ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАШИНСКИЙ РАЙОН, ПУСТЫНЬКА

ПУСТЫНЬКА - СВ. ПУСТЫННО-ЖИТЕЛЕЙ ПЕТРА АФОНСКОГО и ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО (ПУСТЫННО-КЛАДБИЩЕНСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Пустынно-кладбищенская церковь.


   В Кашинском уезде, близ села Давыдова Кашинскому Сретенскому монастырю принадлежал участок в 30 десятин 796 квадратных саженей, на сем участке в 1863 году построена каменная двухэтажная церковь, с тремя престолами: в нижнем этаже Петра Афонского и Онуфрия Великаго и придельным Святого Иоанна Лествичника, в верхнем этаже устроен придел Успения Божией Матери (в 1914 году значится как Успения Божией Матери и Святых Мучеников Бориса и Глеба). На этой пустыни выстроены два корпуса с хозяйственными постройками.
   Церковь построена по проекту академика архитектуры А.Т. Жуковского в "русском стиле" - так называемая Кладбищенская. Кубическое сооружение с большой луковичной главой, созданное под несомненным влиянием произведений К.А. Тона, удачно вошло в окружающий пейзаж.

     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. -Тверь, 1914. и Кириков Б.М. Кашин. - Ленинград, 1988.)
     (Фото. № 1 из архива Александра Николаевича Семёнова. Фотооткрытка В.А. Колотильщикова. 1906 - 1910 гг.)
    

Фото. Виктора Бородулина.

   В 1800 г. пожалована была Сретенскому монастырю, в 12 верстах от него, близ села Давыдова, небольшая, в 30 десятин и 1621 сажен, пустошная земля с мелким лесом и небольшими сенокосными лугами. По неимению нужды в этой пустоши со стороны окрестных крестьян, монастырь, вследствие отдаленности её и дороговизны обработки наймом, отдавал эту землю в арендное пользование лишь за 17 рублей серебром. Столь незначительный доход с пустоши, побудил игумению Антонию, в видах удовлетворения общемонастырских нужд, изыскать особые способы к увеличению хозяйственных выгод с неё. С этой целью в 1857 г. здесь был устроен флигель со скотным двором, заведены кирпичный завод, пчельник и в малых размерах хлебопашество и луговодство. Вскоре вокруг этих заведений поднялся молодой лесок, который и скрыл их из вида: так явилось здес подобие пустыни, в которой монастырские труженицы и стали подвизаться в разных послушаниях по хозяйству. Но они не имели великой святынит — храма Божия, и дело построения его не могло не озабочивать попечительную и богомольную Антонию, особенно при совершенном отсутствии денежных средств; между тем уже ясно объявилась воля Божия на это благое предприятие. Так, некоторая примерного благочестия инокиня, впоследствии схимонахиня, в свое пребывание среди этой пустыньки, неоднократно ночью видала, именно на месте теперешнего храма, чудную свечу, возжигаемую блаж. Дорофеей и ярко пылавшую, даже видала, как эта великая подвижница, обходя некоторое пространство, назнаменовывала место для храма. Ежегодно, по просьбе Антонии, посещавший обитель, иногда же несколько раз в год, приснопамятный прозорливец угличский о. Петр Томаницкий (1775 — 1866 г.) одобрил доброе начинание игуменьи и в некоем духовном восторге назвал лаврой поданный ему план предполагаемого храма. Тогда последовало ходатайство игуменьи Антонии о сооружении храма в пустыньке. 14 марта 1862 г. от тверского архиепископа Филофея († 1882г. митропол. киевск.) дана храмоздательная грамота, в которой, новоустраиваемой церкви присвоено было название "Кладбищенской Сретенского монастыря". Но денежных средств на сооружение церкви не было никаких, и вдруг они явились в виде даров клинской купчихи К. Серебряковой (в количеств 6000 р. сер.), рыбинских купцов (3000 р.), кашинского купца И. Осекина и многих других лиц, жертвовавших также утварью и священными предметами. В 1863 г. была вполне готова к освящению (28 июля) каменная, выстроенная в старинном русском, стиле, двухэтажная церковь во имя св. пустынно-жителей Петра Афонского и Онуфрия Великого, девять сажен в длину и семь в ширину. В нем и совершается богослужение особым священником, на содержание которрго первый дар в 1450 р. принесла вологодская помещица П. Зубова († 1876 г.). Ныне здес отделывается верхний придельный Успенский храм, для которого предназначена от киевского митрополита Филофея благословленная икона Успения Пресвятыя Богородицы, списанная лаврскими иконописцами с чудотворного образа в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Одновременно с устроением храма, в пустьтньке выстроен быльбольшой двухэтажный каменный корпус для монахинь, находящийся внутри деревянной ограды, где под сенью самого храма и расположено кладбище.

Фото. Виктора Бородулина.

     (По материалам издания Баженов, И. Кашинский Сретенский женский монастырь: исторический очерк / составил И. Баженов. - Санкт-Петербург: Тип. П.П. Сойкина, 1893.)
     (Фото. № 2, 3 Виктора Бородулина.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли