ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, МАЛЫШКОВО

МАЛЫШКОВО - КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Казанский храм. 2011 г.


   КОРКУНОВ В.И.   ИЗ ИСТОРИИ МАЛЫШКОВСКОГО ХРАМА


   Казанский храм в бывшем сельце Малышкове - самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом береry реки Волги в 15 километрах от города Кимры. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии; однако появилась слабая надежда на его восстановление.
   Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых. [1] Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок. [2]
   В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Какими мотивами руководствовался помещик, теперь можно только гадать. То ли честолюбием и соображениями престижности по отношению к соседним помещикам - иметь под боком храм, чуть ли не домовую церковь; то ли проблемы со здоровьем мешали ему посещать церковь в Белом Городке; то ли была еще какая-то причина. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок - снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту. [3]

Казанский храм. 2008 г.


   В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года. [4] Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 году священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел - во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинского Клобукова монастыря Авраамом. [5]
   В 1815 году причт храма состоял из священника Ивана Васильева (40 лет), дьячка Ильи Яковлева (23 лет), пономаря Василия Матвеева (47 лет). [6]
   Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида - пятигранная. Трапезная - бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня - двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из приделов трапезного храма (мчч. Кирика и Иулипы и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных - одноярусными.

Памятник А.Г. Костомарову у Казанского храма. Фото. 2008 г.

Перед царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 годах, и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были пере несены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова. [7]
   Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и священно­церковнослужителей. [8] В 1822 году на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 века весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым).
   С 1818 по 1848 гг. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. После его смерти эту должность занимает Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем - священником и даже жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 году Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 году был снят сдолжности и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь. [9]
   В 1872 году в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 году здесь же была крещена их дочь, тоже Мария. [10]
   В 1895 году неизвестный благотворитель дарит храму колокол весом в 35 пудов.
   В 1903 году храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.
   В конце 1908 года храм лишился причта. Почти одновременно ушли из жизни священник Владимир Скобников и диакон на вакансии псаломщика Евгений Морошкин. Новым священником становится Иоанн Благовещенский, псаломщиком ­ Михаил Успенский. Прихожанами Казанского храма являлись жители села Малышкова и окрестных деревень: Алексино, Поповка, Брехово, Грозино, Красная Гора, Ваулино, Бедрино; всего 192 двора; 584 мужчины и 674 женщины. [11] В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня - памятник. Вероятно, это сооружение появилось на могиле одного из помещиков Костомаровых.
   После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение местной религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.
   БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ИОАНН ПАВЛОВИЧ. Родился в 1882 году в г. Калязине. В 1904 году окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Калязинском уезде. В 1906 году рукоположен в сан священника и определен к Смоленской церкви села Ильинского, что под Кимрами. 16 декабря 1908 года стал настоятелем Казанской церкви села Малышкова Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области). Преподавал Закон Божий в Бреховском земском начальном училище. [12] В 1930 году служба в Казанском храме была прекращена. Отец Иоанн недолгое время служил священником в соседнем с Малышковым Никольском храме села Белого. С 1931 года сведения о нем пропадают.
   ЩАВЕЛЕВ МАКАР ОСИПОВИЧ (1888-1969). Уроженец деревни Ваулино (деревня находилась на противоположном от Малышкова берегу Волги). Женой его была Анна Васильевна Журавлева из села Каюрова. В течение ряда лет служил псаломщиком в Казанском храме. Щавелевы жили в церковной сторожке, позднее - в собственном доме у храма. В семье родились четверо детей: Егор, Василий, Алексей и Прасковья. Василий и Алексей погибли на войне с фашистской Германией, Егор трагически погиб в мирное время. Прасковья Макаровна (1919-2005) училась в Малышковской школе, в 1937 году окончила Кимрское педагогическое училище, работала учителем в Конаковском районе Тверской области, где вышла замуж за Н.А. Борисова. После возвращения в Малышково в семье родились дети: Александр и Татьяна. [13]

Внутренний вид храма в 1920-е годы.

   В 1920-х годах в Малышкове жил бывший священник села Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) Анатолий Ксенофонтович Колеров с семьей (1886-1961), родной брат священномученика Феодора Колерова (1882-1929). [14]
   В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет - МОИК). [15] Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове МОИКом автору этой статьи установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.
   В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп­часовенка.
   После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т.Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т.С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.
   В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 года), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Отреставрирована и вновь стала действующей церковь в пос. Белый Городок (в 2-х верстах от Малышкова); восстанавливается Никольский храм села Белого, где в одном из приделов стали совершаться богослужения (в 2-3-х верстах от Малышкова). Храм же в Малышкове все эти годы медленно умирал. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к Малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен. [16] И Бог как будто услышал эту молитву. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е.Н. Матюхиной и Г.В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход ­ первый за многие десятилетия. [17] С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму пос. Белый Городок, где настоятелем служит протоиерей Александр Крюков. Наверное, сама Пресвятая Богородица обратила внимание на это намоленное, заповедное место, свидетельством чему служит следующий символический факт. В 1990-х годах, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, в левой стороне придела появилась икона Казанской Божией Матери. По словам верующей храма О.М. Проценко, икона эта в прошлом была поднята с волжской глади и спрятана на чердаке дома одной благочестивой семьи. И лишь после возобновления службы в белогородском храме она была туда передана. Сказывают, что эта икона принадлежала разоренному в 1930-е годы Казанскому храму в Малышкове.

   ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Чернявский М.П. Приложение к генеалогии господ дворян Тверской губернии с 1787 по 1869 год. Тверь, 1876. Л. 107-108.
   2. В селе Белый Городок в описываемое время имелись две деревянные церкви: Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты.
   3. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 1570.
   4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18813. Л. 2.
   5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1573; В некоторых других источниках указано, что придел освящен в 1787 году.
   6. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 438. Л. 746.
   7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18813. Л. 23; После разборки храма Казанской Божией Матери в, Белом Городке там оставался деревянный храм Георгия Победоносца. В 1825 г. на его месте был построен каменный храм Иерусалимской иконы Божией Матери - ныне действующий.
   8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18813 Л. 23 об.
   9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 1575-ж. Л. 1-3, 63, 87.
   10. Одним из потомков рода Софиано стал «отец водородной бомбы» в СССР, академик А.Д. Сахаров.
   11. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 314.
   12. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16305. Л. 382.
   13. Записано со слов дочери М.О. Щавелева, Прасковьи Макаровны, в 1994 году.
   14. Коркунов В.И. Новомученики Кимрской земли. Тверь, 2006. С. 3-9.
   15. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Оп. 1. Д. 27. Л. 6, 25, 32; С 1929 по 1935 год Кимрский район входил в состав Московской области.
   16. Тюрина И. Молитва в руинах. // Родник православия. 1925. № 8.
   17. Баженов В. Первый молебен. // Родник православия. 2005. № 12.

   
     (По материалам издания Коркунов В.И. Кимрская старина 6: Краеведческие очерки. - г. Кимры: филиал ОАО "Тверская областная типография" Кимрская типография, 2009.)
     (Фото. № 1 Поповой Валентины Петровны. 2011 г.)


   В клировой ведомости 1796 г. о с. Малышкове сказано: «Церковь Казанской Пр. Б. с прид. Кирика и Иулиты и Преп. Алексея, чел. Божия - каменная, построена 1767 года. Священник Андрей Иванов, 45 л., в школе не был, посвящен в 1784 году. Церковной земли 26 дес.; в приходе 6 деревень, 50 дворов; душ м. п. 241, ж. п. 205».
   Из исповедных росписей средины XVIII в. видно, что «первым священником был Иван Матвеев, служивший при Казанской ц. с. Белгородка. Церковь устроена в сельце Малышкове каменная в 1766 г. капитаном Гурием Костомаровым».


   Церковь Казанская, построена в 1867 году, каменная, престолов три: Казанской Божией Матери, Святых Мучеников Кирика и Иулитты и Преподобного Алексия человека Божия.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Иванович Лисицын 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, Священником с 1893 года, награжден в 1900 году набедренником. Псаломщик-Диакон Евгений Матфеевич Морошкин 45-ти лет, в служении с 1874 года, диаконом с 1892 года.
   Прихожан в селе Малышкове, в деревнях Алексине, Поповке, Брехове, Грозине, Красной Горе, Ваулине, Бедрине - 192 дворов (587 мужчин, 674 женщин).

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли