ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КОНАКОВСКИЙ РАЙОН, КОНАКОВО (КУЗНЕЦОВО)

КОНАКОВО (КУЗНЕЦОВО) - ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Из архива Андрея Ага.

   Домовая моленная устроена владельцем фаянсовой фабрики М. С. Кузнецовым в 1870-х. Новая большая каменная церковь со звонницей заложена в 1907, освящена 25 окт. 1915. Тогда же была ликвидирована старая моленная. Церковь представляла собой высокое прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой. Крыша двухскатная, на ней в линию установлены 5 куполов на цилиндрических барабанах. Новый храм был знаменит своим фаянсовым иконостасом. Церковь была закрыта к 1928, в ее подвалах расположилось котельное отделение системы городского центрального отопления. При строительстве Иваньковского водохранилища должна была разлиться река Донховка, на берегу которой стояла церковь. Предполагалось, что ее фундамент и подвалы окажутся затопленными. Церковь не смогли разобрать по кирпичам и взорвали в 1936. При взрыве под обломками был погребен фаянсово-эмалиевый иконостас. После разлива реки Донховки ее воды не дошли до места, где стояла церковь.

Храм кузнецовской старообрядческой общины при тверской ф-ке т-ва Кузнецова в с. Кузнецове Тверской губернии.

   
     (По материалам сайта Храмы России.)

     (Фото. № 1 из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии" 1915-1916 гг. предоставлены Андреем Ага. Фото. № 2 со странички группы Тверские Своды в Контакте.)

   СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК, УНИЧТОЖЕННЫЙ РАБОТНИКАМИ ФАЯНСОВОГО ЗАВОДА

   Потомственный иерей. Служение в Кронштадте

   Полиект Анисимович Елисеев родился в 1881 году в деревне Авсюнино Богородского уезда Московской губернии в семье старообрядческого священника - отца Анисима Елисеева. Около 25 лет отец Анисим прослужил священником в Вышнем Волочке Тверской губернии. Имел свое хозяйство: «1 лошадь, 1 корову и мелкий с/хозяйственный инвентарь» [1]. Предположительно в конце XIX - первом десятилетии XX века его сын Полиект женился.
   10 сентября 1910 года Полиект Елисеев был рукоположен епископом Александром (Богатенковым), временно управлявшим Петроградско-Тверской епархией, ко храму во имя Казанской иконы Богородицы в городе Кронштадте. Этот храм был построен в 1903 году и располагался по адресу: дом № 12 на Сайдашной (Велещинского) улице.
   11 марта 1912 года Кронштадтскую старообрядческую общину посетили архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин), епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов), епископ Тверской и Петроградский Геронтий (Лакомкин), временно управляющий Казанско-Вятской епархией епископ Александр (Богатенков).
   Просуществовала Казанская церковь в Кронштадте до июня 1927 года, затем была закрыта.

   Служение о. Полиекта в с. Кузнецово Тверской губернии

   В 1918 году закончились 8 лет мирного служения о. Полиекта в Кронштадте. Он был лишен права голоса и вместе с семьей выслан из города. Через некоторое время Елисеевы поселились в селе Кузнецово Калининской области.
   Начиная с первой половины XIX века, село Кузнецово получило широкую известность благодаря крупнейшему в России производству бытового и художественного фаянса. Изделия этого предприятия получали высокие оценки профессионалов. В 1870 году фабрику приобрел купец-старообрядец, меценат Матвей Сидорович Кузнецов. При нем производство увеличилось, предприятие вышло на всероссийский уровень.
   М. С. Кузнецов заменил деревянные цеха каменными зданиями, выстроил магазины, лавки, дома для рабочих фабрики, начальную школу для детей рабочих, библиотеку, которая славилась на всю Тверскую губернию, ботанический сад, в котором росли различные экзотические растения, и даже кинотеатр.
   В 1919 года о. Полиект Елисеев становится настоятелем старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Богородицы в селе Кузнецово. Церковь эта была заложена в 1914 году, а уже в 1915 году освящена Геронтием (Лакомкиным), епископом Тверским и Петроградским.
   Благодаря стараниям мецената М. С. Кузнецова на его фабрике специально для нового храма был изготовлен уникальный фаянсовый иконостас.


Ордер на обыск и арест о. Полиекта.

   Кузнецово стало Конаковым. Начало уничтожения истории

   В 1929 году село Кузнецово переименовали. Новое название было выбрано по результатам конкурса, по предложению работницы фабрики - Илютиной М. В. Бывшее Кузнецово было названо в честь революционера Порфирия Петровича Конакова.
   В 1930 году мощная волна безбожия захлестнула и старообрядческую церковь, храм спешно закрыли. Отца Полиекта арестовали и обвинили в антисоветской агитации, а вскоре и осудили на 3 года лишения свободы.
   Трудно представить, что в те годы испытала семья священника, сколько лишений пришлось им перенести; арест главы семейства, постоянный голод изрядно подорвали здоровье матушки. Сведения о детях священника Полиекта Елисеева весьма скудны. Известно, что в 1925 году у Елисеевых родилась дочь Валентина.
   В сентябре 1933 года о. Полиект был освобожден и вернулся в Калининскую область, в село Конаково, где поступил работать на железную дорогу.
   В 1935 году он работал сторожем в отделе капитального строительства бывшей фаянсовой фабрики, а на тот момент уже завода им. М. И. Калинина. Советская власть решила напрочь порвать с историей России, многие имена были насильно вычеркнуты из людской памяти и заменены именами революционеров Калининых, Конаковых и прочих. Новое государство писало новую историю. Историю, в которой не было места для героев прошлого…
   В 1936 году здание старообрядческой Тихвинской церкви было взорвано. Старообрядческий храм с уникальным фаянсовым иконостасом был уничтожен новым государством, которое было построено на крови своих же братьев, на обломках их благих свершений! И неудивительно, что сейчас уже нет этого государства, ибо не может устоять в мире и благоденствии то, что убивало, грабило, насиловало.

   Продолжение репрессий против старообрядческого священника

   В 1937 году село Конаково приобрело статус города. 28 февраля 1938 года в дом № 15/24 на улице Революции, в котором проживала семья священника Полиекта, заявились энквэдэшники. Последовал обыск, который произвел комиссар Оперотдела Ревизоров. Были изъяты следующие предметы:
   «1) Паспорт Елисеева Б3. № 514518. 2) Книг на слав. языке церковных 47 шт. 3) Книг церков. на русском языке 20 шт. 4) Библия 1 шт. 5) Книга церковного служения 1 шт. 6) Икон спряженных на чердаке 4 штуки» [2].
   Затем последовал арест старообрядческого священника. В это время с о. Полиектом проживала его двенадцатилетняя дочь Валентина. Иных данных о родственниках на момент ареста Полиекта Елисеева не имеется.
   Неспроста сотрудники НКВД по Калининской области пришли в дом Елисеевых. Незадолго до ареста на Полиекта Елисеева были накатаны доносы. Отца Полиекта оклеветали потомки тех, кто трудился на фабрике старообрядческого мецената Матвея Сидоровича Кузнецова. Внуки и дети были уже советскими рабочими завода им. М. И. Калинина.
   Кузнецов создавал необходимые условия для своих рабочих, строил дома, школы, библиотеки, но отнюдь не добром отплатили ему и всему старообрядчеству потомки его подчиненных.
   Завод им. М. И. Калинина дал страшную клеветническую характеристику на старообрядческого священника - мерзости, высказанные начальством в адрес сторожа, просто не укладываются в голове.

Храм кузнецовской старообрядческой общины при тверской ф-ке т-ва Кузнецова в с. Кузнецове Тверской губернии.

   Клевета местного населения

   Начались допросы старообрядческого иерея.
   «Вопрос: Дайте следственным органам правдивые показания, какую контрреволюционную агитацию Вы проводили среди населения г. Конакова и рабочих отдела капитального строительства?
   Ответ: Работая в гор. Конакове я антисоветской агитации никакой не проводил...
   Вопрос: Следственные органы имеют точные сведения и показания свидетелей, что Вы проводили антисоветскую агитацию, а поэтому я требую от Вас правдивых показаний, дайте следствию ответ?
   Ответ: Показания мои правильные других дать не могу, агитации я антисоветской не проводил, записано в протоколе допроса все правильно с моих слов мне прочитано» [3].
   «Требую, дайте показания, требую» звучало еще неоднократно. Приведу несколько примеров клеветнических доносов на о. Полиекта Елисеева. Из доноса Макарова Алексея Петровича, 1902 г.р., помощник начальника пожарной охраны завода им. Калинина, проживал в г. Конаково, район завода, д. №145:
   «Я знаю из разговоров с Елисеевым что он настроен антисоветски, несмотря на то что за агитацию уже судим. Был случай в 1937 году когда в связи с переносом строений в виду построения канала Москва - Волга Елисеев в марте месяце в разговоре со мною заявил: надумали коммунисты строить какой-то канал, раньше жили без канала, для построения канала нужны люди, поэтому советская власть арестовывает невинных людей и заставляет их работать чтобы дешевле обошлась работа». В 1938 году в середине января месяца когда был пожар где сгорел сарай в деревне Кревец близ Конаково то Елисеев после этого пожара через несколько дней около магазина-орса завода в разговоре со мною заявил: «Потому теперь и пожары что Советская власть закрывает все церкви раньше во время пожара, обойдешь кругом с иконами и все готово пожар кончился, до тех пор будут пожары покамест будет существовать Советская власть» [4].


Справка о расстреле Полиекта Анисимовича Елисеева.

   Из клеветнических показаний Логиновой Анастасии Родионовны, 1903 г.р., сторож отдела капит. строит. завода им. Калинина, проживала в г. Конаково ул. Парижская Коммуна:
   «Я знаю что Елисеев в мае месяце 1937 года приблизительно в средних числа в разговоре со мною о его судимости заявил: «Советская власть судит людей за что забирает попов в том числе забрала и меня и судила за то что я был поп, приписывает нам какую-то антисоветскую агитацию». Елисеев Полиект Анисимович часто восхвалял дореволюционную жизнь, факты эти были очень часто все не упомнишь но я помню он в декабре месяце 1937 года в разговоре со мною заявил: «Раньше до революции жили лучше, всего было в магазинах сколько хочешь, а теперь при Советской власти, куда ни пойдешь в магазин ничего нет, а если и есть, то очень дорого рабочим купить трудно» [5].
   Из клеветнический показаний Никифорова Петра Ивановича, 1902 г. р., пожарник завода им. Калинина, г. Конаково ул. Свободы д № 4:
   «Как бывший поп уже судившийся за антисоветскую агитацию, настроен к Советской власти враждебно занимается проведением в жизнь своих антисоветских взглядов я знаю что он в 1937 году в ноябре месяце на квартире где я проживаю, куда он часто ходил к проживающей в доме хозяйке Крыловой в разговоре со мною о настоящей жизни в Советском Союзе Елисеев заявил: «При царской власти в разы жилось крестьянам и рабочим лучше чем при Советской власти, всего было много, а теперь советская власть довела рабочих (неразборчиво) жизни, что ничего не найдешь купить, а если и найдешь то все дорого» [6].

   Обвинение на основе клеветы

   Оперуполномоченный НКВД по Калининской области 2 марта 1938 года подготовил обвинительное заключение:
   «Я Опер. Уполномоченного Конаковского Райотделения НКВД Ревизоров сего числа рассмотрев следственное дело № 2567 по обвинению Елисеева Полиекта Анисимовича 1881 г/рождения уроженец Московской области Богородского района д. Авсюнино, по социальному происхождению сын старообрядческого попа. Сам Елисеев также работал старообрядческим попом как до революции, а также после вплоть до 1930 года. В 1918 году как служитель культа /поп/ был лишен избирательных прав (неразборчиво) Кронштадта, где он служил попом был в 1918 г. со своей семьей выслан. В 1930 году л/свободы, срок наказания отбыл. В момент ареста работал в г. Конаково Калининской области, работал сторожем в отделе Капитального строительства.
   Установлено: что Елисеев Полиект Анисимович являясь чуждым по своему социальному происхождению враждебно настроен к существующему строю в СССР, проводил активную антисоветскую деятельность против всех мероприятий проводимых партией и советским правительством. В своих контрреволюционных высказываниях Елисеев П. А. среди рабочих и (неразборчиво) Отдела Капитального строительства заводы «им. Калинина» (неразборчиво) контрреволюционную жизнь заявляя: Советская власть невинных людей расстреливает, эти люди были хорошие». Распространял клеветнические слухи в Советском Суде заявляя: «Советская власть судит людей ни за что, забирает попов в том числе меня забрала, раньше и меня судили за какую-то антисоветскую агитацию (неразборчиво) а/с агитации подтверждены показаниями свидетелей 1/ Макаровым А. П., 2/ Кузнецовой М. Н., 3/Логиновой А. Р., 4/Никифоровым И. П. Обвиняемый Елисеев Полиект Анисимович виновным себя не признал» [7].

   Приговор и расстрел старообрядческого священника

   Дело № 2567 по обвинению Елисеева П. А. было передано на рассмотрение Тройки УНКВД КО, которая 25 марта 1938 года постановила:
   «Елисеева Полиекта Анисимовича расстрелять» [8].
   28 марта 1938 года в 7 часов утра старообрядческий иерей Полиект Анисимович Елисеев был расстрелян.

   Реабилитация

   5 июля 1989 года Полиект Анисимович Елисеев был реабилитирован, согласно ст. I Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».
   30 ноября 2013 года в г. Конаково был установлен крест на месте уничтоженного в 1936 году старообрядческого Тихвинского храма. Установку и освящение креста возглавил протоиерей о. Евгений Чунин, настоятель Покровского храма г. Ржева, ему сослужил протодиакон Иоанн Чунин. На молебен приехали чтецы и певцы из Ржева, христиане-старообрядцы Ржева, Твери и Конакова.

   Марина Волоскова

   _________________________________________

   [1] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 7.
   [2] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 2.
   [3] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 8.
   [4] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 14-15.
   [5] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 22-23.
   [6] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 16.
   [7] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 16.
   [8] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 17.


Внутренний вид храма во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы при фабрике М. С. Кузнецова в с. Кузнецово Корчевского уезда Тверской губернии. 1908 год. Фото. из журнала "Церковь" 1908 г., № 45 (9 нояб.).

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 3, 5 с сайта Русская вера. Рис. № 4 с сайта all-photo.ru. Фото. № 6 с сайта Храмы России.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли