ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, ЩЕЛКОВО

ЩЕЛКОВО - УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Виктора Бородулина.


   Построена в 1926 г.
   Закрыта в 1960 г.
   Вновь открыта в 1988 г.
   Количество алтарей: 1
   Чтимые святыни: икона святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня
   Известные люди, похороненные в ограде храма: режиссер Косинов
   Настоятель: священник Петров Тимофей Павлович
   Председатель приходского совета: священник Петров Тимофей Павлович
   Сайт храма: http://hramuspenia.ru


         Храм в лесу


   Город Кимры - районный центр Тверской области, лежащий на берегах Волги, в 130 километрах к северу от Москвы. Недалеко от города, по шоссе на Талдом, но несколько в стороне от дороги, находится небольшой деревянный храм. Он расположен близ села Щелкова, но стоит прямо в лесу. Храм самой простой архитектуры и даже не очень стройных пропорций. Но история его для рядовой сельской церкви не совсем обычна. Рассказывает настоятель храма:
   - Я, священник Алексий Остаев, 1953 года рождения, был рукоположен в 1989 году, одновременно с открытием храма, когда он в разрушенном состоянии был передан Церкви. Этот деревянный храм был построен в 1921 году, когда все кругом ломали, местными жителями в глухом лесу. Вкратце история постройки его такова. На этом месте была "тайга", девственный еловый лес, который был здесь постоянно. Жители окрестных деревень неоднократно видели три луча света, исходящих из земли, из леса. Они искали то место, приблизительно нашли его и сообщили епископу, к епархии которого принадлежала местность. Он прислал священников, и те освидетельствовали лес и тоже видели эти лучи. Было постановлено здесь строить храм.
   И вот в нескольких километрах от ближайшей дороги был заложен большой храм, как бы целый собор из красного кирпича, сделали фундамент и возвели стены до уровня окон. Строить начали, вероятно, в десятых годах нашего века, а в 1917 году работы остановились. А людям уж очень хотелось молиться здесь; и тогда в 1921 году и был построен так называемый обыденный храм, однопрестольная Успенская церковь, чтобы служить службу и собирать средства на собор.
   - Как же в то время удалось добиться разрешения властей?
   - Я думаю, что никакого разрешения не было, потому что у властей руки до этого не доходили. Тогда, в начале 20-х годов, у многих людей еще не прошла эйфория свободы. Если еще ходили по стране анархисты, то тем более люди, считавшие себя хозяевами земли - крестьяне, могли поставить власти перед фактом... В Отечественную войну, когда линия фронта проходила недалеко, фундамент и стены собора были разобраны и отвезены, как говорят, на строительство блиндажей и укреплений. А церковь оставалась, она все эти годы служила. В Кимрах в войну ни одного храма не действовало, был закрыт Спасо-Преображенский собор, и люди из Кимр сюда ходили. На 35-40 километров в округе это был единственный храм ¹.
   Он действовал 40 лет, до 1961 года. Последним настоятелем был протоиерей Григорий Ландышев. В конце 50-х - начале 60-х годов отцу Григорию прислуживал мальчик из деревни Столбово, недалеко отсюда. Он был алтарником, подавал кадило, а учился в школе деревни Титово. Когда там узнали о его "деятельности", произошел скандал, его вызывали на пионерские дружины, комсомольские собрания, заставляли отречься от веры, но он был очень тверд и не отрекался. Его все-таки вынудили уйти из школы и уехать вместе с матерью, а храм закрыли. Было это в разгар хрущевских гонений. Мальчик в другом месте окончил школу, потом Московскую духовную семинарию, принял монашеский постриг... Сейчас он архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
   - Владыка приезжал сюда уже в наши дни...
   - Да, его Высокопреосвященство был у нас на одной из самых первых служб, на Пасху или перед Пасхой 1989 года.
   - Вот вопрос. Храм ваш открыли в том году, когда их передавали верующим еще буквально единицами. Как же так случилось?
   - Я думаю, что в конце 80-х годов его разрешили именно потому, что он находился в лесу, в глуши, вдалеке от людских глаз, чтобы бабушки в этих неперспективных деревнях смогли спокойно доходить свой век и помереть; и храм закроется. Чтобы не мозолили глаза. Поэтому, кажется, и открыли. Но такие события происходят по промыслу Божию.
   А инициатива была от местных жителей. Очень много потрудилась Ольга Викторовна Черепкова, жившая с мужем в Титове. Она была театральным деятелем, а муж - режиссером в Целиноградском областном театре. Выйдя на пенсию, они поменяли место жительства и здесь поселились как бы на покое. Потом муж умер, а жена еще десять лет как раз занималась восстановлением храма. Здесь же около храма она почиет рядом с супругом. Интересно заметить, что когда она хоронила мужа, то рядом поставила и себе памятник, а дату смерти не указала. Люди все заходили посмотреть и говорили: "Какая предусмотрительность!"
   - Расскажите, пожалуйста, о чтимых в вашем храме праздниках и святынях.
   Есть два особых праздника, как бы "престола". Местные жители очень почитают святую Параскеву Пятницу, и ее икона находится здесь. Правда, чудотворную икону украли, а вообще храм со дня второго открытия грабили три раза. Но мы написали образ в древнем стиле, и его люди чтут, как и старый. В день памяти святой Параскевы, в ноябре, у нас происходит торжественное богослужение с крестным ходом вокруг храма, и храм бывает полон.
   Также почитается Иерусалимский образ Божией Матери. Эта икона находилась в Белом Городке, на берегу Волги, в храме, освященном в честь нее. Там церковь закрыли, и чудотворный образ перенесли сюда, в Щелково. Тут он был до закрытия храма, а затем отец Григорий, умерший в 1964 году и живший в домике, где мы сейчас сидим, хранил икону здесь, в доме. Сюда люди ездили тайком, даже издалека, священники приезжали и служили перед ней акафисты и молебны. Когда власти узнали, то икону хотели конфисковать. Таисия Иосифовна, алтарница и келейница отца Григория, передала образ через несколько лет после его смерти монахам Псково-Печерского монастыря, и сейчас образ должен быть где-то у них. Но его почитание в нашем краю продолжается. Я написал большую Иерусалимскую икону Божией Матери, она стоит в нашем храме слева. И в день прославления этого образа здесь тоже совершается многолюдный крестный ход.
   - Я слышал, что у вас практикуется унисонное пение. Это правда?
   - Да нет, неправда. Хотя я, конечно, сторонник унисонного, древлего пения. У нас сама служба ведется почти по монастырскому уставу, без опускания кафизм, канонов, поэтому всенощное бдение продолжается четыре, четыре с половиной часа. Мы стараемся восстановить уставное богослужение, потому что, видите ли, если в этой глуши не служить полностью, как положено, то вообще обленишься.
   - Народу много ходит на службы? Как посещает молодежь?
   - В последнее время, слава Богу, молодежи стало больше. Приезжают даже из Москвы. В прошлое воскресенье было человек 20 моложе 30 лет, разного возраста. Причащаются... Но, конечно, все равно не столько, сколько бы хотелось. Подумайте, что такое 50 человек (даже если 50) в храме? Сколько людей находится в это воскресное время на базаре, в пивной, сколько на диване дома лежит? Они (молящиеся) - даже не один человек из ста, а один из тысячи, наверное.
   - В Кимрах население, кажется, более 50000 человек.
   - В городе с пригородами (Савелово и другие) около 75000, а по селам района до 20000. До революции было обратное соотношение. А общего числа жителей не прибавилось. В Кимрах население растет только за счет приезжих, в основном из ближнего зарубежья: беженцы, вынужденные переселенцы и т.д. Но рождаемость падает. У меня, например, отпеваний больше, чем крещений.
   - А венчания бывают?
   - Бывают, только еще реже, чем крещения. И можно сделать вывод, что определенная часть детей рождается вне церковного брака.
   - Но простите, ведь детей-то в среднем все же больше одного рождается в семье.
   - Это теоретически. Практически редко, когда больше одного ребенка. И у православных нередки супруги вообще без детей. Впрочем, у нас в приходе есть семья, где детей человек семь.
   - На дворе вашего дома стоит часовня...
   - Да. По благословению ныне покойного нашего благочинного протоиерея Иоанна Басюка мы выкопали здесь колодец и построили часовню для святой воды. Здесь совершаются водосвятные молебны. Над колодцем установили крест, врезанный в стену часовни. Здешние жители считают, что он чудотворный, хотя каких-либо доподлинных случаев чудотворения от него я не знаю.
   Часовня освящена в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста. Построена она местным плотником Василием Жигалиным по вашего покорного слуги проекту в духе русского зодчества XV-XVI веков. Строили долго, потому что дух мира сего часто Василия отвлекал, но мастер он уникальный - самородок и самоучка. И такими мастерами Россия всегда полна была.
   Вот, пожалуй, и все. В многоглаголании несть спасения.
   - Спаси вас Господи, батюшка, за рассказ.

   ¹ - Но эти годы не были "безоблачными" для храма и прихода. В только что изданном Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом справочнике "За Христа пострадавшие" находим: "Куницын Михаил Михайлович, священник. 1894 - год рождения. Служил в церкви дер.Щелково Кимрского р-на Калининской обл. 1937, 27 ноября - арестован в дер.Щелково" (Том 1. М., 1997. Стр.669).

   А. ЗИЛОВ. "На земле Владимирской и Тверской. История, современный быт и образы русской провинции".

   "Московский журнал" № 11 - 1998 г.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта издания Московский журнал.)
     (Фото. № 1 Виктора Бородулина.)

Фото. Андрея Ага.


   В 6 километрах от города Кимры в уютном уголке леса, на погосте находится Храм Успения Божией Матери. По имеющимся сведениям на месте близ деревни Щелково местные жители неоднократно видели три луча света, исходящие из земли. Место это издавна было почитаемо, о чем свидетельствуют устроенный здесь погост и сохранившиеся на могилах даты 1876, 1888 и 1911 годы. В конце 19 - начале 20-ого века на этом месте был заложен большой трехпрестольный каменный храм во имя Святой Троицы. Храм был возведен до уровня окон, но в 1917 году строительство было прекращено. Позднее, в 1922-26 годах, как временный был построен нынешний деревянный Храм Успения Божией Матери. По одним сведениям, из кирпича, приготовленного для строительства каменного храма, в 1930-х годах было построено новое задние Титовской средней школы, по другим, кирпич в 1941 году был вывезен на строительство оборонительных укреплений. Рвы под фундамент недостроенного храма существуют и поныне.
   В настоящее время под духовным окормлением Храма Успения Богородицы находятся населенные пункты Титовской администрации. Однако, многие прихожане приезжают из Савелово и других мест.
   Первым настоятелем храма был протоийерей Михаил Куницын. Михаил Михайлович Куницын родился в 1894 году в селе Абрамово Корчевского уезда Тверской губернии в семье священника, окончил Тверскую духовную семинарию, воевал после окончания школы прапорщиков в Первую мировую войну, в 1915 году попал в плен к австрийцам, в 1918 году вернулся на Родину и 4 года работал как военный специалист. В 1922 году Михаил Куницын стал священником Храма Успения Богородицы в деревне Щелково, где служил до 1929 года. Храм был приписным к Иоанно-Предтеченскому погосту, находившемуся на берегу Волги, где сейчас расположена больница (МСЧ «Савма»). Возле храма в Щелково была школа и школьный огород. Супруга отца Михаила, Анна Константиновна, была учительницей. У них было двое сыновей: Борис умер в младенчестве, а Владимир погиб на фронте в 1941 году. В 1932 году отец Михаил был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. После отбытия наказания в 1937 году он вернулся в Успенский Храм, но в том же году был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован 26 марта 1989 года.
   В последствии настоятелем храма был отец Григорий Ландышев. Могила отца Григория и его матушки сохранились и находится недалеко от въездных ворот. Старостой Щелковского Храма от окончания Великой Отечественной войны до 1953 года был Соловьев Михаил Иванович, уроженец д. Замятино.
   В конце 1950-х годов о. Григорию Ландышеву прислуживал мальчик Александр из расположенной неподалеку деревни Столбово. В 1960 году во время хрущевских гонений на церковь в школе узнали об этом, и Александра исключили из школы, а храм закрыли. В дальнейшем Александр стал монахом, а ныне он является Архиепископом Казанским и Татарским Анастасием.
   В 1988 году храм вновь открыли. Настоятелем его до середины 1990-х годов был житель Савелово отец Алексий Остаев. Художник по образованию, он закончил Высшее художественное строгановское училище и много потрудился над восстановлением храма. В том же 1988 году храм посетил Владыко Анастасий, пожертвовав деньги на восстановление, так как считал, что храм закрыли из-за него.
   С 2000 года настоятелем храма является отец Тимофей Петров.

   
     (По материалам сайта Православного прихода Успенской церкви в селе Щелково Кимрского района Тверской области.)
     (Фото. № 2 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли