ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КИМРСКИЙ РАЙОН, АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОГОСТ В КУРОВИЧАХ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОГОСТ В КУРОВИЧАХ - АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Леонида Зиновьева.

   В пятнадцати километрах к западу от Кимр, вдали от дорог и деревень, среди леса одиноко стоит церковь Архангела Михаила. Когда-то давным-давно здесь находился погост (а по некоторым данным - и село) Архангельский, что в Куровичах Кашинского, а затем - Корчевского уезда. Известно, что стоявшая здесь издревле деревянная церковь сгорела 2 июля 1757 г., иприхожанам было позволено на том же месте соорудить новую, также деревянную - во имя Архангела Михаила с приделом Димитрия, митрополита Ростовского, Чудотворца. Церковь была освящена в 1759 г., ремонтировалась в 1773 г., в 1800 г., а к 1820-м гг. стала приходить в ветхость.
   Вместо нее прихожане решили выстроить каменную церковь на свой собственный капитал с употреблением кошельковой церковной суммы. Храмозданная грамота была дана с благословения высокопреосвященнейшего архиепископа Ионы 22 марта 1826 г.
   Строилась церковь в течение тринадцати лет по плану и фасаду, утвержденным губернским архитектором, на расстоянии в 4 сажени от прежней деревянной церкви.
   Из описи Архангельской церкви известно, что ее длина с алтарем и приделом составляла 51 аршин, ширина - 20, высота - 30; «шея с крестом - 6 аршин в высоту». Освятил церковь благочинный села Кимры протоиерей Василий Иоаннов: главный престол - во имя Архистратига михаила в 1839 г., а теплый придел (по правую сторону) во имя Владимирской Божией Матери - в 1840 г.
   О том, что когда-то при церкви находилась каменная колокольня, сообщают теперь нам сохранившиеся архивные документы: она была возведена тщанием прихожан в 1839 г., состояла из двух ярусов, «имела в вышину 33 аршина». Есть сведения, что в конце 1840-х гг. на колокольне были установлены новые шпиль и крест, взамен прежних, сорванных и разбитых бурей.
   Земли под церковью и деревянной оградой значилось порядка тысячи двухсот квадратных саженей. В начале 1850-х гг. была сооружена каменная ограда, о которой в настоящее время ничего даже не напоминает.
   По данным 1910 г., при церкви служили священник, диакон и псаломщик. В приходе также значилась каменная часовня, построенная в деревне Барановской в 1897 г. купцом Никитой Тимофеевым Рахмановым в память императора Александра II. В целом же, приход составляли более двух с половиной тысяч человек - жителей деревень: Дымово, Золотилово, Иваньково, Фроловское, Юркино, Азарово, Строево, Горычкино, Барановская, Бородино, Ларцево, Кокорево, Игнатово.
   До сегодняшнего дня сохранилась лишь небольшая часть Архангельской церкви. Она представляет собой проросшую практически насквозь зеленью ротонду на четверике, которая завершена куполом с небольшим барабаном. В полной бесхозности и пустоте стоит это здание уже долгие годы. Кругом - тишина... Кажется, еще немного, еще чуть-чуть, и густая растительность скроет от нас навсегда эту одинокую церковь, с трудом дожившую до наших дней.
   Давайте приложим все усилия, чтобы спасти от полного разрушения этот чудесный памятник старины, давно ожидающий нас в своем лесном уединении. Литература

   1. ГАТО:
   - Ф. 160, оп. 10, д. 224 (1757 г.) - о построении деревянной церкви;
   - Ф. 160, оп. 10, д. 285 (1825 г.) - о построении каменной церкви;
   - Ф. 160, оп. 10, д. 290, лл. 1-3, 26 об. - 28 (1846 г.) - опись церкви и ее имущества;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16608, лл. 99-101 (1791 г.) - клировая ведомость;
   - Ф. 160, оп. 1, д. 16018, лл. 145-151 об. (1910 г.) - клировая ведомость.
   2. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. И. Добровольского. - Тверь, 1901.
   3. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.


Надпись на обороте фотографии: "ц. Михаила Архангела - 1839 г. (Куровичи). Фотографировал Васильев Иван Алексеевич - лето 1949 г."

   
     (По материалам издания Нарский А.Р. В лесном уединении. Церковь Архангела Михаила в бывшем погосте Архангельском, что в Куровичах // Тверской мiрянинъ. - 2003. - 27 марта. - № 5 (93). - С. 6.)
     (Фото. № 1 Леонида Зиновьева. Фото. № 2 Васильева Ивана Алексеевича, предоставлено Александром Рыжовым.)


   В.И. КОРКУНОВ

   ПО СЛЕДАМ ОДНОГО ПАМЯТНИКА (С СОКРАЩЕНИЯМИ)

   Церковь Архистратига Михаила в погосте Архангельском, что в Куровичах (слова «в Куровичах» - древнего происхождения, что они означают - автору этих строк неизвестно) существует издавна. Первые сведения о храме относятся к ХVII веку. [1]

Священник Иоанн Побреин.

   В 1757 г. Архангельская церковь сгорела. В 1759 г. она была отстроена вновь, сохранив то же наименование. Ее священнослужителями в то время значились Иван Александров, Иван Алексеев, Афанасий Иванов. Последний из них служил в храме несколько десятилетий.
   Шло время. Деревянная церковь ветшала. В 1825 г. местные помещики, священноцерковнослужители, прихожане обратились к тверскому архиерею с прошением о разрешении построить на свои средства, а также церковную кошельковую сумму, каменный храм. Прошение это было удовлетворено. [2]
   В 1839 г. был освящен главный престол храма в честь Архистратига Михаила; годом позднее - теплый придел с престолом во имя иконы Владимирской Божией Матери. Чин освящения обоих престолов совершил протоиерей кимрского Покровского собора Василий Иоаннов. Старая деревянная церковь была разобрана.
   Новопостоенная церковь представляла собой распространенный в то время тип ротонды на четверике. Купол увенчивал глухой декоративный барабанчик с четырехконечным крестом с «яблоком». С южной и северной сторон фасада имелось по деревянному крыльцу, каждое из которых было украшено 4-колонными белокаменными портиками. Колокольня была 2-ярусная, с шестью колоколами. Примечательно, что главный колокол, весом в 104 пуда, отлитый в селе Кимры в 1840 году, имел надпись, говорящую о том, что отлит он при священнике Петре Алексееве на средства помещика А.А. Головачева. Позднее на колокольне появился колокол весом в 204 пуда. [3]
   Храм и приходское кладбище при нем были огорожены деревянной оградой с воротами и калитками; в 1850 г. она была заменена на кирпичную. Здесь же располагались дома причта, церковная сторожка, амбар.

Священник Пётр Воздвиженский.

   Из других членов клира первой половины XIX века укажем на священников Петра Никотина, Димитрия Колоколова, дьячка Василия Яшина. В 1852 г. в храме появился священник Петр Тверецкий.
   В 1856 г. настоятелем храма становится священник Иоанн Побреин. Он происходил из духовного сословия (отец служил дьячком в одном из храмов Тверской епархии). После окончания Тверской духовной семинарии в 1856 г. Иоанн Побреин епархиальным начальством был направлен настоятелем в Архангельский храм. В 1861 г. за добросовестную службу отец Иоанн был награжден бронзовым крестом в память Крымской войны 1853-56 гг. на Владимирской ленте. Впоследствии он награждается набедренником, скуфьей и камилавкой (последняя награда представляла собой высокий цилиндрический головной убор). Помимо службы в храме иерей Иоанн Побреин преподавал Закон Божий в земском начальном училище. У отца Иоанна и матушки Евдокии (умерла до 1890 г.) было четверо детей: Леонид, Людмила, Евгений и Варвара. Сыновья пошли по стопам отца. Леонид (родился в 1857 г.) после окончания Тверской духовной семинарии служил священником в Самарской губернии. Евгений (родился в 1865 г.) служил псаломщиком в с. Петровском той же губернии. [4] Дочь Людмила (1862-1940) стала супругой священника Алексея Мощанского (1854-1921), служившего в одном из храмов Тверской епархии. [5]
   Иоанн Побреин скончался в 1896 г. Похоронен на Архангельском кладбище у стен храма. В 1893 году, после его ухода со службы, место настоятеля «унаследовал» священник Петр Воздвиженский, зять Иоанна Побреина. [6]

Священник Дмитрий Воздвиженский с супругой Марией Ивановной.

   Петр Алексеевич Воздвиженский. Родился в селе Яринском Калязинского уезда Тверской губернии в 1863 году, где в Успенском храме служил священником его отец. В 1884 г. окончил Тверскую духовную семинарию и стал священником Покровской церкви села Белеутова Кашинского уезда Тверской губернии. 23 мая 1893 г. становится настоятелем Михаило-Архангельской церкви Корчевского уезда, заступив на место своего тестя, священника Иоанна Побреина, ушедшего со своего поста по состоянию здоровья. Новый настоятель добросовестно исполнял свои пастырские обязанности, за что был награжден впоследствии набедренником, скуфьей, серебряной медалью в память царствования императора Александра III. Умер Петр Воздвиженский в 1905 г. Похоронен на кладбище возле Архангельской церкви.
   Женой священника стала Варвара Ивановна, урожденная Побреина. Супруги воспитали восьмерых детей: Марию, Евдокию, Алексея, Антонину, Анну, Екатерину, Василия, Сергея. После Смерти мужа Варвара Ивановна с детьми переехала в Кимры. [7]
   После смерти (в результате несчастного случая) Петра Воздвиженского настоятелем храма становитcя его родной брат Димитрий Воздвиженский, прослуживший в нем приблизительно 2 года.
   Дмитрий Алексеевич Воздвиженский родился в 1875 г. После окончания Тверской духовной семинарии женился на Марии Ивановне Фруктовой, сестре священника храма села Абрамова, что под Кимрами, Николая Фруктова. Работал учителем в Бельской церковно-приходской школе. В октябре 1905 года становится настоятелем Архангельского храма вместо умершего брата, священника Петра Воздвиженского. [8] В 1907 г. епархиальным начальством переводится на ту же должность в Спасский храм села Славкова Кашинского уезда. Умер Дмитрий Воздвиженский в 1920-х годах. Похоронен на кладбище родного села Белого. В его семье родились трое детей: Николай, Анатолий и Сергей.

Священник Иоанн Бушуев.

   В конце XIX века недалеко от храма на частные средства было построено каменное здание, в котором разместились приют для престарелых местных жителей (богадельня) и земское начальное училище. Богадельня просуществовала до начала 1920-х годов, школа - намного дольше.
   В 1899 г. Архангельский храм посетил Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский.
   В 1910 г. причт храма состоял из настоятеля, священника А. Троицкого, второго священника Л. Жданова, псаломщика В. Климовa (позднее диакона и священиика). Прихожанами храма являлись жители окрестных деревень: Азарово, Шестово, Золотилово, Дымово, Флоровское, Юркино, Барановское, Бородино, Горычкино, Ларцево, Кокорево, Игнатово, Иваньково, Строево.
   В 1913 г. настоятелем храма становится священник Михаил Троицкий, диаконом и псаломщиком в то время служат В. Климов и М. Никитин.
   В советское время для Русской Православной Церкви наступили, мягко говоря, трудные времена, времена гонений на духовенство, закрытия (разрушения) монастырей и церквей.
   В 1919 г. в Архангельском храме служит священник Владимир Климов. В 1921 г. его настоятелем становится священник П. Бушуев. Павел Васильевич Бушуев родился в 1890 г. в деревне Рязань, что в окрестностях Кимр, в крестьянской семье. 10 апреля 1931 г. он был приговорен «тройкой» ПП ОГПУ по Московской области к 5 годам ссылки в Казахстан. [9] По возвращении из ссылки, по Словам его племянников В.П. и И.П. Бушуевых, некоторое время служил в одном из храмов, затем купил домик в Кимрском районе. Умер в 1982 г. Реабилитирован 31 августа 1989 г.
   В 1934 г. настоятелем Архангельского храма становится священник Измаил Кудрявцев, уроженец с. Садунова Корчевского уезда (ныне Кимрский район). 20 сентября 1937 г. «тройкой» УНКВД по Калининской области он был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян Измаил Кудрявцев 23 сентября того же года. Реабилитирован 6 июня 1989 г. [10] В 2000 г. Измаил Ку­дрявцев Русской ПравославнойЦерковью причислен к лику святых новомучеников и исповедников ХХ века.
   В середине 1930-х годов Архангельская церковь была закрыта.

   ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 660. Л. 93; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Кимры. 2006. С. 76; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры 2004. С. 13.
   2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 285. Л. 1-8.
   3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 290. Л. 1-28 об.
   4. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 1. Д. 16015. Л.288.
   5. Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России ХVIII - начала ХХ вв. История рода Мощанских. М., 2000. С. 104.
   6. ГАТО. Ф. 1609. Оп. 1. Д. 16018. Л. 145.
   7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16017.
   8. Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 19. С. 529.
   9. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 23721-с. Л. 215, 236; Рассказы Василия Петровича и Ивана Петровича Бушуевых, племянников Павла Васильевича Бушуева.
   10. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21591-с. Л. 1-14.

Фото Андрея Ага.

   
    (По материалам издания Коркунов В.И. Это было, было... К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) - Тверь: Марина, 2008.)

     (Фото. № 7 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли