ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, ПОДОСЕНОВО (СПАС-ЧЕНЦЫ)

ПОДОСЕНОВО (СПАС-ЧЕНЦЫ, СПАССКИЙ ПОГОСТ В ЧЕНЦАХ) - СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ. ФОТО. БОРИСА ОРЛОВА

   Погост Спасский, что в Ченцах, от Твери 116 верст, от Корчевы 60 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1817 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой Скорбященской Божией Матери и Святителя Василия Великого.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1870 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Феодорович Петропавловский 27-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, Священником с 1899 года. Диакон Феодор Стефанович Шавров 54-х лет, в служении с 1865 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Макарий Виссарионович Завьялов, в должности с 1898 года.
   Прихожан в деревнях Подосенове, Романове, Норбожье, Острилове, в Кашинском уезде в деревнях Туровине за р. Медведицей, Маличкине за р. Медведицей, Ченцах - 250 жворов (773 мужчины, 773 женщины).


   После 50-летнего перерыва заработал старый храм.

   Это событие состоялось в селе Подосеново Кимрского района 19 августа.
   Храм Преображения Господня был построен в середине ХVII века. Это один из старейших храмов в Кимрском районе. Прекратил он свою работу в конце 50-х годов ХХ века. Здесь устроили склад колхозных удобрений, а потом и вовсе забросили, местные жители стали разбирать его на кирпичи.
   Спустя много лет, сельчане решили восстановить местную святыню. Собрали деньги, и полтора года назад на куполе Преображенского храма воздвигли крест, начали ремонтировать крышу.
   К православному празднику Преображения Господня ремонт был завершен, и в храме прошла первая за полвека Божественная литургия.

   Газета "Поговорим обо всём" (Калязин) 24 августа 2010 года.

    (По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и материалам газеты "Поговорим обо всём" (Калязин).)
    
     (Фото. Бориса Орлова.)


   В документах государственного архива Тверской области храм Преображения Господня упоминается в 1742 году.
   В 1751 году прихожане пишут прошение «о построении в Спасском погосте, что в Ченцах вместо ветхой деревянной вновь деревянной церкви». В прошении упоминается, что церковь построена в «давних годах», однако точное время постройки не указывается. Предположительно это конец XVII–начало XVIII века.
   Возвращаясь к ранее упомянутому документу, адресованному «Великому Господину Преосвященнейшему Митрофану Архиепископу Тверскому и Кашинскому», далее читаем: «сим же мы нижайшие желаем вместо вышепомянуемой обветшалой деревянной церкви Божией по разобрании ея, на том же месте с тем же именованием Преображения Господня, построить вновь деревянную церковь Божию. То же без благословения и без данной от Вашего Преосвященства нам нижайшим Благословенной храмодательной грамоты на то церковное строение, не приготовлять и вновь церковь Божию строить мы нижайшие не можем».
   В этом же документе со слов дьячка Григория Максимова приводятся следующие сведения: «К оной церкви прихощих 115 дворов, церковной пахотной земли по восьми десятин в поле. Сенного покосу на сто копен». Здесь же идет перечисление и церковной утвари: «…имеются сосуды из чистого олова, Епитрахилей разный материй шесть, поручей четверы, пояс пять, Евангелие напрестольное бархатистое обложено серебром, Апостол один, две Псалтыри, две Триоди: одна постная, другая цветная, два служебника, Минея общая одна, один Требник…».
   Архипасторское благословение прихожанами было получено и за два года (в 1753 году) церковь была построена.
   Строительство нынешнего каменного храма началось более чем полвека спустя, в 1811 году. К тому времени в приходе насчитывалось 130 дворов, «в них же мужеского пола 411 душ, полагая же по указам по четыре души мужеского пола на двор, выходит 102 двора с тремя душами, земли отмежевано при ней 97 десятин, 1936 квадратных сажен».
   По справке из Тверской консистории на данное количество прихожан «быть положено: священник – 1, дьячок – 1, пономарь – 1», что соответствовало полностью имеющимся налицо, кроме пономаря.
   Разрешение на постройку «на месте деревянной церкви новой каменной и храмозданная грамота» были получены в 1808 году от Преосвященного Мефодия Архиепископа Тверского и Кашинского. Два года спустя началось строительство, которое было завершено в 1817 году.
   29 мая 1817 года на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Высокопреосвященнейшего Серафима было подано прошение от священника Погоста Спасского, что в Ченцах, Сергия Васильева с прихожанами о разрешении освятить новопостроенную церковь.
   К прошению прилагается «засвидетельствование» от местного Благочинного Погоста Никольского, что на Яму, священника Петра Симеонова. В нем говорится, что к освящению все готово, «церковь благолепием церковным украшена и утварию … снабжена». На самом прошении стоит резолюция Его Высокопреосвященства: «Если к освящению все состоит в готовности и препятствия не окажется, то церковь с приделом освятить по чиноположению Благочинному с прочим духовенством дозволить и святые Антиминсы выдать».
   1 июля 1817 года новопостроенный каменный храм Преображения Господня с приделом Василия Великого был освящен Благочинным села Никольского, что на Яму священником Петром Симеоновым «на новых Антиминсах с протчим духовенством… по чиноположению церковному благополучно». О чем им же был отправлен рапорт в Духовную консисторию 6 июля 1817 года. В 1822 году храм был покрыт железом, а в 1834 году в приделе Святого Василия Великого был устроен новый иконостас и написаны образа.
   В 1841 году производят ремонт крыши храма и колокольню кроют железом. В 1847 году в храм покупают колокол весом в 100 пудов, в 1866 году возводится каменная ограда.
   Далее по архивной описи находим сведения о постройке в 1886 году приходской школы. А в 1895 году крестьянин д.Ченцы Михаил Слабов подает прошение «о разрешении ему на свои средства построить деревянную паперть».
   В 1898 г. в храм было приобретено 25 икон, в начале ХХ столетия (1903 г.) «возобновляют живопись в теплой церкви».
   В документе 1901 года в числе прихожан Преображенской церкви значатся 118 военных и крестьяне нескольких деревень: Подсосеново – 23 двора, 124 человека, Романово – 56 дворов, 287 человек, Норбожье – 30 дворов, 154 человека, Острилово – 12 дворов, 70 человек, Туровино – 27 дворов, 151 человек, Маличкино – 24 двора, 124 человека, Ченцы – 79 дворов, 418 человек. Итого 250 дворов, 1551 человек.
   Дальнейшая участь Спасского погоста типична для истории большинства духовных центров в Советском Союзе. Церковь Преображения Господня была разорена и разграблена, купола и кровля пришли в негодность.
   Часть восстановительных работ была проведена в 1994 году Благотворительным общественным центром «Сельская церковь», которые, к сожалению, не были завершены. Через давно пришедшую в негодность кровлю трапезной и колокольни дождевая вода и снег свободно поступают в храм, продолжая разрушать и без того мало сохранившуюся настенную роспись.

   В основе изложенного материала лежат архивные документы Фонда Духовной Консистории

   Boris

   
     (По материалам Форума жителей деревни Ченцы.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли