ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, КАЮРОВО

КАЮРОВО - НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. с сайта http://nasledie.dubna.ru/


   Первые сведения об этом храме относятся к 1514 году. В летописи Святорождественского девичьего монастыря г. Твери, которому принадлежал храм, есть запись о церкви на погосте Каюрово.
   В 1628 году село было у Тверского Рождественского женского монастыря. В селе церковь Николая Чудотворца деревянная, двор попа, келья просвирницы, монастырский двор, где жил дворник, двор монастырского детеныша с одним человеком, три двора с двумя крестьянами и одним бобылем. В Писцовой книге 1678 года с Каюрово с деревнями Мельгуново и Тихоново числится за Тверским Рождества Христова девичьим монастырем и входит в состав Белгородского стана Кашинского уезда, в селе монастырский двор, где живет дворник с сыном, двор монастырского служки, у которого два сына и внук, один из сыновей приёмный "польской породы". В селе семь крестьянских дворов с 31-м крестьянином.
   В 1806 году - 20 дворов, 60 мужчин и 77 женщин. В селе церковь деревянная одноэтажная Николая Чудотворца без приделов.
   На месте деревянной церкви в 1828 году был построен каменный двухпридельный храм с престолами Святого Николая и апостола Иакова Брата Господня. В конце XIX века был пристроен третий придел с престолом Святому пророку Илии. В 30-х годах прошлого века храм был закрыт, позже в нем устроили зерносклад. В середине 90-х храм возвращен церкви, и с 1997 года в нем проходят постоянные богослужения.
   Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского, архиепископа, чудотворца, апостола Иакова, пророка Илии
   Настоятель: священник Павивкин Павел Николаевич
   Председатель приходского совета: священник Павивкин Павел Николаевич


   В наше время в полукруглой нише над входом в храм установили мозаичную икону с изображением Святителя Николая. Мозаика выполнена в Израиле из камней со святых мест, сыном известного художника В.Д. Хруща, который был похоронен на погосте села Каюрово.
   Недалеко от входа в церковь стоит высокая плита из черного мрамора. На ней отполированный крест, а ниже надпись: «Упокой Господи, души усопших рабов твоих, всех священнослужителей Никольской церкви села Каюрово». А на второй горизонтальной плите перечень священнослужителей церкви с 1514 года.

Фото. Поповой Валентины Петровны.

   С 1882 по 1897 г в Никольской церкви села Каюрово служил Александр Васильевич Чекалов
   Родился 16 августа 1857 г. в селе Белеутово Кашинского уезда, сын дьячка. В 1880 окончил Тверскую духовную семинарию. С 1.09.1880-псаломщик Калязинского Никольского собора. 20.09.1881 рукоположен во дьякона того же собора.
   8.09.1882 рукоположен во священника в с.Каюрово
   «Камень памяти» возле Никольской церкви с. Каюрово Кимрского р-на. «Упокой Господи, души усопших раб Твоих, всех священнослужителей и церковнослужителей Храма Святителя Николая Чудотворца села Каюрово»
   «1882-1897 о. Александр Васильевич Чекалов»
   Жена, Анна Николаевна, 1861 г.р. , урождённая Морошкина. Дети: Николай 1881г.р., Мария 1882 г.р., Вера 1883 г.р., Елизавета 1888 г. р., Антонина 23.02.1891.
   1.02.1889 награжден набедренником, 3.03.1893 утвержден в должности духовника,
   Из Тверских епархиальных ведомостей за 1897 г "На вновь открытую священническую вакансию при церкви села . Великий Двор, Калязинского уезда, 9 июня сего года перемещен священник с.Каюрова Корчевского уезда, Александр Чекалов".
   Тверской Епархиальный статистический сборник 1901 г. «Священник Александр Васильевич Чекалов 44-лет, с. Великий Двор Калязинского уезда, Александро-Невская церковь, в служении с 1880 г. священником с 1882 года, награждён скуфьёй в 1896 г.».
   В 1902 награжден камилавкою. 17.11.1907 утвержден в должности благочинного.
   Статья в газете "Тверские епархиальные ведомости" № 46 за 1908 г.
   «25-летний юбилей священника А.В. Чекалова».
   «Отец А.В. Чекалов – священник села Великий Двор, Калязинского уезда, благочинный 4-го округа того же уезда. В сентябре 1907 г исполнился 25-летний юбилей его служения в священном сане. Чествование его по сему случаю духовенством округа состоялось 23 ноября в храмовый праздник села Великий Двор»
   В статье отмечена скромность, присущая А.В. Чекалову, деликатность сердечная, одухотворённость, высокая нравственность и прямота. «Прихожане очень ценят своего пастыря, как отца духовного, как благочинного, как священника и как человека».
   Из Справочной книги по Тверской епархии 1915 г. «Священник Александр Чекалов, 57 лет, с. Великий двор Калязинского уезда (в р-не с. Талдом), Александра Невского церковь, на службе 34 года, из них 17 лет в с. Великий Двор.
   16-02 – 1930 г. Выездная сессия Кимрского округа рассмотрела дело по обвинению попа А.В. Чекалова… в создании контрреволюционной группировки.
   Приговор - высылка в отдалённые местности на 10 лет с конфискацией имущества. По делу проходили ещё два человека.
   Александру Васильевичу Чекалову было в то время - 73 года.

   С 1901 по 1909г в Никольской церкви села Каюрово служил Владимир Петрович Разсудовский
   Родился 8 июля 1877 г. с. Воскресенское, что в Понизовье Корчевского уезда. Окончил Тверскую духовную семинарию в 1898 году. С 1.09.1898 г по 12-02-1901 г — учитель Каюровской церковно-приходской школы. С 12-02-1901 по 1-091901 — учитель Понизовской церковно-приходской школы. С 1-09-1901 по 15-11-1901 — учитель Подберёзской церковно-приходской школы. 16-11-1901 рукоположен в священника к церкви села Каюрово.
   Жена, Надежда Михайловна, урождённая Колтыпина, дочь псаломщика села Стоянцы. Дети: Елена 1902 г.р., Михаил 1905 г.р., Константин 22.10.1911 г.р., Леонид 26.07.1914 г.р.
   «Камень памяти» возле Никольской церкви с. Каюрово Кимрского р-на. «Упокой Господи, души усопших раб Твоих, всех священнослужителей и церковнослужителей Храма Святителя Николая Чудотворца села Каюрово»
   «1901-1909 о. Владимир Петрович Разсудовский»
   6.03.1905 Владимир Петрович Разсудовский был награжден набедренником.
   В декабре 1909 г, после смерти своего отца Разсудовского Петра Семеновича, перемещён на его место к церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье, где служил до 1930 года. Пётр Семёнович Разсудовский умер 26(31)12.1909г., вскоре после смерти дочери - Ольги Петровны.
   Справочная книга по Тверской епархии 1915 г.: «Священник Владимир Разсудовский 38 лет, с .Воскресенское в Понизовье Корчевского уезда, Воскресенская церковь, на службе 14 лет».
   В отчете о состоянии церквей от 01.03.30 г. записано, что « в Понизовье священника нет, он сидит». Дальнейшую судьбу Владимира Петровича Разсудовского проследить пока не удалось. Будем благодарны за любые сведения о нём.


Начало служения В.П. Разсудовского в Никольской церкви села Каюрово. Фото. 1902 г.

   На обороте фотографии летящим подчерком Владимира Петровича Разсудовского надпись:
   "На добрую память дорогим Константину Дмитриевичу и Ольге Петровне (Чекаловым) от любящих Священника Владимира и Надежды Разсудовских. Генваря 13 дня".
   Его сестра - Ольга Петровна Разсудовская 1881 г.р. была замужем за другом детства Владимира Петровича, Чекаловым Константином Дмитриевичем 1877 г.р. Он был с 1902 г по 1907 г священником Присёлка Саболы Калязинского у-да, с 1907 по 1930 год священником церкви в селе Успение-Окатово Корчевского уезда. Осенью 1909 г., 28 лет от роду, Ольга Петровна умерла от туберкулёза, осталось пятеро детей.
   Священник, Чекалов Константин Дмитриевич, её муж, в октябре 1930 года был арестован, приговорён к трем годам лагерей. Умер в Бутырской тюрьме г. Москвы в начале 1931 года.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие., и материалам предоставленым Поповой Валентиной Петровной.)

    (Фото. № 1 Сергея Гора и Ирины Алексеевой с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие и из архива Поповой Валентины Петровны.)


   После раскулачивания 1930 г. священник Разсудовский Владимир Петрович был выслан из пределов Московской обл., в которую в 1930 году входил Кимрский район. След его отыскался в информации по 1937 году.

   «Рассудовский Владимир Петрович

   Родился в 1877 г., Тверская обл., д. Понизовье; священник. Проживал: Владимирская обл., Петушинский р-н, д. Воспушка.
   Арестован 6 июня 1937 г.
   Приговор: 10 лет лишения свободы
   Дальнейшая судьба неизвестна
   Источник: Книга памяти Владимирской обл.»

   Владимиру Петровичу Рассудовскому было тогда 60 лет.

   Село Воспушка Владимирской обл. и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в тридцатые годы переживали трудные времена.

   «Церковь до разорения осталась на полотне художника из соседней д. Санино. Храм был побелённым, кровля выкрашена в зелёный цвет, сияли золотом кресты. Ещё в начале 1930-х гг. шла служба. А затем церковь вместе со страной взошла на свою Голгофу… Молча, онемевшая враз, без колоколов…»

   «Первым сел 3 февраля 1930 г. священник Александр Михайлович Руфицкий, 1874 г.р., приговорённый по либеральности эпохи «всего к 3-м годам концлагеря». Для пожилых людей лагеря чаще всего кончались смертью(…) Сёстры Руфицкие (или сестра) продолжали учительствовать в Воспушинской школе».

   С июня 1937 г. 4 священника этой церкви были репрессированы. «6 июня 1937 г. арестовали священника Владимира Петровича Рассудовского, 1877 г.р., приговорённого уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей».

   «30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию. Ко времени ареста «не имел определённого места жительства». Расстрелян 13 октября 1937 г.

   27 октября того же года посадили другого воспушинского батюшку – Ивана Петровича Ситнова, 1881 г.р. Он потянул тоже на 10 лет лагерей».

   «4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации. Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Кончина 1937г. Московская о., пос. Бутово, "Бутовский полигон".
   Реабилитирован 07-04-1989 Прокуратурой Владимирской обл.»

   Батюшка - Иван Петрович Ситнов, 1881 г.р. Хотелось бы остановиться на этом имени подробнее. В ноябре 1930 года Иван Петрович проходил по делу о контрреволюционной группе села Успение-Окатово Кимрского р-на.
   В группу входили: Священник церкви с. Успение-Окатово с 1907 года по 1930 год, Чекалов Константин Дмитриевич 1877 г.р.; псаломщик этой же церкви с 1925 года по 1930 год, Ситнов Иван Петрович 1881 г.р., и, бывшая якобы крупная помещица, Лопатина Анна Васильевна 1891 г.р.


Ситнов Иван Петрович. Ноябрь 1930 г.

   Чекалов К.Д. и Ситнов И.П. по приговору по ст. 58 п.10 и 11 были высланы на 3 года исправительно-трудовых работ в Казахстан. Однако священник Чекалов К.Д. попал в результате в Московскую Бутырскую тюрьму. И умер там, как было сказано, от воспаления лёгких. Теперь известно, что в Бутырской тюрьме умерло в тридцатые годы более 300 священников и 72 священника были расстреляны. Места захоронения не известны.
   Рассудовский Владимир Петрович был другом с детства и братом жены Чекалова Константина Дмитриевича. Он служил священником в Никольской церкви с Каюрово, а после смерти своего отца в церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье Кимрского р-на, в непосредственной близости от прихода Чекалова К.Д. в с. Успение-Окатово. В 30-м году был раскулачен и выслан за пределы Московской обл., в которую входил тогда Кимрский р-н. Он, конечно же, хорошо знал Ивана Петровича. Возможно, он помог устроиться, вернувшемуся из ссылки, Ситнову И.П. в селе Воспушка Владимирской обл.
   6 июня 1937 г. священник, Рассудовский Владимир Петрович, был арестован и получил 10 лет лагерей.
   30 августа 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов.
   Их место занял Ситнов Иван Петрович, уже прошедший арест, допросы, ссылку в Казахстан в 1930 г. Занял место священника в уже обреченной церкви. Иван Петрович знал, не мог не знать, какая судьба ждёт его в самое ближайшее время. И 27 октября того же года батюшка – Иван Петрович Ситнов, был снова арестован и получил 10 лет лагерей.
   4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах» - расстрелян на Бутовском полигоне.
   Всего за полгода были арестованы 4 священника церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка. Двое из них расстреляны.
   Какая же сила заставляла этих людей, вставать одного на место другого. Закрывать церковь с. Воспушка в прямом смысле своей грудью.
   «В церкви оборудовали ремонтную мастерскую, в алтарной части установили электродвижок, а ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В тот день, когда ломали и снимали колокола, возле церкви собралось много народу.
   К этому времени священника – отца Рассудовского – с семьёй и старосты Ивана Петровича Балашова уже не было в деревне. В одну из ночей их увезли в район органы НКВД.
    Некоторое время спустя из церкви стали выбрасывать и растаскивать книги и церковную утварь. Иконостас разрушили, когда сооружали МТС. Ну, а довершили разрушение представители следующих поколений, уничтожив кладбище, расположенное около церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов».
   «Прав, бесконечно прав В. Солоухин: «Можно забыть и то, что во всё, начиная с книги, кончая росписью на потолке, вложен человеческий труд. Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды, матери, да и многие из живущих теперь. Неужели это место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». В Воспушке шаг этот сделали, детский сад построен на кладбище…»

   Прав В. Солоухин, обобщивший эту картину в стихотворении «Друзьям»:
   В чёрную свалены яму
   Сокровища всех времён:
   И златоглавые храмы,
   И колокольный звон».

   Что можно сказать, история трагичная и типичная для того времени. Остаётся только склонить головы перед мужеством священнослужителей Воспушкинской церкви. Они, как и тысячи других, знали, какая доля ждёт их, и занимали место ушедших, часто в небытие, своих сотоварищей по служению.
   В данное время идёт реставрация Церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка.

   ПОПОВА Валентина Петровна

   Источники:

   Жертвы политического террора в СССР
   Cityвой журнал. Книга Памяти. Том 2
   Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
   Народный каталог Православной архитектуры

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной и по материалам издания Релина Е.А. Словарь кимрских деревень: от "А" до "Я". - Кимры, 2004.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли