ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, ИЛЬИНСКОЕ

ИЛЬИНСКОЕ - СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

Фото. с сайта http://nasledie.dubna.ru/


   Построена в 1796 г.
   Закрыта в 1929 г.
   Вновь открыта в 1997 г.
   Количество алтарей: 4
   Чтимые святыни: иконы пророка святителя Николая Мирликийского Чудотворца, архангела Михаила
   Настоятель: священник Остаев Игорь Евгеньевич
   Председатель приходского совета: священник Остаев Игорь Евгеньевич

   Село Ильинское, от Твери 90 вёрст, от Корчевы 30 вёрст.
   В 1628 году село Ильинское "на озере" принадлежало старице княжне Ирине Ивановне Мстиславской на правах вотчины, перешедшее к ней от брата князя Федора Ивановича Мстиславского. Отец их князь Иван Федорович Мстиславский получил село Ильинское в 1550 году. В селе была церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии, деревянная с шатровым верхом, с приделом Ильи Пророка. В селе поповский и пономарский дворы, келья просвирницы, на церковной земле три бобыльских двора.
   Писцовая книга КАшинского уезда 1678 года сообщает: "Архангельского собора, что в Москве в Кремле городе, что было за Архангельским епископом Иоакимом село Ильинское, церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии", в селе два поповских двора, двор пономаря и двор просвирницы.
   В 1780-х годах село Ильинское находилось в ведении Коллегии экономии как бывшая собственность московского Архангельского собора, и насчитывало 33 двора с 71 мужчиной и 80 женщинами. В селе церковь Пророка Ильи. В 1806 году в Ильинском 143 двора с 374 мужчинами и 436 женщинами. В селе церковь Смоленской Божией Матери с приделами Ильи Пророка и Николая Чудотворца, имеется 20 крестьянских деревянных лавочек, за которые с приезжих купцов собирают за год по 35 рублей на церковные расходы. В селе проходят две годовые ярмарки на Ильин день и в день Архистратига Михаила. В 1887 году село Ильинское - центр Ильинской волости Корчевского уезда, 153 двора с 377 мужчинами и 439 женщинами.
   Церковь Смоленская, построенная в 1796 году, каменная, престолов 4: в холодной Смоленской Божией Матери, в тёплой: Святого Пророка Илии, Святителя Николая и Архистратига Михаила.
   В 1901 году служили: 1) Священник Пётр Евдокимович Думыкин 25 лет, студент семинарии, священником с 1897 года. 2) Священник Иоанн Петрович Троицкий 27 лет,окончил духовную семинарию,священником с 1900 года. Диакон Павел Николаевич Лавров 40 лет, диаконом с 1886 года. Псаломщик Аполлон Катков 40 лет, в должности с 1887 года. Псаломщик Иван Фёдорович Петропавловский 26 лет, в должности с 1899 года.
   Прихожане в селе Ильинском, деревнях Петине, Фенине, Манулкове, Усаде, Губине, Голубине, Кожухове, Митине, Арефине, Анине, Слободке, Большом Яковлеве, Желудове, Исаеве, Букареве, Васьках, Строве, Малом Яковлеве, Леонцеве - 397 дворов (1297 мужчин, 1549 женщин).

   
    (По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Релина Е.А. Словарь кимрских деревень: от "А" до "Я". - Кимры, 2004., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901.)

    (Фото. с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие.)


   ПРИХОД ЦЕРКВИ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СЕЛА ИЛЬИНСКАГО КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ

   (по материалам Тверских епархиальных ведомостей 1877-1918 гг.)

   №15 от 30 июля 1886 года
   «Высокие награды:
   Высочайшимъ Указомъ, даннымъ въ 30-й день минувшего июня, на имя капитула Российских Императорскихъ царскихъ орденовъ, Всемилостивейше сопричастенъ къ ордену святой Анны 3 –й степени. За 50-ти летнюю отлично-усердную службу въ священническомъ сане дiаконы церквей: села Ильинскаго Корчевскаго уезда Левъ Судаковъ; села Овсищъ, Вышневолоцкаго уезда Григорий Томилинъ »

   №20 от 15 октября 1899 года стр. 483-486
   (Обозрение приходов Тверской епархии Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским в 1899 году)

   «Епархиальная хроника
   16. Село Ильинское во 2-мъ Корч. округе. Церковь каменная, обширная и по архитектуре очень хорошая; особенно красива высокая колокольня. Въ этой церкви – четыре престола. Главный посвященъ Смоленской Божей Матери, ради чтимой иконы (старинного хорошего письма); эта икона местная, въ серебряной ризе. Въ настоящее время холодный (главный) храмъ ремонтируется. Приделы въ трапезной церкви (теплой) правый посвященъ прор. Ильи, а левый Св. Николаю чудотворцу. Четвертый приделъ очень малый, устроен въ особомъ отделении (на правой стороне теплой церкви) и посвященъ собору Св. Архистратига Божия Михаила и прочихъ небесных силъ. Церковь с. Ильинскаго, ныне существующая, построена в 1796 г., на месте прежде существовавшей;
   С. Ильинское – торговое, и население его, заметно, богатое; около церковной ограды устроены лавки. Приходъ многолюдный (более 2000 душъ обоего пола) и обширный; къ Ильинскому приходу относятся более 20 деревень, находящихся отъ церкви на разстоянии от 1 ½ до 10 верстъ; причтъ состоитъ изъ трехъ членовъ: священника, диакона и псаломщика. Усердиемъ местнаго священника ( П. Думыкина) устроенъ хоръ певчихъ. При церкви – находится довольно обширная библиотека, въ которой достаточно святоотеческихъ творений, какъ-то св. Григория Богослова, преп. Ефрема Сирина, св. Тихона и пр.; выписываются и духовные журналы. Разсмотрение церковной библиотеки, въ которой находится полное собрание творений Тихона, побудило Высокопреосвященнаго сказать поучение о жизни и творенияхъ святителя, о которомъ, в прочемъ, некоторые знали, что онъ былъ ректоромъ Тверской Семинарии; къ сожалению причтъ, получивший образование въ Семинарии, храмъ коей посвященъ бывшему въ ней начальнику, св. Тихону, почему-то не почтилъ богослужениемъ памяти своего патрона, хотя творения Тихона находятся въ церковной библиотеке, но прихожане не пользуются ими для своего духовнаго просвящения.
   Въ Ильинскомъ приходе две земские школы; одна въ самомъ селе, а другая (въ нынешнемъ году открытая) находится в дер. Аннине; законоучителем въ обеихъ – местный священник. При волостномъ правлении находится безплатная народная читальня, коею заведуютъ местный учитель и учительница (дочь умершаго священника ). Въ этой читальне преимущественно беллетристика и сочинения по сельскому хозяйству; есть даже книги, относящиеся къ судопроизводству, выписывается 8 журналов. Большей частью иллюстрированныхъ, какъ-то: Родина, Нива, Светъ и др.; духовные журналы заменяетъ только Русский Паломникъ; особенно скуденъ отделъ религиозно-нравственный; въ немъ нетъ житий святыхъ св. Дмитрия Ростовскаго ( на славянскомъ языке; впрочем на славянском языке – не нашлось, кроме Евангелия, ни одной книги); даже нетъ Библии. На вопросъ Высокопреосвященного, почему нетъ въ читальне Библии учитель ответил, что не приобретена по дороговизне (?); между темъ въ этой библиотеке находятся въ полномъ составе многотомныя сочинения Тургенева, Гончарова, Пушкина, и др. не только русских, но и иностранных писателей (Жюля Верна и др.). Присутствовавший здесь почтенный волостной старшина И.И. Касаткин (более 30 летъ состоящий на службе) заявилъ желание пожертвовать Библию въ местную читальню («самъ снесу ее», - сказалъ онъ; приобретена же имъ эта священная книга за 1 руб. съ четвертью). На замечание Высокопреосвященнаго: какъ же ты останешся безъ Библии? – К. отвечалъ, что у него есть другая Библия. Такимъ образомъ, у частнаго лица, крестьянина – две Библии, а въ сей библиотеке для целаго прихода (более чемъ въ 2000 душъ) – не нашлось средствъ приобрести и одного экземпляра этой святой книги.
   На замечание Высокопреосвященного о такой скудости книгъ для духовно-нравственнаго народнаго чтения священникъ заявил, что онъ не имеетъ никакого отношения къ этой библиотеке и отстраненъ отъ нея; заведует ею земство; оно, во главе съ земскимъ начальникомъ, и выписывает книги, какие ему угодно. Последствия такого народнаго образования вскоре и обнаружились: Высокопреосвященный, при выходе изъ школы, сталъ испытывать детей школьнаго возраста въ знании молитвъ и заповедей... Одинъ мальчикъ (лет 12), довольно опрятно одетый (оказался сынъ местнаго торговца), на вопросъ, какъ читается 4 заповедь, усмехнулся и, ничего не сказавши, отвернулся отъ Высокопреосвященнаго.
   Въ следущемъ селе - на вопросъ Высокопреосвященного – что изображено на стене? Одинъ, уже довольно пожилой мужчина отвечалъ: преставление свят. Николая. Когда же Высокопреосвященный переспросил, какъ онъ сказалъ об этой иконе, «преставление или представление», то онъ отвечал: «преставление – смерть, а не представление», и здесь же заметилъ, что представления бываютъ в театре... Был ли в театре? - Нетъ, а только читалъ въ книжкахъ... Очень жаль, если руководители народнаго просвящения всю свою зоботу полагаютъ только въ ознакомлении крестьянъ съ беллетристикой и будутъ лишать ихъ духовной пищи, которой жаждетъ душа человека... По заявлению учителя, большой спросъ бываетъ на жития святыхъ, каковых-то и недостаточно въ Ильинской народной читальне.
   Население села Ильинскаго зажиточное и отличается, по заявлению священника, любовью къ благоукрашению своего храма; такъ в нынешнемъ году – на арендные деньги съ торговой площади, по общетвеннаму приговору, сооружены на две иконы серебрянныя ризы (иконы въ иконостасе главнаго престола, значительнаго размера - а именно: Печерской Божей Матери и Пресвятой Троицы); ремонтъ холоднаго храма (возобновление иконостаса и расписание стенъ онаго священными изображениями) производится на средства церковнаго старосты В. Моргачева и разныхъ благотворителей.
   Церкви принадлежатъ три дома, въ одномъ изъ коихъ помещается священникъ, семь каменныхъ лавокъ; какъ эти лавки, такъ и два церковныхъ дома отдаются въ аренду, валовый доходъ церкви въ годъ 2500 р.; въ наличности въ настоящее время имеется 800 р. и 1750 руб. билетами. По доходности причта, количеству прихожанъ и почти тройной пропорции причтовой земли (86 дес.), а главное – по разбросанности деревень и отдаленности оныхъ отъ церкви, следовало бы прихожанамъ Ильинскаго села (погоста) озаботиться объ открытии второго причта. – Вокругъ церкви обширный погостъ, обнесенный приличной оградой.»

   №10 от 8 марта 1910 года
   «по Указамъ Святейшаго Привительственнаго Синода...
   2) отъ 13 февраля за № 2215, при церкви села Ильинскаго, Корчевскаго уезда. Закрыты вторая священническая и вторая псаломническая вакансии»

   
    (По материалам семейного архива Ирины Георгиевны и Валерия Алексеевича Кулаковых.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли