ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАШИНСКИЙ РАЙОН, КАШИН

КАШИН - ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Павла и Елены Каллиниковых с сайта http://www.sobory.ru/


   Первый каменный храм был воздвигнут в городе в начале XVI столетия. Это Воскресенский собор, появившийся на месте одноимённого деревянного. Величественное сооружение, доминирующее в панораме города, высится на берегу Кашинки. Пожалуй, это главная достопримечательность Кашина, которой жители вправе гордиться. Что интересно, первоначально для постройки собора использовался местный материал. На прилегаюшей территории были обнаружены кусочки кирпичей с узорами из листьев и растительных побегов. Собор был увенчан пятью главками, в подклете помещалась тёплая церковь, а в основном объёме-четверике - холодная.
   В следующем веке собор, по всей видимости, подвергался переделкам. А рядом построили деревянную колокольню, да ещё с часовым боем. Старый Воскресенский собор был основой кашинского Кремля. В крепости также располагались церковь Похвала Богородице и Успенская церковь. Ни одна из построек древнего Кремля не дошла до наших дней. Нынешний Воскресенский собор, завершённый в начале XIX в., по своему величию едва ли уступает своему предшественнику. Возведение его давалось нелегко. Сначала как самостоятельная постройка сооружалась восточная часть храма. Средства в размере 7 тысяч рублей выделила Екатерина II. Воздвигнутый в 1787 г. храм не был достаточно надёжен, и его пришлось разобрать. Вновь отстроенный собор украсил город только в 1804 г., а отделочные работы велись аж до 1817 г. Строители храма, видимо желая сохранить преемственность, также увенчали новый собор пятиглавием. А спустя полвека композиция дополнилась тёплой церковью и колокольней. Воскресенский собор стал крупнейшим в епархии. Он мог вместить всех жителей города от мала до велика, а ведь в Кашине в ту пору проживало около 7 тысяч человек! Средства на строительство отпускал крупнейший кашинский виноторговец Н.В. Терликов. Силуэт колокольни, взметнувшейся ввысь больше чем на 70 м, очень узнаваем. Вдобавок ко всему на колокольне в 1872 г. установили куранты, которые также можно видеть и слышать сегодня...

Фото. Бориса Орлова

   Воскресенский собор - один из самых грандиозных соборов Тверской земли, не уступающий столичным постройкам. Композиция церкви состоит из апсиды, собственно храма с торжественным пятиглавием. трапезной и трехъярусной колокольней с часами (высота более 70м). Это выдающийся памятник архитектуры, отличающийся подлинной монументальностью, ясностью объемно-пространственного решения. Фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана неглубокими филенками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму, очень 6лизкую столь распространенным в Кашине храмам с восьмериковым завершением. Сооруженная в середине XIX века трапезная с колокольней придала постройке черты эклектики.

Фото. Бориса Орлова

   Воскресенский собор - главная доминанта Кашина - впервые упомянут в летописи под 1382 годом. В начале ХVI века вместо деревянного был воздвигнут древнейший в городе каменный храм - «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского. Материал для постройки производился на месте: в княжеской межевой грамоте 1512 года названо владение Флоро-Лаврской церкви, «на которой земли кирпич делан на большую церковь». Найденные на территории крепости фрагменты кирпичей с рельефным узором из растительных побегов, листьев и цветов, очевидно, были использованы в убранстве здания.
   Собор был четырехстолпным, пятиглавым, «на кладовых полатах с папертьми з земли с одним всходом». В подклете помещалась теплая церковь, в основном объеме-четверике - холодная, причем верхний этаж более чем в полтора раза превосходил по высоте нижний. Внутреннее пространство имело около пятнадцати метров в длину и столько же в ширину. В те же годы в центре удельного княжества Дмитрове был возведен Успенский собор - монументальное сооружение на высоком подклете с открытым гульбищем, позакомарным покрытием и пятиглавием. Можно предполагать, что кашинский храм являлся аналогом дмитровского. Однако строить его могли и местные мастера. В этом случае возможным предшественником и прообразом здания послужил двухэтажный храм в селе Городне на Волге - единственный уцелевший памятник тверской архитектурной школы.
   По-видимому, Воскресенский собор переделывался в ХVII столетии. Рядом с ним выстроили деревянную восьмигранную колокольню с часовым боем. На «Плане города Кашина» 1764 - 1769 годов храм изображен в том виде, каким он был незадолго до разборки. Основной объем опоясан двухъярусной галереей с крыльцом и аркадой внизу. Высокий стройный четверик расчленен на три части колонками, среднее членение прорезано большим окном. Килевидные кокошники над карнизом утоплены в массиве аттика, несущего четырехскатную кровлю. Легкое пятиглавие поднимается выше шатра колокольни. Тонкие барабаны с луковичными главами, широко расставленные по углам четверика, кажутся декоративными, не связанными с внутренней структурой.
   Древний Воскресенский собор был основным звеном ансамбля кремля. С XIV века известны стоявшие в крепости деревянные церкви Похвалы Богородицы и Успенская, при которой существовал монастырь, где, согласно преданию, прошли последние годы княгини Анны Дмитриевны Кашинской.
   Старинные памятники бывшего кремля не дошли до наших дней. Существующий грандиозный Воскресенский собор создан в конце ХVIII - середине XIX века. Более ранняя - восточная половина храма - сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара 1767 года и разобранного «за ветхостью». Средства на постройку (семь тысяч рублей) пожаловала Екатерина II. На первых порах строители потерпели неудачу. Воздвигнутый в 1781 - 1787 годах храм дал трещины и его пришлось разобрать. В 1796 - 1804 годах собор был отстроен вновь. Отделочные работы продолжались до 1817 года.
   Если мысленно отбросить присоединенные в середине прошлого столетия помещение теплой церкви и колокольню, то предстанет центрическое здание с развитым алтарем и массивным пятиглавием. Величественный храм наделен монументальным масштабом, ясностью объемной структуры, точно найденным пропорциональным отношением венчающей и несущей частей. Собор крепко стоит на земле, тяжело нагруженный крупными барабанами и куполами. Пятиглавие статично, оно мерно разрастается вширь, не теряя при этом своей компактности. К двусветному основному параллелепипеду примыкает равная по ширине пониженная алтарная часть. Она включает среднее прямоугольное звено с несильно выступающей дугообразной апсидой и прямоугольные фланги.


Воскресенский собор. 1796 - 1817. Южный фасад. Чертёж первой половины XIX в.

   Ведущие мотивы фасадов - трехчетвертные колонны и пилястры тосканского ордера, а также вытянутые по вертикали ниши, обрамляющие окна. Центральные членения северной и южной стен акцентированы шестиколонными портиками с фронтонами. Боковые пары колонн сближены. Такой прием зрительно закрепляет границы ризалитов. Одиночные пилястры по сторонам замыкают строй элементов, которые объединяют фасад по вертикали, подчеркивая целостность внутреннего пространства. Пилястрами малого масштаба отмечены мягкий выступ апсиды и изломы флангов алтаря. Здесь ниши поднимаются над окнами до уровня капителей. При малой глубине впадин и уплощенности ордера сохраняется ощущение плоскости стен. Напротив, обработка уступчатыми филенками граней барабанов, прорезанных большими полуциркулярными окнами, придает им впечатление каркасности.
   Филенчатая разделка поверхности, пластическая слитность ордера со стеной типичны для раннего классицизма. В плавном криволинейном контуре куполов чувствуются даже отзвуки барокко. Строгие портики вносят в композицию тенденцию к вертикализму, компенсируя распластанность масс, но ритмический строй и рисунок тонких колонн не согласуются с мощным объемом и могучим силуэтом завершения. Фронтоны скрывают основания барабанов, чрезмерно усиливают ось симметрии и фронтальность восприятия.
   Венчание храма соответствует традиционной крестовокупольной структуре. Внутри центральное подкупольное пространство вычленяют четыре квадратных столба. Все барабаны были сделаны световыми и раскрыты в интерьер.
   Пятиглавие как бы подчеркивает преемственность нового собора от древнего. В такой редакции этот тип завершения редко встречался в архитектуре раннего и строгого классицизма. Здесь использован прием подобия барабанов и куполов, свойственный старинным русским храмам и некоторым сооружениям барокко. При этом барабаны получили восьмигранную форму, близкую распространенным в кашинском зодчестве XVIII века восьмерикам. Церкви типа «восьмерик на четверике» уже стояли на торговой площади, и строители Воскресенского собора, видимо, сознательно стремились к ансамблевому взаимодействию.
   Скульптурный декор фасадов - многофигурные рельефы в тимпанах, гирлянды над проемами алтаря - нес отпечаток изысканности, свойственной раннему классицизму. В 1860-x годах отделка была обогащена, стала несколько избыточной. «Куполы, фронтоны, колонны и карнизы кругом всего собора украшены резными изображениями и фигурами лепной работы»,- писал современник (ныне убранство утрачено).
   Первоначальная часть здания - выдающийся памятник раннего классицизма, законченный в период, когда столичное зодчество вступило уже в стадию строгого и высокого стиля. В образе собора, наряду с новыми для Кашина архитектурными принципами, заметны приверженность местной традиции и черты художественного провинциализма.


Собор Воскресения и мост через реку Кашинку. 1894 г. Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области.

   Композиция храма претерпела кардинальные изменения в 1855 - 1867 годах, когда к старому зданию были пристроены теплая церковь и колокольня. Собор стал крупнейшим в епархии. Финансировал строительство «король» кашинской виноторговли купец Н.В. Терликов. Любопытный штрих - уже современники расценивали этот щедрый жест как своего рода акт во искупление грехов.
   Обширная теплая часть, равная по габаритам прежнему сооружению, сочленяется с ним наподобие трапезной. Фасады ее имеют единый со старым зданием антаблемент, аналогичный рисунок пилястр, ниш и окон, но их ритмический строй более спокойный, нейтральный. Монотонные плоскости стен облекают инертный объем и внутреннее пространство, также расчлененное четырьмя массивными пилонами. Эта протяженная пристройка вносит цезуру между силуэтами пятиглавия и колокольни, поставленной на общей продольной оси. Таким образом, центрическое компактное решение сменилось контрастным противопоставлением распластанной горизонтали и динамичной вертикали. В целом здание приняло трехчастную схему храма-«корабля», восходящую к памятникам ХVII века.
   Колокольня высотой более семидесяти метров главенствует в композиции собора и воздействует на огромные пространства. Три ее последовательно убывающих яруса, создающие мотив ступенчатого движения вверх, переходят в не очень высокий шатер, увенчанный миниатюрной главкой. Подобно своей деревянной предшественнице, колокольня служит и городской башней-часозвоней. На ней установлены ,куранты с датировкой на циферблатах - «1872».
   Двухэтажный нижний ярус обступают четырехколонные портики с большими арочными проемами посередине. Оригинальны богато орнаментированные капители, составленные из листьев аканта, лировидных фигур с цветками, а также упруго изгибающихся трилистников, заменивших канонические волюты. На втором этаже была устроена камерная церковь, декорированная внутри тонкой, как бы кружевной лепкой.
   Портики завершаются не треугольными фронтонами, а крупными кокошниками, наложенными на филенчатые аттики. Эти элементы проводят грань между классицистическим основанием и трактованными в формах «русского стиля» ярусами звона, которые представляют собой восьмерики с неравными сторонами.
   По общему решению колокольня близка некоторым произведениям К.А. Тона - основоположника и лидера официально-академического направления «русского стиля». Дробность и измельченность ее форм - качественные признаки эклектики второй половины XIX века. Но несмотря на некоторую тяжеловесность и сухость рисунка, колокольня преисполнена монументальной масштабности и соразмерности членений, хорошо воспринимаемых с дальних расстояний. При всей эклектичности ее облика она воплощает изначальную тягу к объемно-силуэтной выразительности, исконную связь с землей и органичное развитие общих ансамблеобразующих закономерностей, заложенных в средневековой градостроительной системе Кашина.


Успенский и Воскресенский соборы. Фото. из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 1910 г.

   
     (По материалам книг Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. и сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1 Павла и Елены Каллиниковых с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 2-3 Бориса Орлова. Фото. № 4 с сайта Руниверс. Фото. № 5 из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 1910 г. предоставлено Андреем Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли