ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, ПОНИЗОВЬЕ

ПОНИЗОВЬЕ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ ПОГОСТ) - ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь Воскресения.


   В глубинке Кимрского района Тверской области, у небольшой речки Малая Пудица, окруженной буйной растительностью и многолетними деревьями, одиноко возвышается Воскресенский храм (1807 г.). В прошлом он официально именовался как погост Воскресенский, что в Понизовье. Вокруг храма, как было принято на Руси с давних времен, располагается кладбище, действующее и поныне. Храм, закрытый в середине 1930-х годов, за последние годы почти полностью восстановлен (заново выстроена трапезная с двумя приделами), и в нем уже проводятся время от времени богослужения.
   На кладбище среди прочих захоронении можно увидеть и могилу родителей всемирно известного авиаконструктора А.Н. Туполева, а также ряд других интересных надгробий. На одном из них - из черного мрамора - высечена надпись: «Мир праху твоему. В сем месте покоится тело полковника Александра Николаевича Перхурова, умершего в 1864-м году 4 октября». Здесь же находятся памятники и некоторым другим представителям рода Перхуровых, бывших прихожан храма, живших почти по соседству с погостом в родовом имении Шерепово.


   Погост Воскресенский в Понизовье, ныне д. Понизовье (Устиновский с/о)
   В 1628 г. погост стоял на государственной земле. Материалы Генерального межевания сообщают, что в 1780-е гг. в с. Понизовье была деревянная церковь Архистратига Михаила, а в 1806 г. была уже каменная церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами: Благовещения и Николая Чудотворца. В Тверском Епархиальном статистическом сборнике датой основания храма назван 1807 г., но как мы видим, он уже существовал в 1806 г. В 1887 г. в составе Суворовской волости Корчевского уезда имелось три хозяйства причта отдельно от крестьянских построек.

   В Воскресенской церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье служили Петр Семенович Разсудовский и его сын Владимир Петрович Разсудовский.
   Петр Семенович Разсудовский родился в октябре 1840г Тверской епархиальный статистический сборник 1901 г. «Священник Петр Семеонович Разсудовский 60 лет. - погост Воскресенский в Понизовье Корчевского уезда, Воскресенская церковь, священником с 1864 г , награждён наперсным крестом в 1899 г.»
   Петр Семенович за службу по епархиальному ведомству награжден орденом Анны 3-й степени( от 6.05.1905). и серебряной медалью на Александровской ленте.
   Жена его Варвара Васильевна Разсудовская, урожденная Никольская род.3.12.1840.


Фотография начала осени 1909 года в Понизовье.

   На фотографии: В центре - Петр Семёнович Разсудовский. У него наперсный крест, серебряная медаль на Александровской ленте и орден Анны 3-ей степени. Рядом с ним его жена, Варвара Васильевна Разсудовская, урождённая Никольская. По правую руку от Петра Семёновича, в кресле, словно на первом плане, сидит его дочь, Ольга Петровна, в замужестве Чекалова В первом ряду в сутане и шляпе её муж, Чекалов Константин Дмитриевич, в то время священник церкви села Успение-Окатово, Корчевского уезда. К его коленям прижалась его любимица, старшая из дочерей, Нюта.
   Это последний прижизненный снимок Ольги Петровны. Она умерла через несколько недель, в 28 лет, от туберкулёза,. Может быть, поэтому и был приглашён фотограф в деревню. Осталось пятеро детей.
   Пётр Семёнович Разсудовский умер 26(31)12.1909г ., вскоре после смерти дочери, Ольги Петровны и похоронен в Понизовье
   В декабре 1909 г, после смерти Разсудовского Петра Семеновича, его сын Владимир Петрович Разсудовский, священник Никольской церкви села Каюрово, был перемещён на его место к церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье, где служил до 1930 года.
   В отчете о состоянии церквей от 01.03.30 г. записано, что «в Понизовье священника нет, он сидит». Дальнейшую судьбу Владимира Петровича Разсудовского проследить пока не удалось. Будем благодарны за любые сведения о нём.

   
     (По материалам изданий - Коркунов В.И. Кимрская старина 2: краеведческие очерки. - г. Кимры: Издательство ГУП "Кимрская типография", 2003., Релина Е.А. Словарь Кимрских деревень от "А" до "Я". - Кимры, 2004. и материалам предоставленым Поповой Валентиной Петровной.)
     (Фото. Поповой Валентины Петровны.)


   После раскулачивания 1930 г. священник Разсудовский Владимир Петрович был выслан из пределов Московской обл., в которую в 1930 году входил Кимрский район. След его отыскался в информации по 1937 году.

   «Рассудовский Владимир Петрович

   Родился в 1877 г., Тверская обл., д. Понизовье; священник. Проживал: Владимирская обл., Петушинский р-н, д. Воспушка.
   Арестован 6 июня 1937 г.
   Приговор: 10 лет лишения свободы
   Дальнейшая судьба неизвестна
   Источник: Книга памяти Владимирской обл.»

   Владимиру Петровичу Рассудовскому было тогда 60 лет.

   Село Воспушка Владимирской обл. и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в тридцатые годы переживали трудные времена.

   «Церковь до разорения осталась на полотне художника из соседней д. Санино. Храм был побелённым, кровля выкрашена в зелёный цвет, сияли золотом кресты. Ещё в начале 1930-х гг. шла служба. А затем церковь вместе со страной взошла на свою Голгофу… Молча, онемевшая враз, без колоколов…»

   «Первым сел 3 февраля 1930 г. священник Александр Михайлович Руфицкий, 1874 г.р., приговорённый по либеральности эпохи «всего к 3-м годам концлагеря». Для пожилых людей лагеря чаще всего кончались смертью(…) Сёстры Руфицкие (или сестра) продолжали учительствовать в Воспушинской школе».

   С июня 1937 г. 4 священника этой церкви были репрессированы. «6 июня 1937 г. арестовали священника Владимира Петровича Рассудовского, 1877 г.р., приговорённого уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей».

   «30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию. Ко времени ареста «не имел определённого места жительства». Расстрелян 13 октября 1937 г.

   27 октября того же года посадили другого воспушинского батюшку – Ивана Петровича Ситнова, 1881 г.р. Он потянул тоже на 10 лет лагерей».

   «4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации. Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Кончина 1937г. Московская о., пос. Бутово, "Бутовский полигон".
   Реабилитирован 07-04-1989 Прокуратурой Владимирской обл.»

   Батюшка - Иван Петрович Ситнов, 1881 г.р. Хотелось бы остановиться на этом имени подробнее. В ноябре 1930 года Иван Петрович проходил по делу о контрреволюционной группе села Успение-Окатово Кимрского р-на.
   В группу входили: Священник церкви с. Успение-Окатово с 1907 года по 1930 год, Чекалов Константин Дмитриевич 1877 г.р.; псаломщик этой же церкви с 1925 года по 1930 год, Ситнов Иван Петрович 1881 г.р., и, бывшая якобы крупная помещица, Лопатина Анна Васильевна 1891 г.р.


Ситнов Иван Петрович. Ноябрь 1930 г.

   Чекалов К.Д. и Ситнов И.П. по приговору по ст. 58 п.10 и 11 были высланы на 3 года исправительно-трудовых работ в Казахстан. Однако священник Чекалов К.Д. попал в результате в Московскую Бутырскую тюрьму. И умер там, как было сказано, от воспаления лёгких. Теперь известно, что в Бутырской тюрьме умерло в тридцатые годы более 300 священников и 72 священника были расстреляны. Места захоронения не известны.
   Рассудовский Владимир Петрович был другом с детства и братом жены Чекалова Константина Дмитриевича. Он служил священником в Никольской церкви с Каюрово, а после смерти своего отца в церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье Кимрского р-на, в непосредственной близости от прихода Чекалова К.Д. в с. Успение-Окатово. В 30-м году был раскулачен и выслан за пределы Московской обл., в которую входил тогда Кимрский р-н. Он, конечно же, хорошо знал Ивана Петровича. Возможно, он помог устроиться, вернувшемуся из ссылки, Ситнову И.П. в селе Воспушка Владимирской обл.
   6 июня 1937 г. священник, Рассудовский Владимир Петрович, был арестован и получил 10 лет лагерей.
   30 августа 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов.
   Их место занял Ситнов Иван Петрович, уже прошедший арест, допросы, ссылку в Казахстан в 1930 г. Занял место священника в уже обреченной церкви. Иван Петрович знал, не мог не знать, какая судьба ждёт его в самое ближайшее время. И 27 октября того же года батюшка – Иван Петрович Ситнов, был снова арестован и получил 10 лет лагерей.
   4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах» - расстрелян на Бутовском полигоне.
   Всего за полгода были арестованы 4 священника церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка. Двое из них расстреляны.
   Какая же сила заставляла этих людей, вставать одного на место другого. Закрывать церковь с. Воспушка в прямом смысле своей грудью.
   «В церкви оборудовали ремонтную мастерскую, в алтарной части установили электродвижок, а ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В тот день, когда ломали и снимали колокола, возле церкви собралось много народу.
   К этому времени священника – отца Рассудовского – с семьёй и старосты Ивана Петровича Балашова уже не было в деревне. В одну из ночей их увезли в район органы НКВД.
    Некоторое время спустя из церкви стали выбрасывать и растаскивать книги и церковную утварь. Иконостас разрушили, когда сооружали МТС. Ну, а довершили разрушение представители следующих поколений, уничтожив кладбище, расположенное около церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов».
   «Прав, бесконечно прав В. Солоухин: «Можно забыть и то, что во всё, начиная с книги, кончая росписью на потолке, вложен человеческий труд. Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды, матери, да и многие из живущих теперь. Неужели это место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». В Воспушке шаг этот сделали, детский сад построен на кладбище…»

   Прав В. Солоухин, обобщивший эту картину в стихотворении «Друзьям»:
   В чёрную свалены яму
   Сокровища всех времён:
   И златоглавые храмы,
   И колокольный звон».

   Что можно сказать, история трагичная и типичная для того времени. Остаётся только склонить головы перед мужеством священнослужителей Воспушкинской церкви. Они, как и тысячи других, знали, какая доля ждёт их, и занимали место ушедших, часто в небытие, своих сотоварищей по служению.
   В данное время идёт реставрация Церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка.

   ПОПОВА Валентина Петровна

   Источники:

   Жертвы политического террора в СССР
   Cityвой журнал. Книга Памяти. Том 2
   Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
   Народный каталог Православной архитектуры


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

   ГАТО Фонд 160 опись 10 дело 659

   О дозволении священнику Корчевского уезда погоста Воскресенского что в понизовье Петру Разсудовскому в вырубке 150 деревьев из церковного леса
   апреля 3 дня 1868 года на 9 листах

   Лист 1
   Рапорт благочинного о дозволении вырубить 100 деревьев из церковного леса.
   Леса много и вырубить можно

   Лист 2
   Отношение священника Петра Разсудовского благочинному села Степанова
   Вследствие нового по духовному ведомству положения не передавать священнослужительские места детям и близким родственникам необходимо должно произойти и нарушение всех прежде того бывших обязательств. В настоящее время каждому из нас предстоит особая забота о детях своих для которых уже нет никакой надежды на на обеспечение в будущем. И что же на самом деле? Ужели я например весь свой век должен провести в уплатах по обязательству и ничего не оставить детям? Ужели законно будет, чтоб я уплатил за священническое место, которого сам не имею права передать другому? Не желая иметь неприятность с тестем, я предложил ему за всю его стройку выплатить по срокам 200 рублей серебром, которые были ему обеспечением на старость, но при всей справедливости моей оценки с согласия сторонних людей тесть мой никак согласен взять менее 300 рублей серебром. Со своей стороны я рассчитывал, что если возьмусь выплачивать ему теперь 300 рублей серебром, а кроме того должен буду ещё издержать на поправку отпущенного им строения 300 рублей серебром это будет такая сумма на которую вновь обстроиться наилучшим образом. Почему прошу Ваше Высокоблагословие ходатайствовать перед епархиальным Начальством о дозволении вырубить мне из церковного лесу дом и двор. В том что я не могу излишне обустраиваться и таким образом излишне изводить и леса церковного ручательство к сему мой долг 100 рублей серебром котором и должен теперь прививаться к кому. Тесть мой, как видно желал лучше всё продать на сторону, нежели уступить мне зятю своему. Между тем если я имею какое либо преимущество пред другими при покупке прочей задворной его стройки которая вся из церковного леса то прошу и в этом от Вашего Высокоблагословия законной себе поддержки. Мне не по силам со стройкой дома и двора заводиться вдруг и прочею задворной стройкой; тогда как я мог бы выплатить тестю с рассрочкой ту самую цену какую означают сторонние лица. 4 года жил я для тестя и его семейства и вот какая за то признательность! Ещё более всё это тяжко для меня тем, что у меня жив отец причетник который довёл меня до окончания семинарского курса единственно по примеру родительской любви, что нанимался на поденную работу у крестьян и его то я не могу отблагодарить собственно потому, что до сих пор в продолжении 4 лет жил для тестя и по обустройству, а теперь отхожу так сказать на чистое поле. Удивляюсь что может тесть вымогать у меня когда капитал мой 100 рублей долгу дома трое погодков детей и в добавок ещё выйти в чистое поле. Между тем на днях он тесть продал хлеба на 207 рублей серебром

   Лист 3 оборот
   К этому я предлагаю ещё 200 р.с. за его стройку и ещё конечно найдется что по мелочи. Кажется можно бы жить без вымогательства? Меня страшит одна мысль Ваше Высокоблагословие что оставлю детей своих без средств к жизни и так малообеспеченной. Ваше Высокоблагословие уверен что Вы зная моё положение можете ходатайствовать о дозволении мне выделить мне из церковного леса дом и двор, а задворную стройку тестя предоставить мне по оценке с разсрочкою.
   Вашего Высокоблагословия покорный слуга священник погоста Воскресенского что в понизовье Пётр Разсудовский.

   Лист 4
   Репорт благочинного в Консисторию, что надо дозволить вырубить 150 деревьев с согласия от причта церковного старосты и почётных прихожан.

   Лист 5
   Отношение благочинному от церковнослужителей и прихожан
   Пишут, что священник Разсудовский действительно нуждается лесом для постройки дома и двора и по нашему рассуждению ему нужно 150 деревьев.

   Лист 6-7 справка Консистории О кол-ве земли. Священник погоста Воскресенского что в понизовье Пётр Разсудовский 27 лет, дьяческий сын по окончании курса учения в ТДС с аттестатом 1 разряда в 1864 году февраля 12 дня определён на занимаемое место к означенной церкви, в 1866 году определён катихизатором

   Лист 8
   В консисторском журнале написано: дозволить вырубить 150 деревьев, чтобы деревья были вырублены в одном месте а не по всей даче и под надзором старосты.

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли