ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КОНАКОВСКИЙ РАЙОН, КОЙДИНОВО

КОЙДИНОВО - КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Ильи Гапиенко с сайта http://sobory.ru/

   Первоначально здесь было решено устроить деревянный храм в 1687 г. По преданию, связано это с явлением иконы святителя Николая Мирликийского, на берегу протекающей неподалеку реки Ламы. Церковь была переделана из деревянного господского дома и имела вид простой избы.
   В 1849 г. во время реконструкции крыша храма была перестроена к столпообразному виду и покрыта железом. Интерьер церкви отличался скромностью; иконостас был простым (все иконы хранились без рам). Правда, там находилась очень древняя местная икона святителя Николая, как считалось, явленная и окружным народом особо почитаемая.
   К началу 20 века деревянный храм начал ветшать. В 1905 г. было отправлено в Московскую духовную консисторию прошение соорудить новый каменный храм (разрешение было получено 23 мая 1906 г.) - во имя Казанской Божией Матери. В том же году началось строительство, но ввиду бедности прихожан, оно затянулось на долгие годы: по крайней мере в 1916 г. храм был не достроен.
   Пустующая ныне Казанская церковь стоит в самом центре деревни.


   Известная еще несколько столетий тому назад, деревня Койдиново (местные жители делают ударение на первом слоге) входит в состав Синцовского сельского округа. В документах начала ХХ в. этот населенный пункт называется «селом Койденовым» Покровской (затем - 3еленцынской) волости Клинского уезда Московской губернии.
   Первоначально здесь было решено устроить храм в 1687 г. Связано это, если верить преданию, с явлением иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца на берегу протекающей неподалеку реки Ламы. Церковь была переделана из деревянного господского дома и поэтому имела вид простой избы. Вплоть до середины XIX в. «крыша на церкви была шатровой, на два ската, крытая тесом», как рассказывает нам метрика 1887 г.
   По малоприходству с 1815 г. (в те годы насчитывалось всего 36 приходских дворов) в Казанской церкви не было причта, а в 1821 г. она была приписана к нововыстроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся в двух верстах к востоку за рекой Ламой в Зеленцыном погосте (деревня Зеленцыно), которая нуждалась как в утвари, так и в дeньгax. С тех пор службы в Казанской церкви проводились лишь в воскресные и праздничные дни. Это продолжалось до 1894 г., когда указом Святейшего Синода был открыт самостоятельный приход при церкви села Койденова с причтом из священника и псаломщика.
   В 1849 г. во время реконструкции крыша храма была перестроена - ей был придан столпообразный вид из шести граней - и покрыта железом. Две скромные главки, тоже крытые железом, были окрaшены синей краской. Интерьер церкви отличался скромностью: два деревянных престола (во имя Казанской Божией Матери и святителя Николая) находились рядом, высота каждого из них составляла 1 аршин и 6 вершков; деревянный иконостас был простым (все иконы хранились без рам), он состоял из трех ярусов с позолоченными карнизами. Правда, там находилась очень древняя местная икона святителя Николая, как считалось, явленная и окружным народом особо почитаемая.
   Колокола долгое время висели на столбах, позднее выстроили деревянную колокольню (в форме шестигранного столпа). Известно, что, в 1876-1877 гг. прихожане, церковный староста и причт 3еленцына погоста ходатайствовали о приобретении для приписного Казанского храма нового колокола весом в 120 пудов. Просьба их объяснялась тем, что звон самого большого из имевшихся в те времена (25-пудового) колокола не был слышен даже в самом селе.
   Простояв свыше двухсот лет, этот деревянный храм начал ветшать, да и стал невместительным для прихода, который заметно расширился (в него вошли селения Долгая Пожня, Синцово и др.). Многие даже были вынуждены слушать церковную службу, стоя на улице. По клировой ведомости 1905 г., приход состоял из 150 дворов, «434-ех душ мужского пола и 481-ой - женского». На общественном сходе прихожан «1905 года, сентября, 20 дня» было решено отправить в Московскую духовную консисторию прошение соорудить новый каменный храм. Побуждал к тому и имевшийся при церкви с 1860-х гг. небольшой кирпичный завод, который своим доходом хоть както поддерживал весьма бедный храм. Для стройки была заготовлена крупная партия кирпича, а церковных денег было накоплено около пяти тысяч рублей. Крестьяне отвели свою землю (130 квадратных саженей), прилегавшую к деревянной церкви. Эта площадка была возвышенной и удобной для нового храма. Кроме того, прихожане обязались: во-первых, ежегодно в течение десяти лет платить по 50 копеек с «ревизской души» (всего 250 душ), во-вторых, пожертвовать свой камень для бута, а в-третьих, бесплатно подвозить дрова для обжига кирпича и все необходимые строительные материалы.
   23 мая 1906 г. епархиальным начальством было разрешено возвести каменный трехпрестольный храм - во имя Казанской Божией Матери, святителя и Чудотворца Николая и святого Пророка Илии. Смета была составлена на 25 тысяч рублей, а все технические вопросы возложены на архитектора Владимира Александровича Осипова.
   В том же году дело было начато: сложили стены храма, но по бедности, прихожане не смогли выплачивать обещанные деньги, многие за подвоз камня и строительного материала требовали чаевые, угрожая при этом «свалить цемент на полдороги». Так, в последующие два года работа приостановилась, а возобновлена была лишь в 1909 - 1910 гг. Для этого пришлось продать три десятины «общественного леса», выручив пятьсот рублей; некоторые доходы поступили и от прихожан. На эти средства удалось окончить каменные работы, построить крышу и обрешетить часть куполов.
   Сведения 1916 г. говорят, что храм был еще не достроен.
   Сегодня в Койдинове стоит в запустении каменная Казанская церковь. Она сооружена в псевдорусском стиле и имеет пять лукрвичных главок, стоящих на восьмерике и на обширной трапезной.

Литература
    1. ЦИАМ:
    - Ф. 203, оп. 752, д. 8358 (1820 - 1821 гг.) - о приписке села Коиденова к приходу церкви погоста 3еленцына Клинской Oкруги;
    - Ф. 203, оп. 744, д. 2156, л. 524(1842 г.) - клировая ведомость;
    - Ф. 203, оп. 661, д. 33 (1876 - 1877 гг.) - о дозволении приобрести колокол на церковную сумму;
    - Ф. 454, оп. 3, д. 73 (1887 г.) - метрика церкви;
    - Ф. 203, оп. 744, д. 1423, л. 155 (1894 г.) - указ Святейшего Синода № 3387 от 28 июля 1894 г. об открытии самостоятельного прихода при церкви села Койденова Клинского уезда;
    - Ф. 54, оп. 160, д. 12 (1906 г.) - об утверждении проектов на постройку церквей;
    - Ф. 203, оп. 476, д. 12 (1906 г.) - о разрешении построить новую каменную церковь;
    - Ф. 203, оп. 691, д. 362 (1906-1907 гг.) - об укреплении земли за церковью села Койденова, жертвуемой крестьянами;
    - Ф. 203, оп. 692, д. 123 (1908 г.) - об освобождении церкви от взносов;
    - Ф. 203, оп. 481, д: 570 (1910 - 1911 гг.) - о рассмотрении прошения учителя села Койденова Ильинского Александра о выдаче пособия на достройку нового храма;
    - Ф.203, оп.746, д.1901 (1916 г.) - о разрешении сбора пожертвований на достройку храма в селе Койденове.
    2. Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных. - М., 1874. - № 284.
    3. Населенные местности Московской губернии / Под ред. Б.Н. Пенкина. - М., 1913.
    4. Степанов И.П. Клинский уезд. Поселенные таблицы. - М.: изд-во Московского земельного отдела, 1925.
    5. Нарский А. Две церкви / / Православная Тверь. - 2000. - март-апрель. - № 3-4 (74-75). - С. 6.
    6. Нарский А.Р. На месте явления иконы святителя Николая. Из истории Казанской церкви в «селеКойденове» / / Тверской мiрянинъ. - 2002. - 12 декабря. - № 22 (86). - С. 6.

   НАРСКИЙ А.Р.

Фото. Андрея Ага.

   Койденово (Койдино, Ходиново), церковь свт. Николая, позже Казанской Божией Матери.

   1624 г., "Гл. 104. За Фадеем Ивановым сыном Плещеева вотчина село Койдино на реке на Ламе, а в селе церковь во имя Николы Чудотворца, деревянна, вверх, стоит без пения" [4, стр. 510].
   1646 г., "За вдовой Анной Фадеевой женой Плещеева село Койдиново" [5, стр. 68].
   1662 г., "Села Ходинова Никольский поп Антипища" [9, стр. 770].
   1678 г., "За Кондратом Даниловым сыном Бутурлиным в вотчине село Койдинова" [6, стр. 132 (оборот)].
   1709 г., "За стольником за Евстафием (? Евтифеем) Ивановым сыном Поярковым село Кондиново, что в переписных книгах 186 году написано за Кондратием Даниловым сыном Бутурлиным. В том селе церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы Казанския, деревянная, со всякою церковною утварью, строение вотчинниково на вотчинниковой земле. У той церкви во дворе поп Алексей Карпов" [12, стр. 199].
   1715 г., "За Леонтием Совоновым сыном Глебовским в сельце Койденове церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы Казанския. При той церкви во дворе поп Алексей Карпов 35 лет, жена ево Марья Федорова 25 лет. У него детей сын Иван 5 лет, две дочери Афимья 10, Агафья 4 лет" [13, стр. 592 (оборот)].
   1770 г., "Койденово, село Клинского уезда, владение маиора Александра Васильевича Новосильцова и прапорщика Александра Карловича Ферс, межевал в 1770 г. Гулевич, церковь и кладбище" [23].
   1774 г., упомянут церкви Казанской Божией Матери села Койденово священник Семен Андреев [16].

Литература
   [4] - РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15626. Копия писцовой книги Клинского уезда 7132-7133 (1624-1625) гг., письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
   [5] - РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15627, 1646 год (7154 от Сотворения Мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова.
   [6] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628, 1678 год (7186 от Сотворения Мира). 16 марта. Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева.
   [9] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 15630. Отказная книга Клинского уезда 1623 - 1671 гг. (с 7131 по 7179 год).
   [12] - РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182. Ревизские сказки …Клинского уезда 1709 год.
   [13] - РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185. Сказки …Клинского уезда 1715 год.
   [16] - ЦИАМ. Ф. 203, оп. 748, д. 160. Исповедальные ведомости церквей Переславской епархии Клинского уезда 1774 г.
   [23] - Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Москва. 2004 г.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии, издания Нарский А.Р. Церкви Конаковского района. Тверской области. - М.: Полиграф сервис, 2005. и издания Рубцов Д.А. Церкви и села Клинского уезда до 1781 года. с сайта Храмы России.)

     (Фото. № 1 Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли