ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, НОВОИВАНОВСКОЕ (ИВАНОВСКОЕ)

НОВОИВАНОВСКОЕ (ИВАНОВСКОЕ) - УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Ильи Гапиенко с сайта http://sobory.ru/

   История появления церкви в селе Ивановском Корчевского уезда (ныне - деревня Новоивановское Кимрского района) начинается во второй половине 1876 г. В ответ на прошение прихожан села Стоянца (жителей деревень Большое и Малое Сменово, Михалково, Незденово и других), «по отдаленности и неудобству сообщения со стоянцевской церковью.), епархиальное начальство разрешило построить в деревне Большом Сменове деревянную церковь, «с наименованием оной деревни селом Ивановским». Судя по клировым ведомостям, с 16 октября 1877 г. «положено начало построения церкви тщанием прихожан, преимущественно усердием доброхотных жертвователей.).
   Священнику села Стоянца Иоанну Васильеву Сорогожскому было поручено «заведывание построением церкви и прихожанами». В обращении к архиепископу Тверскому и Кашинскому Евсевию в сентябре 1878 г. с просьбой выдать книгу для записи подаяний, он отмечает крайнюю бедность прихожан. В ноябре следующего года была выдана еще одна книга, с условием, «что-бы сбор проходил по одной Тверской епархии, а в других не иначе, как с разрешения местного духовного и гражданского начальства и с соблюдением установленных правил».
   Деревянная церковь (на каменном фундаменте) с колокольней была построена в 1881 г. (25 января 1881 г. освящен главный престол во имя Успения Божией Матери); она была «крыта белым железом и застрахована в 15000 рублей.), а из утвари имелось только самое необходимое. Приход включал 300 дворов (примерно две тысячи жителей) в селе и деревнях Афонине, Крячкове, Сменове, Якимовской, Мартынцеве, Максимцеве, Незденове, Михалкове, 3авидове. Расстоянием от Тверской духовной консистории церковь находилась к востоку в 65 верстах, а от уездного города Корчевы - к северу в 17 верстах. В ней служили священник, диакон и псаломщик.
   19 октября 1909 года произошло печальное событие: церковь сгорела до основания. На следующий год возвели временную деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно возбудили ходатайство о построении каменного храма с колокольней, начто в 1911 г. было получено разрешение: «по проекту, утвержденному строительным отделением Тверского губернского правления построить в прежней ограде новый каменный храм; чтобы работы были даны опытному мастеру по нотариальному условию и производились под наблюдением ответственного техника, от которого при начале работ была взята подписка». Для предстоящей стройки было заготовлено: 100 «погонных саженей дикого тесаного камня» для цоколя, свыше 2 тысяч пудов извести, более 500 тысяч кирпичей, вырабатываемых на церковном заводе, накоплено также 8 100 рублей наличными. Строительный комитет состоял из председателя - священника Иоанна Никольского и членов - церковного старосты крестьянина Ивана Ефимова и крестьян Андрея Лебедева, Михаила Курашева и Михаила Горчакова. Прихожане помогали подвозить материалы, доставляли булыжники для фундамента, проводили «посильные приходские сборы хлебом и деньгами». Только на строительство шли все поступающие (хоть и весьма ограниченные) доходы и пожертвования (по указам консистории от 27 января 1910 г. и от 3 июня 1911 г.), но их едва доставало... Тем не менее, в 1913 г. проведены работы по каменной кладке храма.

Фото Андрея Ага.

   Ввиду того, что звон пяти колоколов (из них самый большой весил 15 пудов 28 фунтов) временного храма не устраивал прихожан, им дозволили приобрести большой 250-ти пудовый колокол, для чего употребить имевшуюся медь и часть страховой премии за колокола.
   К сожалению, неизвестно, в каком году завершилась постройка каменной церкви и когда начались Богослужения в ней. В постановлении Кимрского окружного исполкома Московской области от 30 января 1930 г. (протокол № 29, § 40) говорится: «учитывая, что население района на общих собраниях граждан выразило желание о ликвидации церквей в селе Ивановском Кимрского района и использовании помещений: каменного храма для электростанции с мельницей при ней и деревянного для школы и избы-читальни - признать необходимым ликвидацию данных церквей и использование зданий для указанных надобностей, о чем и просить соответствующего постановления облисполкома».
   Сооруженное на века, пустующее полуразрушенное здание Успенской церкви (а когда-то ее высокий четверик завершался пятиглавием) и сегодня возвышается в зеленых зарослях сельского погоста. Рядом на могиле строителя первого деревянного храма - священника И. Сорогожского находится поставленный прихожанами каменный памятник с надписью.
   Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новоивановское построена в псевдорусском стиле и является ныне выявленным объектом культурного наследия...

   Литература
   1. ГАТО:
   - Ф. 160, оп. 10, д. 1179 а (1878-1879 гг.) - о выдаче книги для сбора...;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16015, лл. 175-181 (1890 г.) - клировая ведомость;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16016, лл. 175-181 (1892 г.) - клировая ведомость;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16017 лл. 419-424 об. (1900 г.) - клировая ведомость;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16018, лл. 384-390 (1910 г.) - клировая ведомость;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 332-333 (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 10 мая 1911 г.;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 483-483 об. (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 18 мая 1911 г.;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 520-521 (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 26 мая 1911 г.;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16809, лл. 477-477 об. (1911 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 13 сентября 1911 г.;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16809, лл. 651-651 об. (1911 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 23 сентября 1911 г.;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16814, лл. 922-923 об. (1913 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 28 октября 1913 г.;
   - Ф. Р-953, оп. 1, д. 23, л. 85 (1930 г.) - протокол № 29 (§ 40) заседания президиума Кимрского окрисполкома Московской области от 30 января 1930 г.

Фото Андрея Ага.

   
     (По материалам издания Нарский А.Р. Усердием доброхотных жертвователей. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новоивановское // Тверской мiрянинъ. - 2005. - 10 марта. - № 4 (135). - С. 6. )
     (Фото. Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2, 3 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли