Фёдорова сын Матвей 20
   приходских 196 дворов, раскольников мужеска 1 женска 1 душа

         ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 20597
         Благочиннические ведомости Краснохолмского уезда учинённые в 1791 году
         лист 5
   Города Красного Холма приходская Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев церковь, деревянная без пределов, строена на другом горенем месте 1773 го года, утварью довольна.
   При оной церкви священник Алексей Иванов 33 лет из богословии, женат, в настоящий чин определен в 1781 году, священник дьячку шурин.
   Жена ево Пелагея Кононова 33 лет
   дети их Николай 8 лет в Бежецком Духовном уездном училище
   Анна 5 лет
   Александра 1 год
   Диакон Филипп Васильев 43 лет в школах не был, в настоящем чине с 1786 г.
   жена ево Мария Дмитриева 40 лет
   сын их Николай 12 лет словесному обучен
   Дьячёк Матвей Кононов 25 лет из реторики в настоящем чине с 1786 года
   Жена ево Марья Михайлова 25 лет
   сестра ево Елена Кононова 17 лет
   Пономарь Иван Степанов 30 лет, в школах не был, в настоящем чине с 1782 года
   жена его Фёкла Петрова 28 лет
   дети их; Алексей 5 лет
   Евдокия 3 лет
   Приходских дворов 181, пашенной и сенокосной земли отмежевано указная пропорция и на плану оная утверждена Антоновской вотчины. Прихожане купцов и мещан мужеска 17 женска 20 душ. Экономической Антоновской вотчины в разных селениях мужеска 613 женска 647 душ. Раскольников не имеется.

         ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 10994
         О згорении города Красного Холма приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия
         Соловецких Чудотворцев церкви и о штрафовании священноцерковнослужителей этой церкви.
         1796 год На 30 листах лист 1
         Города Красного Холма приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких
         Чудотворцев священноцерковнослужителей всепокорнейшее доношение.
   Сего генваря 20 дня 1796 года то есть в минувшее воскресенье по отправлении Божественной Литургии пропустив времени часа два означенная церковь загорелась и вся до основания згорела, исключая иконостас и церковную утварь, которую всю без остатку успели выбрать, отчего сей несчастный случай произошёл и как и кем усмотрен значится ниже.
   По окончании Божественной Литургии и некоторых молебнов священник диакон и дьячёк убрав всё в алтарь и скрыв окна вышли в церковь в которой за правым крылосом ещё стояли церковный староста и экономической Антоновской вотчины деревни Путилова крестьянин Иван … и мы со оными остановясь и несколько в церкви поговоря, не приметя ни запаху ни курения нигде вышли все вместе вон в свои домы, а церковный староста /как он нам после сказывает/ пошёл к мирскому сходу который невдалеке от церкви в нашем селе был и побыв там несколько времени пошёл оттоле в дом свой; идучи мимо церкви усмотрел; что из оной в окно повевает дым прибежал ко мне священнику под окно сказывая, что из церкви дым идёт, я же священник взяв у себя ключи и немедленно побежал с оным же старостой, отпер дверь и отворив оную усмотрел, что за правым клиросом, к которому приставлен был иконостасец в высоту от полу аршина 4 с образами пред которыми висели две медные лампады, под оной же стояла скамья на которой содержался ящик со свечами а к церковной стене от онаго иконостаса приставлен был не малой величины вкованой железом сундучок в котором как збираемые им старостой денги; так и всё, что в смотрение ево имеется находилось, всё оное обнялось пламенем и оный пламень по стене наподобие столпа простирался до самого потолку в восьмерик и как я священник несколько раз ударил в колокол, который висел близ церковной двери на паперти; то наряду как с мирского схода, так и из села прибежав помянутый за крылосом иконостас разтащили тако ж и сундук от стены отняли и водою и снегом немедля оный пламень как на полу так и вверх по стене погасили; а разстилавшуюся под потолком в осмерике наподобие облака пламень в сделанные в четырёх местах вверх слуховых отдушин ради церковного гулу выбрался на верх потолка под крышу из самой шее и там загорелось, чем всю надежду к потушению отняло, однако имели время всё из церкви выбрать даже и самый пол. Упо…… ж что оный пожар случился от того что как великое собрание в церкви народа и оный староста за нехождением пономаря, как часто и прежде в церковь к службе так и сего генваря 19 и 20 дня занимался много то становлением, то снятием свеч с святой лампады местных образов; також многие особливо женска пола посылали ево в алтарь за свечами и ставить за престолом оные или к Животворящему Кресту или Богоматери, что и принадлежало бы пономарю, между тем народ на помянутом за правым крылосом перед Образами две лампады, сами ставя свечи или обронили или сами свечи внезапно в сем в отлучении от места своего старосты горящая с лампады упала и закатилась за помянутый сундук к которой при выходе из церкви никак усмотреть было не можно ибо сие доказывает, что у сундука один угол стоящий к церковной стене и к крылосу весьма обгорел, а другие 3 угла и крышка у онаго целы. Вынесенные же священником с престола Святой Антиминс, Евангелие, Ковчег, и остальное перенесено мною священником в Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь в церковь, о каковом несчастном случае Бежецкое духовное правление сим всепокорнейше и доносим настоящим доношением.
   Священник Алексей Иванов своеручно писал и руку приложил
   диакон Филипп Васильев руку приложил
   дьячёк Матвей Кононов руку приложил
   генваря 22 дня 1796 года
         Лист 2
   В Бежецком духовном присудствии города Красного Холма приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев церкви священник Алексей Иванов, диакон Филипп Васильев, дьячёк Матвей Кононов порознь допрашиваны..

         ГАТО Фонд 312 опись 1 дело 234
         Ревизские сказки Весьегонского уезда 1811 г.
         Лист 1078
         Ревизские сказки Тверской епархии и губернии города Красного Холму церкви преподобных
         Отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев о состоящих при оной
         статных и за статных священно и церковнослужителей и их детях мужеска пола
   Августа 8 дня 1811 года

         ГАТО Фонд 160 опись 5 дело 3380
         О дозволении Краснохолмской приходской Зосимовской церкви пономарю Алексею
         Иванову за смертью первой жены вступить во второй законный брак. 1819г.
         Лист 1
   Апреля дня Консистории по разсмотрении дать мнение можно ли дозволить Иванову вступить во второй брак и совместимо ли сие с отправлением пономарской должности

         Святейшего Правительственного Синода и комиссии духовных училищ Члену
         Высокопреосвященнейшему Серафиму Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру
         Города Красного Холма приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия церкви
         пономаря Алексея Иванова
         Покорнейшее прошение
   Имею я нижайший при себе семерых детей осиротевших и лишившихся в младолетстве Матери своей; из коих первому имеется от роду ещё двенадцатый год; почему я, так как не имея никого из родных и ближайших родственников, кто бы мог по надлежащему содержать дом мой, а равно и воспитывать оставшихся малых детей моих, желаю ныне вступить в законный брак.
   Того ради Ваше Высокопреосвященство Премилосердного Отца и Архипастыря покорнейше прошу меня нижайшего по причине малых детей моих, оставшихся Сиротами ко вступлению в законный брак благословить, и о сем моем прошении прошу учинить Архипастырскую резолюцию.
   Марта дня 1819 года
   Прошению означенный пономарь Алексей Иванов руку приложил
         Лист 2
   1819 года апреля 25 дня овдовевшего приходской Зосимовской церкви пономаря Алексея Иванова желающего вступить во второй брак должность его кроме колокольного звона по алтарю состоящую с согласия священника и диакона, той же церкви дьячек Матвей Кононов
   Исправлять сею подпиской обязуюсь дьяч. Матвей Кононов
   Означенной церкви свящ. Евграф Егоров
   Вместо диакона Ивана Алексеева за отлучкою его от церкви св. Евграф Егоров руку приложил
         Лист 3
         В тверской Консистории по справке:
   Города Красного Холма приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия церкви пономаря Алексея Иванова в поданной в 1815 г. к ревизии сказке показан 30 лет, и потому от роду ему ныне 34-й год. В пономаря определен в 1813 г, в стихарь посвящён и грамоту имеет, в школах не был. Благочинным в ведомости за 1816, 1817, 1819 был рекомендован: в чтении и пении средственен, поведения не худого, в дурных поступках не замечен, подозрительных дел до него по консистории не имеется.
   В семействе онаго пономаря находятся: дети его
   Татьяна 11
   Мария 10
   Ксения 8
   Димитрий 6
   Василий 4
   Анна 1
         Лист 4
   По Указу Его Императорского Величества
   Тверской Консистории слушали: во первых посланное к Преподобному Серафиму Архиепископу бывшему Тверскому, что ныне Митрополит Московский, г. Красного Холму приходской Преподобных Отец Зосимы и Савватия церкви от пономаря Алексея Иванова прошение, о дозволении ему за смертию первой жены вступить во второй законный брак, во вторых, резолюциею Его Высокопреосвященства Синода и Комиссии духовных училищ Члена Филарета Архиепископа Тверского и Кашинского и Кавалера на оном прошении минувшего апреля 9 числа последовавшею, коей предписано: Консистории по разсмотрении дать мнение, можно ли дозволить Иванову второй брак, и совместимо ли сие с отправлением пономарской должности? и в третьих учинить в консистории по сему делу справку и из закону выписку, выше сего значущуюся, и по выслушивании определили: предствавить по сему делу мнение таковое:
         Лист 4 оборот
что означенный пономарь Алексей Иванов по молодым его летам, и по малолетству оставшихся у него детей после первой жены детей 6 человек, во второй брак вступить с беспрепятственныя духовного звания женским лицом, на основании Священного писания в послании Святаго Апостола Павла к Коринфианам, гл. седьмой стихов 7,8 и 9 и Закона Градского 5 части гл. 1 и 2 позволить можно, тем паче что и алтарную должность исправлять за него пономаря Ивана согласен той же церкви дьячек Матвей Конанов с обязанием в прочем его Иванова подпискою, чтобы он по вступлении во второй брак во святой Алтарь не входил и Стихарь на себя не надевал, - за употреблённую же на это дело в консистории и самим просителем Ивановым на прошение вместо гербовой простую
         Лист 5
бумагу, за сколько причитается листов, по указанной цене деньги и …. печатныя пошлины взыскав с него пономаря Иванова через Бежецкое духовное правление, при объявлении ему сего дозволения отослать куда по указам следует для причисления к Государственным доходам.
         Калязинский Архимандрит Гедеон
         Эконом Малицкий игумен Антоний
         Лист 8
         Подписка, что с безпрепятственным женским лицом вступит в брак

         ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 15926
         Клировые ведомости Бежецкого уезда 1835 год
         Лист 52
         Ведомость о церкви города Красного Холма приходской Преподобных Зосимы
         и Савватия Соловецких Чудотворцев.
   Пономарь Алексей Иванов 50 лет, пономарский сын, в школах не был. Определён на настоящее место и посвящён в стихарь Преосвященным Павлом Епископом Тверским и Кашинским в 1803 г. Грамоту имеет.
   В семействе у него: жена Екатерина Алексеева 41
   дети от первой жены: Марья 27 читать и писать умеет
   Ксения 24
   Василий Зосимовский 21 в высшем отделении Тверской духовной семинарии на содержании отца

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли