ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КАШИНСКИЙ УЕЗД, ШЕЛДОМЕЖ

ШЕЛДОМЕЖ - ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Виктора Бородулина.

   Село Шелтомеж, от Твери 171 верста, от Кашина 50 верст.
   Церковь Воскресенская, построена в 1815 году, каменная, престола три: холодный Обновления Храма Воскресения Христова, придельные теплые: южный Ченстоховской Божией Матери, северный Великомученика Георгия.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Андрей Иоаннович Голиков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1895 года, награжден в 1900 году набедренником. Диакон в должности псаломщика, Петр Рождественский 34-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года.
   Прихожан в деревнях: Ботовице, Павлове, Глибенях, Рудеихе - 197 дворов (541 мужчина, 630 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Александр Тяжелов 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 8 лет. Священник Нил Никольский 25-ти лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик-диакон Василий Боруздин 22-х лет, на службе 5 лет. Псаломщик-диакон Димитрий Смирнов 24-х лет, на службе 6 лет, в Воскресенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Глибени, Павлово, Ботовицы, Рудеиха - 649 мужчин и 748 женщин.


   Церковь Воскресения в селе Шелтомеж, судя по всему, была заложена в 1779 г. секунд-майором Николаем Дмитриевичем Скрипицыным.
   7 февраля 1832 г. в с. Шелтомежи было освящение каменного храма Воскресения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес образ Божией Матери Шостаковской в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что он, Скрипицын, этот образ, с согласия братьев и сестер, жертвует навсегда в собственность церкви. Пожертвованная Святая Икона была внесена причтом с. Шелтомежи в опись церковного имущества, но ошибкой священников стало то, что при этом от жертвователя на было взято никакого письменного заявления, письменного акта, способных подтвердить неотъемлемую принадлежность иконы церкви, не было также официально донесено о пожертвовании и духовному начальству.
   После смерти Е.Н. Скрипицына его родственники пытались вернуть икону в свою собственность. Конец этим попыткам положил указ Святейшиго Синода от 7 июня 1851 года за номером 4613.
   Так Святая Икона Божией Матери, именуемая Шестоковскою, наконец обрела себе всегдашнее тихое пристанище в храме Божием в селе Шелтомежи. Когда Святая Икона, наконец-то, водворилась в храме, у священника с. Шелтомежи о. Евфимия Предтеченского явилось желание устроить в честь нее придел в Шелтомежском храме. Прежняя трапеза этого храма, к тому же, была тесна, свод храма грозил обрушиться. В марте 1884 г. прихожане подали прошение Владыке Савве о разрешении перестроить трапезу и устроить в ней два придела: один во имя великомученика Георгия, а другой во славу Божией Матери Шестаковской. Причина перестройки трапезной (прихожане) являлось то, что из-за малых её размеров, богомольцы, приходящие из окрестных мест, вынуждены стоять вне храма, для осуществления этой цели нашлись средства, пожертвованные разными лицами (4300 руб). Владыка разрешил перестройку трапезы. Освящение храма состоялось 4.12.1884 г.
   Устройство придела в честь Божьей Матери Шестаковской в церкви с. Шелтомежи свидетельствовало о том, что Святая Икона сделалась хранительницей этих мест.
   Но Богу было угодно, чтобы здесь, при церкви учреждена была и женская обитель, в которой бы непрестанно молились бы за положивших здесь жизнь христиан (на р. Сити в 1238 г.) Обитель учредилась достаточно быстро. В этом, наверное, можно усмотреть чудесную помощь Царицы Небесной.
   Для устроения общиною была направлена рясофорная послушница Бежецкого монастыря Ольга (Ольга Мироновна Бочкова), при пострижении получившая имя Леонида.
   Вскоре после учреждения в с. Шелтомежи женской общины (1889 г.) монахиня Леонида принялась ремонтировать обитель. Были перебраны полы, поставлены новые печи, крыша покрашена медянкой, отремонтирован дом священника, для храма приобретен колокол весом в 205 пудов, а сама церковь расписана стенною живописью.
   Несмотря на разрушение монастыря в 30-е годы, церковь сохранилась до наших дней.


         ИКОНА ШЕСТАКОВСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЦЕРКВИ СЕЛА ШЕЛТОМЕЖЬ

   Свое наименование Святая Икона получила от своего чудесного явления на печном шестке.
   Это произошло, судя по документам, хранящимся в архиве Тверской духовной консистории, частью из преданий в Москве, во второй половине или в конце XVIII века, в доме секунд-майора Николая Дмитриевича Скрипицына, владельца с. Шелтомежи.
   Обстоятельства были таковы. Жившая в доме Скрипицына девица видела во сне, и трижды заявляла домохозяевам, что у них в доме в трубе печи Пресвятая Богородица. Скрипицыны долго не верили заявлениям блаженной девицы. Но вот однажды, по её указанию, увидели на печном шестке выпавший из трубы сверток из холстины, и когда подошли, развернули, то пришли в умиление. На Свитке довольно больших размеров, длиною около 3-х аршин, шириною около двух, оказалось прекрасное изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, на правой руке Божией Матери был небольшой ожог, как доказательство того, что Святая Икона, бывшая в огне и дыму, силою Божиею сохранилась от сожжения. Это чудесное событие в доме Скрипицына произошло 6 марта.
   Николай Дмитриевич Скрипицын принял Святую Икону, как дар неба, ниспосланный ему и всему дому в благословение, вставил её в раму и, насколько мог, украсил.
   Как долго Святая Икона находилась в Москве, в доме Скрипицына, когда и почему она перенесена в Шелтомежь - неизвестно.
   Можно предполагать, что молва об иконе, как о явленной, стала распространятся по Москве, Скрипицын, из страха, чтобы Святыню не отобрали, решился отправить её в своё имение в с. Шелтомежь.
   Поставив Святую Икону у себя в доме в с. Шелтомежи, Скрипицын стал рассказывать всем и каждому о своей домашней Святыне, её необыкновенном явлении, принимал в своём доме всех, кто желал посмотреть на нее и помолиться ей.
   Сначала стекались ближние соседи, потом незнакомые. При стечении народа совершались и богослужения в доме Скрипицына, и особенно торжественно на 6 марта - день явления Святой Иконы.
   Скрипицын имел довольно большое семейство: пять сыновей и 3-х дочерей. Перед смертью он сделал духовное завещание, в котором написал, чтобы Святая Икона Божией Матери, в качестве домовой его Святыни как собственность принадлежала всем его детям, чтобы она в течение года пробыла в доме каждого из них по месяцам, "а в случае их несогласия касательно этой иконы - передать её в Шелтомежскую церковь". Завещание показывает, что сердце завещателя чувствовало, где следует находиться Иконе.
   После смерти Скрипицына Николая Дмитриевича (1789 г.), когда дети разделились, Святую Икону стали переносить из имения в имение, и притом вопреки закону, без всяких разрешений со стороны духовного и гражданского начальства. Святую Икону носили из с. Шелтомежи в г. Кашин, в г. Красный Холм, в г. Бежецк, в с. Раменье Ярославской губернии, в с. Воскресенское, Сысоево и Голенищево, и потом обратно в с. Шелтомежь. Народ встречал и провожал с верою и усердием: падал на землю ниц, служил, если находил священника, перед нею молебны, делал значительные приношения деньгами и холстом, что особенно наблюдалось в Красном Холме и Бежецке.
   Эти приношения шли на украшение Святой Иконы, на которую была сделана вскоре большая серебряная вызолоченная риза, украшенная разными камнями, два камня были драгоценными, убрус на Божией Матери и Богомладенце были жемчужные.
   Молва о Святой Иконе все более распространялась, привлекая, с одной стороны, новых богомольцев, с другой, открытое и торжественное перенесение чтимой иконы с места на место не могло не привлечь внимания духовного начальства, и вот в начале 1823 года возникла судебная переписка о перенесении Святой Иконы с места на место.
   Духовное начальство своими распоряжениями настаивало и действительно настояло на том, чтобы она неподвижно находилась у Скрипицыных. В 1829 году началась дальнейшая переписка о том, где именно должна находиться икона: в доме Скрипицыных или в храме Шелтомежском? Много было споров на этот счет, пока Святая Икона в конце концов нашла своё постоянное местопребывание в Шелтомежском храме.
   Обстоятельства дела водворения Святой Иконы в храме были таковы. В июле 1829 года от сына Николая Дмитриевича Скрипицына Елевферия к владыке Амвросию поступило прошение:
   1. "Устроенный образ Божией Матери, именуемый Шестоковского, покойными родителями моими Николаем Дмитриевичем и Мариею Якимовной, и по благословению их мне с моими братьями и сестрами оставленный, до 1823 года имел пребывание по любовному между всеми нами положению как у меня, так и у прочих моих братьев и сестер, проживающих в разных селениях, в 1823 году подтверждено нам оный образ из селения в селение не носить, и этот образ оставался в доме брата моего Петра Николаевича, жившего в с. Шелтомежи. А как я, по усердию моему, приличным нахожу образу Пресвятой Богородицы иметь пребывание не в частном доме брата моего, а быть перенесенной и поставленной в святой храм, в особо устроенный киот, и согласно завещаниям родителей наших и за подписанием с общего нашего согласия, в коем сказано, если будет какой либо спор касательно иконы, то поставить в церковь в селе Шелтомежь."
   Елевферий Скрипицын просил Владыку удостоить его прошение резолюцией. Владыка приказал рассмотреть дело консистории. При рассмотрении оказалось, что, хотя Е. Скрипицын и упоминает о духовном завещании своего родителя, и ещё о каком-то документе, подписанном всеми детьми Скрипицына, однако проситель не предоставил ни духовного завещания, ни письменного акта, а также не было представлено и согласия со стороны брата своего Петра Скрипицына, у которого находился образ.
   Таким образом, в прошении было отказано. Это было в июне 1829 г.
   Через семь лет события изменились.
   7 февраля 1832 г. в с. Шелтомежи было освящение каменного храма Воскресения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес образ Божией Матери Шостаковской в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что он, Скрипицын, этот образ, с согласия братьев и сестер, жертвует навсегда в собственность церкви. Пожертвованная Святая Икона была внесена причтом с. Шелтомежи в опись церковного имущества, но ошибкой священников стало то, что при этом от жертвователя на было взято никакого письменного заявления, письменного акта, способных подтвердить неотъемлемую принадлежность иконы церкви, не было также официально донесено о пожертвовании и духовному начальству.
   Это привело потом ко многим хлопотам.
   После смерти Елевферия Скрипицына брат его, прапорщик Петр Скрипицын, старался забрать икону из храма, тем более письменных документов о пожертвовании Святой Иконы не существовало. Взяв однажды икону, с согласия местного священника, в свой дом, якобы для просушки, он оставил её у себя и в церковь возвратить отказался. Взята была икона без письменного документа, по словесному согласию, поэтому никакие жалобы причта духовному начальству на поведение Петра Скрипицына не помогли возвращению Святой Иконы в храм. В доме Николая Скрипицына икона находилась до самой его смерти (в июле 1845 г.) Все имение его было продано с аукциона соседнему помещику камер-юнкеру Николаю Ивановичу Пономарёву, т.к. законный наследник Павел Николаевич, родной племянник, долгов дяди на себя не принял, от наследства отказался, о чем и заявил отделению Кашинского земского суда.
   Относительно же иконы Божией Матери, он в том же заявлении написал, что предоставляет её в собственность Шелтомежской церкви. Отделение кашинского земского суда, согласно сделанному заявлению передало Святую Икону в Шелтомежскую церковь. Но, к сожалению, об этом не было доведено до сведения Епархиального начальства.
   Следствием этого было то, что когда в августе 1850 года Павел Николаевич Скрипицын обратился к бывшему тогда архиепископом (неразборчиво) Гавриилу с ходатайством разрешить ему перенести образ Божией Матери Шестоковской из церкви с. Шелтомежи в выстроенную им церковь в с. Богородском Мышкинского уезда Ярославской губернии, Владыка, не имея под руками никаких документов о принадлежности Святой Иконы Шелтомежской церкви, просьбу Павла Скрипицына удовлетворил, и местному благочинному был послан указ о выдаче Святой Иконы просителю.
   Однако, как только был объявлен в Шелтомежи этот Указ, там произошло волнение: народ ни за что не хотел отдавать своей святыни, и к Владыке в октябре 1850 года было подано новое прошение от доверенного со стороны помещика Пономарева, крестьянина села Коя Ивана Михайловича Пахомова. Пономарев объявил в этом прошении Владыке о том, что икона не может быть отдана Павлу Скрипицыну по следующим причинам:
   1. Потому что сам Павел Скрипицын заявил письменно отделение (определение?) Кашинского земского суда суда о том, что она принадлежит церкви села Шелтомежи.
   2. Потому что он от наследства после дяди своего Петра Николаевича Скрипицына отказался, поэтому икона была отдана в церковь села Шелтомежи и внесена в церковную опись.
   3. Икона у местных прихожан состоит в особом почтении, поэтому прихожанином Пономаревым, купившим имение после Петра Скрипицына, устроен придел в Шелтомежской церкви во имя великомученика Георгия.
   4. На эту икону от добровольных пожертвований прихожан устроена серебряная риза с вызолоченными венцами, украшенными жемчугом и драгоценными камнями.
   5. В случае насильной конфискации иконы из Шелтомежской церкви должно ожидать волнений Шелтомежских прихожан.
   Доверенный Пономарева просил разобраться в деле и до этого времени оставить икону в церкви.
   Одновременно с этим ходатайством Пахомова (поверенного в делах Пономарева) местный благочинный доносил Владыке, что, когда он прибыл в село Шелтомежь для передачи иконы помещику Скрипицыну П.Н. для перенесения оной в село Богородское Мышкинского уезда, то священники, а особенно прихожане, воспрепятствовали взять икону из церкви, предоставив письменное объяснение, что икона принадлежит их церкви. Прихожане писали Владыке то же самое, что и доверенный Пахомов.
   Получив прошение Пахомова и рапорт благочинного с приложением объяснения, данного причтом и прихожанами относительно иконы Владыка сделал распоряжение консистории исследовать дело, которое решилось в пользу церкви. Консистория постановила: Павлу Скрипицыну в прошении его о перенесении Святой Иконы из Шелтомежи в с. Богородское Мышкинского уезда Ярославской губернии отказать, и Святую Икону навсегда оставил в церкви села Шелтомежи и считать её неотъемлемою собственностью этой церкви, наравне с прочим церковным имуществом.
   Но, дабы вновь не последовало новых возражений и прошений от Скрипицыных, то с прописанием нужных обстоятельств войти от имени Владыки в Святейший Синод с надлежащим представлением.
   Владыка утвердил это мнение 15 марта 1851 года. Святейший Синод, со своей стороны, согласился с представлением Владыки, и указом своим от 7 июня 1851 года за номером 4613 навсегда оставил Святую Икону в Шелтомежской церкви.
   Так Святая Икона Божией Матери, именуемая Шестоковскою, наконец обрела себе всегдашнее тихое пристанище в храме Божием в селе Шелтомежи.

   В 30-е годы монастырь разрушили. Следы чудотворной иконы затерялись в 60-х годах.

   
     (По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., С.Б. Шляпникова. История почитания иконы Шестаковской Божией Матери в селе Шелдомеж. Доклад на XI Опочининских чтениях. Мышкин, 2000. с сайта Мышкин - город классической провинции.)

     (Фото. Виктора Бородулина.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли