ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАШИНСКИЙ РАЙОН, КАШИН

КАШИН - КРЕСТОЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Павла с сайта http://www.sobory.ru/


   Сооружённая в 1782-1784 гг., она, подобно большинству близких по времени сооружения кашинских храмов, имеет чёткуюи ясную планировку. К двухэтажному четверику (верхний этаж - летний и холодый, нижний - зимний и теплый) плотно примыкает пятигранная апсида и трапезная, с которой раньше тесно соседствовала колокольня. Характерная примета этого храма - плавно изогнутая кровля. В 1872 г. была завершена переделка Крестознаменской церкви. По проекту архитектора А.С. Федотова храм был расширен, а рядом пристроена колокольня со шпилем, благодаря которому она стала намного выше самого храма. В архитектурном облике церкви традиционные черты сочeтaютcя с формами барокко и классицизма. Здание было реставрировано в 1970 году и долгое время служило городским архивом. Сегодня Крестознаменская церковь доминирует в архитектуре западной части Кашина и является украшением исторической части города.

Фото. Александра Коршунова.

   В 1782-1784 годах на правом берегу Кашинки была возведена небольшая и скромная Крестознаменская церковь (Курортная, 8 а). Подобно большинству кашинских храмов второй половины ХVIII века она имеет ясную и четкую одноосную структуру. С двухэтажным четвериком слиты пятигранная апсида и короткая трапезная, к которой прежде компактно примыкала невысокая колокольня. Отличительная особенность постройки - плавно изогнутая кровля, которая стелется прямо по сомкнутому своду, несущему фонарик с единственной маковицей. Силуэт покрытия, характерный для барокко, напоминает завершения восьмериков стоявших невдалеке храмов. Вероятно, по замыслу строителей он должен был перекликаться с ансамблем зданий в центре города.
   В построении фасадов нет вертикальной динамики. Лопатки перебиваются горизонтальными членениями. Протяженность здания, слитность его отдельных звеньев подчеркнуты тягами и карнизами, опоясывающими трапезную, апсиду и собственно церковь. Один из поясов, над которым проходит вынос кровли и уступ четверика, зрительно разделяет единый объем холодного храма. Вопреки традиционному насыщению декором верхних частей здесь выделен более богатой отделкой нижний этаж. Лопатки на этом уровне рустованы, окна обрамлены фигурными наличниками. Кирпичная декорация похожа на убранство Ильинско-Преображенской церкви, но более схематична. Тонкие хрупкие наличники с расчлененными столбиками, уступчатыми полочками и архивольтами выполнены из простого кирпича. Положен он разными сторонами, и это создает впечатление разнообразной узорной кладки.
   В 1869-1872 годах Крестознаменский храм был расширен по проекту гражданского инженера А.С. Федотова. К трапезной заново пристроили ее западную половину и притвор с лестницей, устроенный наподобие паперти Входоиерусалимской церкви, но оформленный аналогично старой части здания; вплотную к нему воздвигли колокольню со шпилем, значительно превышающую сам храм. Своим легким и стройным силуэтом она во многом походила на колокольни Богоявленской и Ильинско-Преображенской церквей. Вместе с тем решение ее ярусов обнаруживает явное воздействие законченной несколькими годами ранее вертикали Воскресенского собора.
   Работая уже в период расцвета эклектики, автор проекта колокольни Крестознаменского храма как бы отдал дань прочно удерживавшейся в Кашине классицистической традиции. Несмотря на некоторую дробность форм и использование «древнерусских» деталей (трехчетвертные колонки с полукруглыми капителями, килевидные кокошники), основу композиционного строя составляют ордерные элементы и другие мотивы классицизма. Ныне это сооружение играет роль ведущей доминанты западной части города (реставрировано в 1970-х гг.).

 

   
     (По материалам открыток Виды города Кашина. Серия "Города Тверской Земли". - Тверь: Студия-С, 2001. и книги Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 1 Павла с сайта Народный каталог Православной архитектуры, № 2 Александра Коршунова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли