ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, БЕЛЫЙ ГОРОДОК

БЕЛЫЙ ГОРОДОК (БЕЛГОРОДОК) - ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. диакона Валерия.


   Построена в XVIII веке
   Количество алтарей: 2
   Настоятель: протоиерей Крюков Александр Васильевич
   Председатель приходского совета: протоиерей Крюков Александр Васильевич


   В издании Тверской Ученой Архивной Комиссии «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», В.А. Плетнева (Тверь, 1903) о селе Белгородке собраны следующия сведения:
   «На месте нынешняго села Бел-Городка, как видно из летописей и из духовной Твер. кн. Михаила Александровича (по летописям), был городок этого имени. Диомид Карманов говорит, что здесь есть городище. По словам Преображенскаго, земляныя укрепления 6ывшаго здесь вдавности города видны и теперь под сельскою церковью и ея оградою. Об этом городке упоминается в истории Тверскаго княжества Борзаковскаго по поводу раззорения его московскими войсками и взятия в 1375 году Дмитрием Донским, во время войны с кн. Тверским Мих. Александровичем (стр. 26. 31 и 40). При Иоанне Грозном Бел-Городок был причислен к опричине и назывался тогда Белгород в Кашине...
   По словам свящ. И. Белюстина «на правом берегу Волги, при самом впадении в нее р. Хотчи, против села Белгородка, в 40 верстах от Калязина, в том месте, где имение, называемое Пречистенка или Медведево, как передают старожилы, был монастырь, называвшийся «Пречистенская - Медведева пустынь» («Об ост. древ.», стр. 287).
   В Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1501 (№ 738) написано: «Село Белгородок на реке на Волге усть речки Хотчи а в нем церковь во имя Великомученика Егорьгия Стростотерпца древян клецки а церковь и в церкве образа и книги и ризы и всякое церковное строение мирское. А на церковной земле во дворе понамарь Ортюшка Семенов келья просфирницына Марьицы.
   Деревня Отхожая поповская на реке на Волге усть речки Хотчи а в ней во дворе поп Микита Иванов. Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло середние земли пятнадцать четей в поле, а вдву потомуж сена по реке по Хотче и меж поль двадцать копен».
   В клировой ведомости 1796 г. о селе Белгородке сказано: «Церковь Георгиевская, деревянная, построена 1693 года. Священник Даниил Иванов, 66 л., из богословии, посвящен в 1759 году. Церковной земли ЗS десятин 15 деревень, 87 прих. дворов; душ муж. пола 318, ж. п. 343».
   В исповедной росписи 1739 г. показано 2 церкви: 1) Георгиевская, 2) Казанская. В 1739 г. по Георгиевской ц. свящ. Федор Семенов, 67 л.; в прих. 35 дв., 388 душ об. п. По Казанской ц. - свящ. место празднл; в прих. 16 двор., 215 душ об. пола. В 1755 г.: 1) по Георг. ц. свящ. Иван Федоров, 52 л.; 2) по Казан. ц. - свящ. Иван Матвеев (он же Ив. Матв., и в 1766 г.), а до него с 1740 по 1748 г. был свящ. Матвей Иванов».


   Церковь Иерусалимской Божией Матери, построена в 1825 году, каменная, престолов 3: в настоящем Иерусалимской Божией Матери, в пределах: Архистратина Михаила и Великомученика Георгия.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Клобуков 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награждён в 1899 году камилавкой. Псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1891 года.
   Прихожан в селе Белгородок, в деревнях: Юркине, Башарине, Звереве, Шепелихе, Кочневе, Бурцове, Шурманке, Пелагеинской, Сенькине, Озарове, Юминской, Жуковке, Турове, Лукашине, Шипухине - 188 дворов (756 мужчин, 793 женщины).

Фото. Михалыча с сайта http://www.sobory.ru/

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)

     (Фото. № 1 диакона Валерия, фото. № 2 Михалыча с Народного каталога Православной архитектуры.)


   В поселке Белый Городок, Кимрского района, Тверской области, на самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
   Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
   История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой через несколько лет по Вознесении Господа.История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет.Главная святыня храма – икона Иерусалимской Божией Матери – находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах – трехъярусным. Храм был красиво расписан.Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах – два малых. С колокольни звонило шесть колоколов.
   К приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери относились следующие населенные пункты: село Белгородок, деревни Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманка, Пелагеенская, Озарово, Юменская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Являлись прихожанами и такие известные в свое время люди, как М.П. Кафтанников, женившийся на дочери кимрского богача Столярова. Прихожанами храма были также помещики Зазыкины, владельцы имения и Гадовского спиртзавода – ныне поселок Приволжский. Семья Зазыкиных в первые годы советской власти эмигрировала за границу. Один из ее представителей стал профессором, написал ряд книг, в том числе фундаментальный труд «Патриарх Никон».
   В советское время начались гоенения на священнослужителей и верующих, храмы закрывались. Белогородскому храму «повезло»: он не был взорван, как многие, а только закрыт и поруган.
   За время существования храма в нем служило немало священников. Отмечено, что в храме десятки лет служили священниками Поповские (Поповы) – это была целая династия. С началом 1870 года настоятелем храма долгое время являлся священник протоиерей Иоанн Андреевич Клобуков. С начала 1900-х годов и почти до самого закрытия храма властями настоятелем храма был Леонид Никитин. В 1930 году он был репрессирован, позднее вернулся в Белый Городок, где и похоронен. По некоторым данным служил здесь и священник Павел Дворяшин, а также диакон Павел Никольский. Последний служил в храме более 30 лет.
   Храм был закрыт в 1930-х годах. Точных сведений о времени закрытия нет.
   Почти шестьдесят лт храм находился в запустении, но времена меняются. Положительным примером нашего «смутного» времени является возрождение Православия, поруганных прежде храмов. Вот и в Белом Городке по инициативе группы православных верующих (Крюкова А. В., Проценко О.М., Смирновой Н.Е., Ивановой П.И., Ваксиной М.В., Смирновой Е.Н., и других) по благословению и при непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка была организована религиозная православная община.
   На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен, а с наступлением Великого поста в храм был назначен священником иерей Александр Казанцев и начались регулярные богослужения.С сентября 1990 года и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Александр Крюков, молитвами и трудами которого восстанавливается храм, возрождается православная жизнь прихода.

   
     (По материалам сайта Кимского благочиния.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли