ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАШИНСКИЙ РАЙОН, КАШИН

КАШИН - ИЛЬИНСКО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Павла с сайта http://www.sobory.ru/


   Существующий храм построен на средства прихожан в 1775-1778 гг. Ильинско-Преображенская церковь является одной из самых древних пятиглавых церквей в Кашине. Церковь представляет собой интереснейший памятник архитектуры, наиболее близкий к древнерусскому зодчеству. Вместе с тем в нем проявились особенности кашинского строительства XVIII века. В интерьере сохранилась живопись XIX века, фрагменты лепнины карнизов, кованая железная дверь и лестница на колокольню.

Фото. Бориса Орлова.

   Вероятно, самая ранняя из пятиглавых приходских церквей Кашина - Ильинско-Преображенская (1775 - 1778). Двойное посвящение объяснялось устройством двух престолов, предопределившим двухэтажное строение храма. Он вырастает над крутым высоким берегом у излучины Кашинки (Социалистическая, 1). Масштаб здания безукоризненно точно найден по отношению к рельефу и речной акватории.
   Ильинская церковь (бытовало преимущественно это наименование) - интереснейший памятник, наиболее близкий древнерусской архитектуре. Вместе с тем в нем рельефно проявились приемы и черты местного зодчества XVIII века. Очень высокий узкий четверик увенчан изящными, как бы точеными главками на тонких барабанах. Он имеет лишь по две оси света на южном и северном фасадах (в кашинских приходских храмах проемы на западнойстене не делались). Окна смещены к востоку, чтобы иконостас был лучше освещен. Вертикальная динамика масс, усиленная пирамидальным расположением глав, нарастанием ярусов колокольни и взлетом шпиля, погашается тремя развитыми горизонтальными поясами и массивной эллиптической апсидой. Стройная колокольня (при реставрации в 1983-1986 гг. она не была восстановлена) поднималась над двухъярусным притвором, примыкавшим вплотную к небольшой - в два окна - трапезной, перекрытой в поперечном направлении лотковым сводом. Главная особенность здания - щедрое узорочье его фасадов. Мотивы убранства восходят к зодчеству ХVII века, и только рустованные лопатки заимствованы из арсенала раннебарочной архитектуры следующего столетия. Причем и эти элементы трактованы адекватно мелкому модулю кирпичной кладки.
   Традиционный кирпичный декор оставался способным к различным модификациям благодаря своей эластичности и нерегламентированности. Выкладываясь в массиве стены, он как бы прорастал из ее конструкции. Дробный рельефный узор слагался из разномодульных единиц - кирпичей фасонных и простых, но поставленных одной или другой стороной, а также керамических фигурных деталей. Строители Ильинской церкви, превратив наружные стены в канву для кирпичной орнаментации, проявили тонкое композиционное чутье. Активный, но точно взвешенный декор не нарушает архитектоники сооружения.
   Нижний этаж отделен богатой каймой, опоясывающей все части здания. Она состоит из сложного карниза, наклонного отлива, поребрика и тяг. По четверику проходят два пояса городков. Один из них разделяет двусветный холодный храм, создавая иллюзию трехъярусной постройки. Другой соответствует основанию сомкнутого свода, частично скрытого декоративными стенками с тройными полукруглыми нишами-кокошниками.
   Нарядные обрамления проемов зрительно увеличивают размеры окон, повышают их роль в композиции. Боковые части наличников варьируют один и тот же прием «штучного набора» из парных балясинок, кубышек и полочек. Нозавершения в каждом ярусе различны. На первом этаже это повышенный остроконечный щипец, в поле которого вкомпонован двусторонний городок. Над окнами нижнего света холодной церкви - сегментообразные ниши, имитирующие арки-архивольты, над окнами верхнего света - двойные кокошники с килевидным подвышением. Эти кокошники заходят на пояс городков, разрывая единую горизонталь. Не сразу уловимое смещение вертикальных осей, живой рисунок деталей говорят об устойчивости прежних, доклассицистических архитектурных навыков.
   В совершенно ином стилистическом ключе - переходном от барокко к классицизму - была решена двухъярусная колокольня. Изящным силуэтом, выразительной пластикой форм она эффектно завершала композиционный строй одноосного храма-«корабля». Барочные элементы ее - срезанные углы с парными колоннами, раскрепованный карниз, овальные окна и люкарны - настолько отличны от обработки самой церкви, что трудно поверить в их принадлежность одному времени и тем же мастерам.

 

   
     (По материалам открыток Виды города Кашина. Серия "Города Тверской Земли". - Тверь: Студия-С, 2001. и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 1 Павла с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 2 Бориса Орлова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли