ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КЕСОВОГОРСКИЙ РАЙОН

НА ПЕРЕПУТЬЕ ВРЕМЁН

   Часовни с иконами и лампадами испокон веков ставили на Руси над престолами бывших церквей, на родниках или в виде памятников на распутье дорог.
   По материалам различных источников, на территории Кесовогорского района в XVIП-ХХ веках располагалось 17 часовен, 14 из которых ныне не существуют.
   В селах и деревнях Васьково, Власьево, Большое Воробьево, Высокое, Горки, Гребни, Демшино, Дубово, Елисеево, Кошелево, Новопреображенское-Далеки, Радухово, Старово, Суходол, Таскаиха (две часовни, построенные в разное время), Никольское Стрелихинского сельского округа возвышались небольшие храмики, отражавшие своими крестами солнечный и "небесный свет" для православных христиан.
   Долгое время существование в прошлом часовен близ села Большое Воробьево, в селах Дубово и Новопреображенское-Далеки, в деревне Таскаиха ocтaвались для многих загадкой.
   Из архивных источников открылось, что "в двух верстах" от церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы села Большое Воробьево находилась "часовня деревянная, ветхая, покрытая тесом, длиною в 5,5 аршина, шириною 5 аршин". В 1846 году благочинный села Константиновского свяшенник Петр Исполатов писал, что часовия эта была убрана "живописного искусства" иконами Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Мученика Христофора" (ГАТО. Ф. 160, оп. 1, ед. хр. 18500, л. 29).
   Деревянная же часовня в приходе Кpecтoвоздвиженской церкви села Дубово (XIX в.) стояла под соломенной крышей, была увенчана деревянной главой с четырехконечным крестом из елового дерева (ГАТО. Ф. 160, оп. 1, ед. хр. 18498).
   Удалось установить, что в середине XIX века при церкви села Новопреображенское-Далеки на кладбище находилась деревянная часовня, "устроенная", по свидетельству протоиерея Иоанна Рябчикова, для "означения прежде существовавшей на том месте деревянной церкви". В часовне находилась икона с образом Страшного Суда Божия (ГАТО. Ф. 160, оп. 1, ед. хр. 18671, л. 28).
   Стало известно, что деревянная часовня Божией Матери Всех Скорбящих Радocти в деревне Таскаиха, что в приходе ц. Преображения Господия приселка Разсудово, построенная в 1868 году, сгорела в конце XIX века (ТECC, с. 346, п. 20). На ее месте была сооружена каменная часовня с колокольней.
   К сожалению, сведений о трех из вышеупомянутых часовен недостаточно для графического воссоздания их внешнего вида.
   Другие две часовни - каменная в деревне Елисеево и деревянная в деревне Высокое - сохранились, хотя и повреждены временем.
   Значительным событием минувшего века ocтaнется для кесовогорцев постройка в 1997 году в деревне Никольское Стрелихинского сельского округа предпринимателем Валерием Викторовичем Гусевым деревянной часовни св. блаж. Ксении Петербуржской.
   Более пяти лет колокольный звон собирает в часовню прихожан из окрестных деревень и поселка, призывая каждого поразмышлять о своем предназначении на родной земле.

Надежда Бородулина

 

   
     (Н.В. Бородулина. Храмы земли Кесовогорской: Альбом графики / Под. ред. В.М. Воробьёва// Приложение к журналу СИТЕС. Тверь: Студия-С, 2003.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли