ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КОНАКОВСКИЙ РАЙОН, АРХАНГЕЛЬСКОЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЕ - МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Филипповой Елены с сайта http://www.temples.ru/

   Деревня Архангельское в старинных документах называется селом Архангельским, что в Деревнях.
   Каменная церковь Архангела Михаила заложена (вместо прежней деревянной) в 1830 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Амвросия. Строительство велось десять лет тщанием прихожан и попечением помещика Ф.А.Головачева (с помощью «кошельковой церковной суммы»).
   Престол Архангела Михаила был освящён в 1841 г. протоиереем Воскресенской церкви Корчевы Феодором Яковлевым Ершовым. Теплые приделы Воздвижения Креста Господня и Илии Пророка были устроены в 1870-х годах.
   Церковь была закрыта (1937 г.) и частично разрушена в советские годы. В настоящее время сохранившаяся часть церкви находится в запустении.

   Литература.
   Нарский А. Церковь Архангела Михаила в селе Архангельском // Тверские ведомости (Православный вестник). – 2002. - 3-8 мая. - № 36 (1274). – С. 5.


   Село Архангельское находится километрах в четырёх от паромной переправы через канал имени Москвы, если ехать из Дубны в сторону Конаково. Первый же поворот налево и грунтовая дорога приведёт вас прямо в это село. Если, конечно, стоит сухая погода. В распутицу лучше ехать до села Домкино, а оттуда дорога из бетонных плит тоже выведет вас к намеченной цели.

   Церковь Михаила Архангела (жители утверждают, что и Казанской Божей Матери, поскольку престольным праздником в селе издавна была Казанская) нынче представляет собой унылое зрелище. Развалины в окружении деревенского погоста, без врат и окон, с облупившейся кирпичной кладкой, но с чудом сохранившимися фрагментами росписи под сводами храма. На кладбище этом обнаружена могила В.С. Богоявленского, протоирея церкви Михаила Архангела, похороненного в 1918 году. Неподалёку найдена могильная каменная кладка, в память некоего господина Языкова, «скончавшемуся лета 16 дня 1846 года», а также надгробная плита с надписью: «Под сим камнем погребено тело кр. дер. Стародомкино раба Божия Егора». Дата погребения 23 декабря 1894 года
   Прежде рядом с церковью стояла красавица колокольня. По словам очевидцев тех событий, где-то в начале пятидесятых решили колхозники построить силосную яму и не нашли ничего лучшего, как колокольню разобрать и полученный таким манером кирпич использовать для нового строительства. Достойного былого величия и красоты, разумеется, ничего не построили, а вот одного из чудес архитектуры, чуть ли не семнадцатого века лишились навсегда.
   Напротив церкви расположен, как и в былые времена, дом церковного старосты, сохранившийся, правда, частично. Раньше дом, по словам его теперешних хозяев, был раза в два больше, и умещалась в нём, кроме жилища старосты, церковно-приходская школа, здесь же выпекали просвирки, производили ряд других необходимых для церковных надобностей предметов. Но то было раньше, а теперь…
   Нет ничего печальнее этих истерзанных немых свидетельств человеческой глупости и в то же время, все сохранившиеся до сего времени строения прошлого, вызывают чувство гордости за тех, кто своими руками возводил эти шедевры русского зодчества. Сколько новостроя уже успело покоситься, а то и вовсе рухнуть за это время, а они всё стоят и удивляют своей жизнестойкостью, мощью и величественной красотой.

   Сергей ГОР


   Село Архангельское, что в Деревнях, по сведениям XIX -начала ХХ вв., входило в состав Фёдоровской волости Корчевского уезда.
   В 1669 г. здесь была построена деревянная Архангельская церковь, пришедшая в ветхость к началу XIX в. В 1812 г. на средства полковника Ивана Николаева Молжанинова был заново выложен пол в трапезной, перестроены паперть и колокольня.
   Каменная церковь Архангела Михаила заложена в 1830 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Амвросия. Строительство велось десять лет тщанием прихожан и попечением помещика Филиппа Алексеева Головачёва (с помощью кошельковой церковной суммы).
   Престол Архангела Михаила был асвящен в 1841 г. протоиереем Воскресенской церкви города Корчевы Феодором Яковлевым Ершовым. На церкви была одна глава, покрытая белым железом, на которой стоял деревянный четырехконечный крест высотой два аршина. Теплые приделы устроены в 1877 г. Они были посвящены Крестовоздвижению (северный) и св. Илие Пророку (южный).
   В церкви бережно сохранялся серебряный чеканный крест «с позолотою вокруг весом «1 фунт 18 золотников», пожертвованный «вотчины С.Н. Ушакова крестьянином Ермолаем Антоновым 1686 года апреля в 4 день».
   В 1869 г. построили каменную (с железными решетками) ограду (обнесенную земляным валом) вокруг церкви и кладбища, - ограда не сохранилась. Нет сейчас ни каменного памятника в виде часовни на месте бывшего деревянного храма, ни двухъярусной колокольни со шпилем.
   В начале ХХ в. при церкви состоял причт из священника в сане протоиерея и псаломщика в сане диакона. Церковной земли имелось более 37 десятин. Приход составляли жители села и деревень - Старое Домкино, Мишино, Домкино-Воронуха, 3апрудье, Токарево, Спиридово - всего 1348 человек (226 дворов).
   В 1916 г. была «снята серебряная позлащенная риза для надлежащей прочистки » с благоговейно чтимой местной иконы Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Икона, по заключению Тверской ученой архивной комиссии, была написана в XVII или начале XVIII вв., и нуждалась в промывке, что и было произведено в Твери.
   Церковь была закрыта (в начале 1937 г. в церкви служил священник Андрей Гавриилович Белоусов) и частично разрушена в советские годы. В настоящее время сохранившаяся «ротонда на четверике» находится в запустении.

Литература
    1. ГА ТО:
    - Ф. 160, оп. 10, д. 203 (1811 г.) - o дозволении исправить ветхости;
    - Ф. 160, оп. 10, д. 215 (1846 г.) - опись церкви и ее имущества;
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16015, лл. 34-40 (1890 г.) - клировая ведомость;
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16018, JIЛ. 25-30 об. (1910 г.) - клировая ведомость;
    - Ф. 160, оп. 10 (1826 г.) - о дозволении выстроить каменную церковь [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 10 (1875 г.) - o распространении церкви [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 10 (1881 г.) - об освящении xpaма [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16820, лл. 423-423 об. (1916 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 3 мая 1916 г.
    2. ТЦДНИ:
    - Ф. ,7849, д. 21586с,лл. 57-58 об., 64 об. - 65 (1937 г.) - ведомости церквей (переписка Голосова Вениамина Антоновича).
    3. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. и. Добровольского. - Тверь, 1901.
    4. Вильсон И.И. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - С.-Пб., 1862.
    5. Нарский А. Церковь Архангела Михаила в селе Архангельском / / Тверские ведомости (Православный вестник). - 2002. - 3-8 мая. - № 36 (1274). - С. 5.

   НАРСКИЙ А.Р.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии, Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие" и издания Нарский А.Р. Церкви Конаковского района. Тверской области. - М.: Полиграф сервис, 2005.)

     (Фото. Филипповой Елены с сайта Храмы России.)


   КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ О ЦЕРКВЯХ КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА, ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1870 Г.

   ГАТО ф. 160, оп.1, ед.хр. 16013

   СЕЛО АРХАНГЕЛЬСКОЕ, ЧТО В ДЕРЕВНЯХ.

   ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
   Святого Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил села Архангельского, что в деревнях,
   Корчевского уезда за 1870 год.

   1) Построена в 1840 году тщанием прихожан.
   2) Зданием каменная с такою же колокольнею; покрыта листовым железом, окрашена и устроена прочно. Ограда вокруг Церкви и кладбища при оной в 1869 году сооружена каменная со святыми воротами и четырьмя башнями по углам; покрыта тёсом, а ворота и башни листовым железом и выкрашена;
   3) Престол в ней один и теплый.
   4) Утварью достаточна.
   5) Причта в ней положено издавна: Священник, дьячек и пономарь, а дьякона нет.
   6) Земли при сей Церкви тридцать семь десятин с половиною. Из оной: три десятины усадебной, тридцать одна пахотной и три с половиной сенокосной; под иском же ни какого участка не имеется. В числе оных, в замен отошедшей под строение новой каменной Церкви земли в количестве 1200 квадратных саженей, отведено в 1830 году Мая в 31 день из дачи помещика Головачева две десятины, на кои законный акт и план от него, Головачева, представлены в Церковь и хранятся в ризнице. На настоящую же пропорцию земли отдельный план в копии также имеется, и, как оная вымежевана из дачи помещицы Г-жи Мухановой, то генеральный к ней ведомости план и межевая книга хранятся при ея вотчинном правлении. Оною землею Священно-церковнослужители владеют сами.
   7) Домы у Священно-церковнослужителей собственные, деревянные, расположены на церковной земле.
   8) На содержание священно-церковнослужителей положено от казны жалованье: сто пятьдесят рублей серебром в год. Еще в пользу священно- церковнослужителей с капитала 372 руб. сер. по Государственному непрерывно-доходному 4% билету 1859 года №111296, получаются проценты за поминовение об упокоении Евдокии и Александры. В нынешнем году в пользу причта получено процентов с означенного капитала всего: 14 руб. 88 коп. сер. В нынешнем же году проживающая в Москве солдатская вдова Ирина Власова приставила 50 руб. сер. с тем, чтобы в упомянутую сумму приобретен был 4% билет, проценты с которого поступали бы вечно в пользу Священно-церковно-служителей за поминовение Власия, Марии и Мавры. Всех же вообще денежных доходов от приходских треб(?) по Церкви и по приходу в течение сего года священно-церковнослужители на весь причт получили: сто восемьдесят рублей девяносто две копейки серебром (180 руб. 92.коп.). Содержание их посредственное. Кроме ……..
   9) Зданий, принадлежащих церкви: домов, лавок, отдаваемых в наем не имеется.
   10) Расстоянием сия Церковь от Консистории в 80 верстах, от местного же Благочинного и уездного города Корчевы в 20 верстах.
   11) Ближайшие к сей Церкви суть: Покрова Пресвятыя Богородицы – села Данилова в 4 верстах; и Успения Пресвятыя Богородицы - села Федоровского в 8 верстах.
   12) Приписной к оному селу Церкви нет.
   13) Домовой Церкви в сем приходе ни у кого нет.
   14) Опись церковному имуществу есть. Составлена в 1846 году, по образцу, от Епархиального Начальства предписанному, и Святейшим Синодом утвержденному. Скреплена членом Тверской духовной Консистории Мироносицким (?) Церкви Иереем Михаилом Голосовым, зашнурована и печатию Консистории.
   15) Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой, за шнуром и печатию Консистории, данныя – приходная в 1859 году, а расходная в 1855 году ведутся исправно. Сего Церковью с капитала 285 руб. сер. пожертвованного неизвестным, по Государственному непрерывно-доходному 4% билету 1859 года № 111295 получаются проценты на покупку деревянного масла в лампады храма. Равным образом в пользу Церкви получаются проценты с Государственного 5% банковского билета в 500 руб. сер. 1860 года №26276, пожертвованного неизвестным благотворительным лицем на украшение означенной Церкви. Наличной кошельковой суммы от Декабря месяца сего года к Генварю будущего 1871 года осталось тридцать два рубля двадцать девять копеек серебром (32 руб. 29 коп.); по билету пятьсот (500) руб. сер.
   16) Копии метрических книг от 1780 года по настоящий 1870 год хранятся в целости.
   17) Копии исповедных ведомостей с 1823 года хранятся в целости.
   18) В обыскной книге за шнуром и печатию Консистории в 1854 году данной, писанных листов 193, а не писанных 91.

   О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ
   Священник Дмитрий Михайлов Кузнецов (1841 – после 1895) дьячковский сын. По окончании курса учения в ТДС, 1863 года, уволен был с аттестатом первого разряда воспитанников оной с званием студента. В 1864 году Августа 2-го дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером рукоположен во священника на настоящее место. Состоит в должности Сотрудника Тверского Епархиального Попечительства. В нынешнем году проходил Катихизаторскую должность, в которой он утвержен резолюциею Его Преосвященства в Генваре месяце сего 1870 года. Женат. Грамоту имеет. 29 лет.
   В семействе у него: жена его Мария Иванова (1845 г.р.) 25 лет.
   Дети их:
   Иоанн (1865 г.р.) 5 лет
   Мария (1866 г.р.) 4 лет
   Михаил (1868 г.р.) 2 лет
   Александр (1869 г.р.) 1 год
   (При своей Церкви говорил 14 проповедей на разные случаи. 2(?) проповеди говорил по назначению в Корчевском Соборе)
   (Вдовой попадье Евдокии Яковлевой Лебедевой зять)
   (Судим и Штрафован не был)

   Дьячек Иван Иванов Казанский (1841 г.р.). Дьячковский сын. По увольнении из высшего отделения ТДУУ, 1861 года Генваря 23 дня указом ТДК определен к здешней Церкви в пономаря; 1862 года Июня 5 дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером посвящен в Стихарь и в том же году Указом Консистории переименован во дьячка. Грамоту имеет. Женат первым браком. 29 лет.
   В семействе у него: жена его Анна Иванова (1839 г.р.) 31 лет.
   Дети их:
   Матрона (1862 г.р.) 8 лет
   Михаил (1865 г.р.) 5 лет
   Александра (1868 г.р.) 1½ лет
   (Престарелому дьячку Ивану Алексееву Колоколову зять)
   (Судим и Штрафован не был)

   Пономарь Павел Михаилов Левшин (1843 г.р.). Пономарский сын. По увольнении из высшего отделения ТДУУ, 1862 года Сентября 6 дня Указом ТДК определен на настоящее место в пономаря; 1863 года Сентября 14 дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером посвящен в Стихарь. Грамоту имеет. Женат первым браком. 27 лет.
   (Престарелому дьячку Михаилу Яковлеву Левшину сын)
   В семействе у него: жена его Агрипина Николаева (1847 г.р.) 23 лет
   Сын их Василий (1870 г.р.) 5 месяцев.

   ЗАШТАТНЫЕ
   Дьячек Иван Алексеев Колоколов (1804 г.р.). В 1863 году Генваря 23 дня, по болезни, уволен от должности, получает пособия от Еархиального Ппопечительства пять рублей серебром в год. 66 лет.
   (Дьячку Ивану Казанскому тесть)
   Жена его Анна Николаева ( 1799 г.р.). Получает пособия от Еархиального Ппопечительства пять рублей серебром в год. 71 лет.

   Дьячек Михаил Яковлев Левшин (1804 г.р.). В 1862 году Сентября 6 дня, по болезни, уволен от должности. Женат вторым браком. Получает пособия от Еархиального Ппопечительства шесть рублей серебром в год. 66 лет.
   (Пономарю Павлу Левшину отец)
   Жена его Елена Егорова (1808 г.р.) Получает пособия от Еархиального Попечительства шесть рублей серебром в год. 62 лет.
   Дочь их Анастасия (1852 г.р.). Получает пособия от Еархиального Попечительства восемь рублей серебром в год. 18 лет.

   СИРОТСТВУЮЩИЕ
   Умершего cвященника Матфея Маркова Доброхотова жена Клавдия Петрова (1834 г.р.). Получает из Попечительства … в год. 36 лет.
   (Заштатному дьячку Ивану Колоколову двоюродная племянница)

   Умершего священника Иоанна Павлова Лебедева жена Евдокия Яковлева (1822 г.р.). Получает из Попечительства восемь руб. в год. 48 лет.
   (Священнику Дмитрию Кузнецову тёща)
   Дети ея:
   Павел Иоаннов Лебедев (1851 г.р.). Обучается в среднем отделении Тверской Духовной Семинарии. На содержание свое получает казенного пособия 24 рубля серебром в год. 19 лет.
   Василий Иоаннов Лебедев (1857 г.р.). Обучается в среднем отделении Тверского Духовного Уездного Училища. На содержание свое получает казенного пособия 12 рублей серебром в год. 13 лет.

   Определенной указом просфирницы нет; а исправляет ныне должность ея, с согласия священноцерковнослужителей, престарелый дьячек Иван Алексеев Колоколов, на условиях, изображенных в указе Тверской Духовной Консистории от 14 Ноября 1864 года, а именно: за 25 рублей серебром в год кошельковой суммы.

   
     (Материалы предоставил Фенчук Михаил Александрович.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли