ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАШИНСКИЙ РАЙОН, КАШИН

КАШИН - ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Юрия Менделеева с сайта http://www.sobory.ru/


   Кашин богат памятниками церковной архитектуры. И это при том, что многие храмы не уцелели под воздействием времени и рук человеческих. Но всё же и сегодня перед нами предстают церкви необыкновенной красоты и величия. Нельзя, например, не обратить внимания на Входоиерусалимскую церковь, существующую в городе, пусть и в разных архитектурных исполнениях, уже более шести веков. Под таким именем храм известен с 1401 г. Тогда он был деревянным, а строительство каменного храма на этом же месте продолжалось с 1774 по 1789 годы. Этот памятник самобытен, он, не вписываясь в знакомые нам архитектурные каноны, придаёт особое очарование юго-восточной части города. Особенно эффектно церковь Входа Господня в Иерусалим, расположенная на холме, смотрится как раз с востока. Она словно готова оторваться от земли... Такой эффект вызван тем, что здание весьма вытянуто, высота храма при постройке заметно превосходила ширину...
   В XIX в. храму щедро помогали купцы Манухины, а священник И. Завьялов собрал богатую библиотеку. В 1935 г. здесь разместилась экспозиция Кашинского краеведческого музея.

Фото. Александра Коршунова.

   Ярким образцом самобытной кашинской архитектуры является Входоиерусалимская церковь (Бассейная пл., 5). Храм под этим наименованием известен с 1401 года. В 1774 году было получено разрешение на постройку «вместо обветшалых древяных приходских дву церквей Входа в Иерусалим и преподобных отец Зосимы и Савватия одной каменной церкви о дву апартаментах [...] с приделом». Возводить ее предписывалось «на том же погосте доброю и благопристойною архитектурою». В литературе сооружение датируется 1777 годом, хотя нижний его этаж был освящен в 1779, а верхний - лишь в 1789 году.
   В этом памятнике тяга к высотной силуэтности нашла последовательное и даже несколько утрированное воплощение. Здание, венчающее плавный подъем холма, воспринимается преимущественно с восточной стороны. Отсюда оно кажется удивительно легким, резко взмывающим вверх. Эффект достигнут прежде всего тем, что двухэтажный четверик и граненая апсида сильно вытянуты по вертикали. Высота храма с главами и крестами втрое превосходила его ширину. Смелый прием форсированного роста основного объема, возможно, был навеян произведениями деревянной культовой архитектуры.
   Лопатки с раскреповками или изломами на углах апсиды увеличивают число бегущих кверху линий. Но вертикальное движение масс неожиданно прерывается сильной горизонталью аттика с профилированными филенкамии многообломными карнизами, заменившими привычный пояс кокошников. Аттик загружает стены, ослабляя распор свода и одновременно скрывая его очертания. Он образует подиум для группы глав и заметно выравнивает уровень их расстановки. При взгляде в ракурсе пятиглавие тонет в его массиве, теряя свою вознесенность.
   Облику церкви недостает стройной соразмерности. Апсида асимметрично скошена, венчание не сомасштабно с четвериком. Здесь становится очевидным, что пятиглавие - важнейший символический элемент композиции - превратилось во внешний придаток к объемно-конструктивной структуре. Завершение в виде столбиков-барабанов и пучинистых главок напоминает группу маковиц на стеблях. Система членений не раскрывает строение интерьера. Чисто изобразительными деталями, архитектурными «обманками» являются профилированная тяга между вторым и третьим рядами окон четверика, маскирующая его реальное деление на два этажа, и наружная обработка гранями полукруглого внутри алтарного помещения.
   В отличие от Ильинской церкви, отделка фасадов здания очень сдержанна. В строгой простоте гладких стен и оконных обрамлений можно усмотреть как признаки безыскусного художественного провинциализма, так и воздействие новых стилевых норм, порожденных классицизмом. Соединение видоизмененных форм древнерусских храмов с классицистическими деталями (аттиком, лопатками) было свойственно провинциальному зодчеству XVIII века, легко и убедительно сопрягавшему столь различные по происхождению элементы. Памятник далек от эстетических канонов, сложившихся в профессиональном искусстве, но он подкупает обаянием наивного творчества и своеобразной колоритностью художественного языка.
   Трапезная храма превосходит по вместимости основной объем. Внутри ее первый этаж объединен с зимней церковью широкой аркой и связан с маленьким северным приделом. Просторный зал второго яруса, также перекрытый коробовым сводом, подготавливал переход к взлету пространства летнего храма высотой около тринадцати метров. Небольшую колокольню над трапезной в 1815 - 1816 годах заменили трехъярусным сооружением, поднявшимся дальше с западной стороны на общей продольной оси. От этой вертикали, имевшей купольное завершение, уцелел только нижний ярус с арками, пилястрами и угловыми колоннами. Встроенная светлая паперть с внутренней лестницей сочленила все части здания. Композиционно его западные звенья не вполне согласованы.

 

   
     (По материалам книг Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 1 Юрия Менделеева с сайта Народный каталог Православной архитектуры, № 2 Александра Коршунова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли