ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, КИМРЫ

КИМРЫ - ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Дмитрия Дроздецкого с сайта http://www.sobory.ru/


   Если посмотреть на г. Кимры издали, то одним из первых, что мы увидим, будет колокольня Вознесенской церкви. Храм этот является не только самым высоким архитектурным сооружением в городе, но и самым старым. Сооружен он в 1813 г. на месте двух ветхих деревянных церквей. Храм возведен на средства прихожан и усердием братьев Якова и Николая Башиловых, бывших в те времена - как замечает купец Малютин в своей рукописи об истории Кимр - "в зените славы и денежного могущества". Освящен храм был протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным.
   За свою долгую жизнь он не раз подвергался некоторым переделкам. В 1820-x годах трапезная была разобрана и выстроена более просторной. Работы велись на средства купца Александра Мошкина. На деньги этого же купца в 1830-x годах была осуществлена перестройка колокольни, устройство иконостаса, ряд других работ по украшению храма. Кстати А. Мошкин завещал значительную часть своих сбережений после своей смерти храму и его притчу.
   Внешний вид храма был традиционен для своего времени: двухсветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием с полуциркулярной апсидой. Здесь находился главный престол во имя Вознесения Господня. Трапезная - двусветная, прямоугольная, с округленными углами. Северный и южный фасады трапезной украшены портиками из четырех полуколонн тосканского ордера. Фронтоны - с полуциркулярными окнами. Западный фасад украшен шестиколонным портиком. В трапезной имеется два придела: правый, во имя Успения Божией Матери и левый - во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Колокольня стройная, четырёхярусная, увенчанная барабанчиком с главкой. Нижний ярус её включён в объём трапезной и используется в качестве притвора.
   Из архивных документов мы узнаем, что храм имел семь глав. Пять на главном храме (которые видны и сейчас) и две - на трапезной (где находились приделы), вызолоченные червонным золотом, как и кресты. Крыша была окрашена зеленой краской, стены внутри и снаружи окрашены в желтый цвет. Первоначально с колокольни звонили шесть колоколов, впоследствии - десять. Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены кирпичной оградой с двумя воротами. Непосредственно от церкви брала свое начало Вознесенская улица, названная в честь храма. При советской власти Вознесенская улица была переименована сначала в Рязанскую, позднее в улицу Салтыкова­Щедрина. Добавим к слову, что и вся зареченская часть Кимр также называлась по имени храма Вознесенской стороной.
   В ризнице храма долгие годы бережно хранился ценный исторический документ 17 века - грамота соправителей русского государства, царей Ивана, Петра и их сестры царевны Софьи Алексеевны, выданная в 1688 году на имя боярина Ф.П. Салтыкова на владение Кимрской вотчиной (дочь Салтыкова - Прасковья Федоровна - была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Текст грамоты был написан на пергаменте длиной 93, шириной 63 см. Письмо было исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице. В начале нынешнего века этим документом заинтересовались губернские власти. В результате грамота пополнила собой фонды Тверского музея. Во время Великой Oтечественной войны областной центр был подвергнут кратковременной оккупации и в результате к неисчислимым утратам того времени добавилась и вышеупомянутая грамота.
   В Вознесенском храме находилось немало исторических ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы великомученика Димитрия Солунского с житием редкого изображения, Знамения Божией Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма почти на пересечении нынешних улиц с.-Щедрина и Орджоникидзе стояла каменная часовня.
   В связи с небольшими размерами кладбища, располагавшегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и постройки там кладбищенской церкви. Место для этого кладбища было выбрано на южной окраине села (ныне законсервированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеревались построить там деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 году. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осуществиться. Едва начавшемуся строительству сначала помешала первая мировая война, а после октября 1917 года об этом не приходилось даже и мечтать.
   Притч Вознесенской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Десятки лет здесь прослужили, сменяя один другого, протоиереи Ершовы и псаломщики Носовы. Дом Ершовых находившийся напротив храма по улице C-Щедрина. № 1, сгорел в 1996 г. Интересно отметить, что в 1856 году село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовался Волгой, рыбной ловлей, судоходством по реке. Эту информацию ему предоставили священник А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях, дошедших до наших дней, "единственным рыболовом в Кимре". Среди других служителей церкви укажем на диакона И.Н. Никольского, псаломщика И.К. Носова (внука Н. Носова). Церковным старостой многие годы являлся здесь Н.П. Леонов.

ФОТО. АНДРЕЯ АГА.


   Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 года число непосредственно кимрян (преимущественно жителей Вознесенской стороны села), приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из деревень: Богунино - 465 прихожан, Конюхино - 73, Слободище - 103, Емельяновки - 72, Мыльцевки - 105, Ушаковки - 35, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титово. Всего прихожан, приписанных к храму, насчитывалось 1913 человек.
   После 1917 года власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов изъяла храм у церковного ведомства и в 1919 году согласно договору передала его в пользование вновь образованной религиозной общины.
   Как известно, 1920-1930 годы проходили под знаком интенсивной борьбы советской власти с религией. Храмы закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Плоды этого не заставили себя долго ждать. В середине 1930-х годов в городе остался всего один действующий храм - Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт. В начале 1941 года Кимрский горсовет, учитывая "единодушное" пожелание рабочих и служащих ряда предприятий, принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано прошение об утверждении это горешения. Ответ, как водилось, был положительным. Летом 1941 года Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942 года храм был передан облпищепрому для размещения в нем маслобойного завода. Так вгороде появилось еще одно промышленное предприятие.
   В 1950-х годах завод был закрыт и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветшало все больше и больше, капитальных ремонтов, за исключением косметических, в нем не проводилось, территория все больше и больше захламлялась. Внимание властей к бывшей церкви ограничивалось лишь тем, что на стене храма была прикреплена плита с надписью, гласящей о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и который находится под охраной государства. Помимо складов в церкви была оборудована трансформаторная подстанция городских теплоэнергосетей. Известные преобразования последнего времени создали предпосылки для возрождения Русской Православной Церкви в стране. Как это происходит, можно проследить, в частности, на примере кимрского храма.
   В 1990 году группа кимрян, сторонников возвращения храма в лоно церкви, одним из лидеров которой был известный в городе художник В.Ф. Морозов, добилась желаемых результатов. Сессия горсовета приняла решение о передаче храма вновь образовавшейся религиозной общине и установила сроки освобождения его помещений. Общественности города пришлось изрядно потрудиться над тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание от хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с про волочками, но помещения были освобождены и переданы их законному владельцу.
   Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих состоялся здесь 16 февраля 1991 года еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день! У одних они выражали удивление и немой вопрос: неужели это не во сне, а наяву? У других - полны любопытства происходящим, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же из них на лицах была написана радость. 6 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней традиции этот день считался праздником всей Вознесенской стороны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенскогo собора до Вознесенской церкви. Впервые после многих десятилетий вдруг ожила колокольня: с нее зазвонил колокол. У церкви состоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.
   С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие (и не только они) трудились по очистке внутренних помещений церкви и территории вокруг неё от мусора и хлама, которые напоминали собой (не побоимся этого сравнения) филиал городской свалки. В скором времени в приделе во имя Успения Божией Матери в более скромной обстановке начались регулярные богослужения.
   С тех пор прошло около десяти лет. Все это время в храме не прекращаются восстановительные работы. Не так давно начались богослужения и во втором приделе во имя великомученика Димитрия Солунского. Начата стенная роспись приделов, частично отремонтирована колокольня. Ряд предприятий и организаций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Но еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей первозданной красоте.
   И очень хочется верить, что как и в былые времена, берущая свое начало от храма улица станет вновь носить своё исконное имя - Вознесенская.

ФОТО. АНДРЕЯ АГА.

   
     (По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. - Кимры, 1999.)

     (Фото № 1 Дмитрия Дроздецкого с Народного каталога православной архитектуры, фото. № 2, 3 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли