ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

КАПШИН ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


         МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБИТЕЛИ

   Капшин Знаменский монастырь находился в Тверской епархии, Кашинском уезде (прежде, а теперь село Капшин принадлежит Калязинскому уезду), Жабенском стану, в 17 верстах на юго-запад от нынешняго уезднаго города Калязина. Расположен он был со всеми своими службами, вне-монастырскими постройками, садами и огородами как бы на полуострове: с северной стороны ограда монастыря шла по урезу реки Нерли, на западе речка Капша протекала по самому краю липоваго монастырскаго сада, а на востоке фруктовый сад и огороды доходили до существовавшаго в то время очень большого (около 150 саж.) монастырскаго пруда. Если представить себе, что за этими водными границами монастырь был почти окружен большими лесами, то местность, в которой был расположен Капшин монастырь, очевидно, была очень живописна. Из этих лесов, в то время были особенно замечательны дубовый бор «Дор» и сосновый Пищуринский бор. О первом напоминает оставшийся мелкий кустарник дубняк - и более десятка громадных дубовых стволов, лежащих на дне реки Нерли. От Пищуринскаго бора ничего не осталось, кроме названия местности.


         ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ

   В «Истории Российской Иерархии» сказано, что Капшин монастырь существовал с половины XVII-го в. до введения штатов т.е. до 1764-го года, а в «Списках Иерархов и Настоятелей» Строева первым игуменом Капшина монастыря значится Пафнутий, определенный в 1648 г., следовательно эти сведения согласны. Но будучи согласны между собою, сведения эти не согласны с правдою, так как есть соображения, по коим - начало монастыря нужно относить ко временам более отдаленным. Главное основание сих соображений заключается в переписных книгах по Кашинскому уезду за 1628 и 29-й гг., хранящихся в Моск. Арх. М-ва Юстиции. По сим переписям можно видеть, что Капшин монастырь был основан ранее не только 1648, но и гораздо ранее 1628 года.
   В этом монастыре, носившем название монастыря во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, в 1628 году не значится храма того же имени; между тем как все монастыри обыкновенно носят название того имени, в честь котораго построен главный храм. В данном случае тем более странно видеть в Капшине монастыре один только храм во имя Святителя Николая, что все приписные к сему монастырю крестьяне празднуют или Знамению Честнаго и Животворящаго Креста, или Покрову Пресвятыя Богородицы, Святителю же Николаю празднует только одна деревня, Перечково, но она образовалась гораздо позднее, а именно - пред самым закрытием монастыря. Впоследствии, когда монастырь расширился и его средства улучшились, мы и видим в нем, согласно нашим предположениям, уже три храма: соборный - во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, теплый с трапезою - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и малый надворотный - во имя Святителя Николая. Таким образом, если в Капшине монастыре ранее 1628 года был храм во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста, то куда же он девался? Читая далее перепись, мы видим, что переписчики совершенно не упоминают о братии монастыря и о монастырском хозяйстве, как это обыкновенно делалось при переписях; а на монастырском погосте, переписчики, упоминая о храме преп. Макария, добавляют, что храм этот стоит «без пения». Отсюда смело можно заключить, что Капшин монастырь основан был ранее смутнаго времени, в лихолетье был разорен, а во время переписи Прокопия Бестужева, только что начинал оправляться. Такое предположение находит себе основание и в народных преданиях и братских могилах, в которых погребены убитые в военном деле под Капшином монастырем. Павшие враги были похороны по одну сторону Макридинскаго ручья, а павшие русские саженях в 30-ти от них по другую сторону на монастырском кладбище. Если существовало кладбище в то время, то существовал и монастырь. Да и с какой стати очутились бы под Капшиным, в стороне от больших дорог - искатели наживы, все равно поляки ли, лисовщики ли, или Баловень со своей вольницею то будут, если бы здесь не было приманки - монастыря?
   Мнение наше о существовании Капшина монастыря до смутнаго времени подтверждается еще и синодиком этого монастыря. Царский дом - в этом синодике начинается с Иоанна Грознаго и при этом семья его перечисляется с такою точностию, с какою не перечисляются ни у котораго из последующих царей, а царь Борис Годунов и совсем пропущен. Из духовных властей всероссийских первым помянут - Иов поставленный на патриаршество при Борисе Годунове и бывший еще при Феодоре Иоанновиче митрополитом всея России. Из Тверских же владык первым записан архиепископ Иоасаф, бывший при Алексее Михайловиче. Запись этих именно лиц первыми, хотя они и не одновременны друг другу, понятна, так как писатель синодика, современник Петра Великаго, не имея под рукой точных монастырских записей усопших до смутнаго времени, мог и не знать Тверских владык, бывших до Иосифа, царский же дом и всероссийское духовное начальство - он не мог не знать, так как те и другие помещаются на выходных листах богослужебных книг. По всей вероятности писатель синодика, зная, что монастырь основан до лихолетья, но, не зная точно, когда именно, так как во время разорения монастыря монастырския записи, помянники и иные памятники старины, как это мы уже и выше заметили, были совершенно уничтожены, то он и поместил первым царем Грознаго, как более памятнаго из царей, бывших до смутнаго времени, а из духовных властей Иова, как перваго из всероссийсских патриархов.
   Возможно, что монастырь основан был и ранее Иоанна Грознаго, так как среди колоколов Капшинской церкви были два малых колокола, на коих было надписано, что они слиты при Великом Князе всея Руси Василее Димитриевиче для какого то игумена (Для какого и в какой монастырь, не припомним). Мне самому лично лет двенадцать тому назад привелось прочитать надписи, и к сожалению в настоящее время уже нет возможности пользоваться ими, так как колокола, имевшие эти надписи, церковным старостою, прельстившимся красивою формой новых колоколов, были переменены на новые. Если боярин Иоанн Феодорович Волынский, записанный в синодике вторым среди сделавших вклады в Капшин монастырь, есть именно тот боярин И.Ф. Волынский, который присутствовал при составления духовнаго завещания Василием Димитриевичем, то свидетельство колокольных надписей о существовании Капшина монастыря при Василие Димитриевиче можно считать за достоверное. Оставляя отыскание времени основания Капшина монастыря до более счастливаго случая будем считать за верное, что монастырь этот существовал уже и до смутнаго времени.


         СОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЯ ЗА ВРЕМЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОТ СМУТНАГО ВРЕМЕНИ ДО ЗАКРЫТИЯ

   Опустевший после литовскаго разорения Капшин Знаменский монастырь не мог быть забытым и совсем оставленным, и случайно уцелевшие иноки его, или же совершенно новые, поспешили собраться на святом пепелище. А так как число их, конечно, сначала было не велико, а приписные к монастырю крестьяне и окружающая местность были сильно разорены, то возстановить монастырь в прежнем благолепии было трудно. Из писцовых книг Прокофья Бестужева мы видим, что, по прошествии слишком пятнадцати лет после опустошения, собравшиеся иноки пользуются только тем, что осталось, да и то не вполне, - так кладбищенский храм в 1628 году еще стоит «без пения». Так как находящияся у нас под руками описи очень полны и подробны, то, чтобы представить состояние монастыря за время его существования от смутнаго времени и до закрытия, мы возмем из них три самыя полныя и относящияся - одна к началу, другая к средине, третья к концу описываемаго времени и изложим их.
   Первая из описей, которыя мы будем излагать, есть уже упоминавшаяся писцовая книга по Кашинскому уезду - письма и меры Прокофья Бестужева да подъячаго Данила Брянцова. Вот ея содержание:
   136 и 137 году (1628 и 29 гг.) в Жабенском стану в вотчинах написано Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня Капшин монастырь на реке на Нерли на усть речки Капши, а на монастыре храм Николы Чудотворца с трапезою да на монастыре ж келья игуменская да келья братцкая, да изба хлебная с поварнею, около монастыря ограда забор, да у монастыря двор - конюшенной, а в нем живет детеныш Петрушка Ерофеев; да под монастырем погост, а на погосте храм в имя Чудотворца Макария, верх шатром, стоит без пения да на погосте ж живет детеныш Кирюшка Григорьев; пашни паханыя 20 чети, да перелогом 21 четь, да лесом поросло 17 чети в поле, в дву потому ж, лесу дровяного и хоромного в длину на три версты, а поперек тож, лесу пашенного по 3 десятины в поле... (далее идет перечисление деревень и пустошей)
   И всего Капшина монастыря в вотчине погосте да 18 деревень да 45 пустошей, а в них 5 дворов служних, 2 двора детенышевых, двор оброчной, 26 дворов крестьянских, 15 дворов бобыльских, пашни паханныя и перелогом и лесом поросло средния земли 549 четей в поле, а в дву потому ж, сена 510 копен лесу 38 десятин, а платити с живущего с 3 четей пашни, а сошнаго письма в живущем и в пусте полсохи и четь и пол-пол-полчети сохи и перешло за сошным письмом 2 чети с четвериком перелогом пашни.
   Этим и оканчивается опись Капшина монастыря, произведенная в 1628 и 29 гг. Из описи мы видим, что положение монастыря после литовскаго погрома было довольно печально. Не мало нужно было употребить времени, силы и средств для его возстановления. И вот не смотря на новыя бедствия, как напр. моровая язва, свирепствовавшая в этих местах в 1654 и 55 гг., монастырь хотя и медленно, но постепенно улучшался. В 1710 году оН представляется уже в довольно удовлетворительном виде, не смотря на то, что общее то положение государства в это время было слишком тяжелое, а положение монастырей особенно с учреждением монастырскаго приказа и того хуже. В этом году Июля 17 дня по Указу Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и по приказу Светлейшаго Римскаго и Российская Государств Ижарския земли Князя и Генерала Фельдмаршала и Губернатора Санкт-Петербургской губернии Александра Даниловича Меньшикова и по наказу за подписанием руки драгунских полков господина полковника и обер-коменданта князя Григория Ивановича Волконскаго стольник Тимофей Акимович Дуров учинил ведение и переписал в Кашинском уезде Капшин монастырь. По сей переписи к 1710 г. монастырь находился в таком состоянии.
   В Кашинском уезде Капшин монастырь на реке на Нерли; около того монастыря со всех 4-х сторон ограда деревянная, огорожена заборником, по передней стене мерою 53 сажени, по другой стене, что от реки Капши, 41 саж. с полусаженью, по 3-й стене, что от р. Нерли 61 сажень, по 4-й стене 34 сажени.
   В том монастыре церквей: церковь Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня деревянная с папертью о дву всходах, крыта тесом, кровли погнили, глава обита деревянною чешуею, крест опаян белым железом. В той же церкви в окнах 2 оконницы слюдных; в церкви Божии царские двери, сень и столицы писаны на красках; на правой стороне образ Спасов, да Тверских Чудотворцев; у того образа венцы серебряные позолоче¬ны резные, в киоте деревянном; писан красками. Подле ево образ Знамения Честнаго Животворящаго Креста Господня, писан на красках в киоте деревянном. Подле ево на правой стороне образ царевича Димитрия, писан на красках, в рамах, рамы писаны красками. На левой стороне образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия, писан красками, в киоте деревянном киот писан красками. На той же левой стороне образ Успения Пресвятыя Богородицы, в киоте деревянном; образ и киот писаны красками. На левой стороне у другой стены образ чудотворца Николая в житии: у того образа венец и цати серебряные позолочены резные в киоте деревянном; образ и киот писаны красками. У тех образов пелены выбойчатые, обложены крашениною лазоревою, кресты мишурные крашенинные; у тех образов 4 лампады медныя луженыя. В той же церкви херуговь: на нем писан на одной стороне образ Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, на другой стороне образ Покрова Пресвятыя Богородицы.
   Деисусы и праздники и пророки и праотцы писаны на красках. На правой же стороне образ Покрова Пресвятыя Богородицы в киоте деревянном, писан красками.
   Перед деисусы и иконами паникадило медное малое двоеперное.
   Над царскими и северными дверми 6-ти листовых образов разных святых 8 икон, в том числе 3 иконы неокладные.
   В олтаре одежда напрестольная выбойчатая бумажная, крест мишурной белой.
   На престоле гевангелие покрыто бархатом красным травчатым, в средине Спасов образ и евангелисты наугольники; а средина и наугольники медные луженые.
   На престоле крест благословящий оклад чеканной серебрянной позолочен.
   Другой крест обложен серебром оклад басемной.
   У престола 2 образа богородичных: у одного образа венец и цати серебряные резные, у другой иконы венец серебряной золочен резной; у тех икон в привесе денег 15 алтын, 2 денги в том числе 1 копейка золоченая. Промеж тех богородичных образов крест выносной большой писан на красках.
   На престоле ковчег оловянный, где кладется святая. На престоле пелена китайчатая окладка выбойчатая бумажная.
   У тех икон над престолом лампада медная.
   Над престолом небо крашенинное.
   На жертвеннике сосуды оловянные.
   Три покрова камчатые цветные обложены кутиею чешуйчатою, кресты кружева мишурные.
   Три кадила медных.
   Укропник, рукомойник медной, лжица серебряная, а привесить той лжицы нечем, что в том монастыре весков нет.

   Церковь с трапезою теплою во имя Покрова Пресвятые Богородицы деревянная об одном выходе, крыта тесом. Глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым железом.
   В церкви царския двери и сень и столпцы древняго письма, писаны на красках.
   На правой стороне образ покрова Пресвятые Богородицы: у этого образа венец к коруною и цата серебряные позолочены; на том же образ у Андрея Первозваннаго венец и цата серебряные позолочены да на том же образе три венца серебряные позолочены резные, у того же образа оклад серебряной позолочен в киоте деревянном писан киот на красках.
   Подле того образа образ пророка Илии в житии писан на красках; на той же стороне образ архистратига Михаила в киоте деревянном, образ и киот писан на красках.
   Образ Николая чудотворца в киоте деревянном писан на красках.
   На левой стороне образ Пресвятые Богородицы Казанские в киоте деревянном, образ и киот писан на красках.
   На другой стране северных дверей образ Знамения Пресвятые Богородицы и разных святых в киоте деревянном, образ и киот писан на красках.
   На той же левой стороне на другой стене образ Николая чудотворца в киоте деревянном, образ и киот писаны на красках, у тех образов пелены выбойчатые, окладка и кресты крашенинные.
   В деисусах 11 икон.
   Перед Спасовым образом ломпада медная небольшая.
   Во олтари на престоле одежда красная кумашная, крест мишурной белой.
   На престоле евангелие в десть покрыто бархатом золотным, в Средине Распятие Господне и евангелисты по углам чеканные серебряные золочены.
   На престоле ж пелена кумашная красная, обложена крашениною лазоревою.
   На жертвеннике одежда сверху кумашная красная, обложена крашениною кирпичной цвет.
   Над жертвенником образ Пресвятыя Богородицы Владимирские.
   Тут же у жертвенника образ Святителев в киоте деревянном, писаны на красках.
   Подсвешник у образа пророка Илии деревянной покрыт жестью красною.
   Подсвешник деревянной покрыт жестью красною.

   На святых воротах церковь Николая Чудотворца деревянная крыта тесом, глава обита чешуею деревянною, крест железной.
   А в ней царския двери, сень и столпцы писаны на красках.
   На сени у Саваофа оклад и цата резные серебряные золочены.
   На правой стране Живоначальныя Троицы; в подножии образ преподобнаго Макария, да образ преподобно-мученицы Екатерины, писан на красках.
   Подле ево образ Николая чудотворца; у того образа писан образ Пресвятые Богородицы; у тех образов венцы и цаты серебряные резные позолочены; у того ж образа в привесе денег 16 алтын, в киоте деревянном; образ и киот писаны на красках; у того образа пелена крашениная.
   По левую сторону образ Пресвятые Богородицы Одегитрия в деревянном киоте; образ и киот писаны на красках.
   Над царскими дверми в деисусах Спасов образ да 10 икон, образ Богородичен и разных святых.
   У царских дверей завеса крашенинная.
   В олтари на престоле одежда крашенинная.
   На престоле же крест благословящий деревянной писан на красках.
   Пелена на престоле в средине камка алая полиняла обложена бархатеею.
   За престолом образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия писан на красках.
   На жертвеннике одежда крашенинная, крест полотняной сосуды оловянные.
   В церкве у образа Николая чудотворца подсвешник вощанной писаной на верху на чем свечи ставят жестяной белой.

   Под тою церковью святые ворота створчатые, а над теми воротами со всходу в деисусах на одной цке в средине Спасов образ, а по сторонь того образа разных святых 10 икон.
   Под тою церковию и подле святых ворот прикалитка об одном притворе.
   В том же монастыре колокольня деревянная шестиугольная крыта тесом глава обита чешуею деревянною, крест железной, а на ней 6 колоколов весу в них 3-х весу не написано в 4-м весу 3 пуда 19 фунтов, в 5-м и шестом весу 1 пуд 20 фунтов.

   В том же монастыре всякого строения деревяннаго: Гостиные кельи тройня, крыльцо с рундуком, в кельях 2 чулана подле стены тех келей от реки Нерли крыльцо проходное крыты те кельи дранью, крыльцо и рундук крыты тесом.
   Кельи игуменские двойня у тех келей рундук с шатром да позади тех келей крыльцо кельи и рундук с шатром крыты тесом ветхи.
   Две кельи хлебенных промеж ими сени в сенях 3 чулана кельи и сени крыты тесом, да брацких 4 кельи с сенми кельи и сени крыты драньем ветхи.
   Кельи казначейская пред нею сушило, межь ими сени.
   Два сушила верхние под одну кровлю под теми сушилами 2 погреба крыты тесом ветхи.
   Хлебенный омшаник крыт дранью.
   Квасоварня крыта тесом ветха.
   Амбар, да 2 сарая крыты соломою ветхи.
   Да в том же монастыре 10 житниц: крыты тесом в том числе иные и дранью, ветхи, да небольшая игуменская житенка крыта дранью.
   Да в том же монастыре посуды: 4 блюда да миса, 5 тарелок, 7 стоканов оловянные, да 1 сковородка медная, весу в тех посудах 22 фунта, котел железный ветх.
   Тогож Капшина монастыря конюшенный двор близ монастыря, а на нем строения: ворота створные крыто тесом, 2 избы одна новая без наряду крыта дранью, другая ветхая крыта соломою перед старою избою сенцы крыты дранью, а промеж старою и новою избами забор, да стоило, да над яслями сараи же да житница, 3 клева, анбар крыты соломою.
   Подле того конюшеннаго двора скотный двор, а на том скотном Дворе строения: ворота створные крыты соломою, изба новая, перед избою сарай, 3 омшаника крыты соломою, 3 анбара крыты соломою, да 3-ж сарая крыты соломою.
   В том же монастыре братии состояло;
   Игумен Иона.
   Иеромонахи: иеромонах, казначей Сергий, иеромонах Матфей, иеромонах Филарет.
   Иеродиаконы: иеродиакон Александр, иеродиакон Иорим.
   Да клиросной монах Арсений
   Простые монахи: монах Макарий, монах Серапион, монах Иосиф, монах Никандр, монах Феоктист.


         ПЛАТЕЖИ И ПОВИННОСТИ КАПШИНА МОНАСТЫРЯ

   Пользуясь вотчинами, монастырь должен был за них вести государственные платежи. Так до 1710 года платил он с тех вотчин по прежним переписным книгам в Монастырский Приказ по полуполтине, рекрутские двуалтынные, ямских по гривне, на наем подвод по 4 алтына, корабельных по 4-ж алтына с денгою, драгунам (содержали у себя 3 двора драгунских по 11 алтын по 4 денги, драгунским же лошадям (25 лош.) на корм по гривне в Дворцовую Канцелярию по 5 алтын, в Александрову слободу в столовые запасы по 5 денег, да в Поместной Приказ с оставших дворов на покупку хлеба работникам, которые высланы в Санкт-Петербурх в 1708 году по 10 алтын с двора, да в Санкт-Петербурх же с 50 дворов по подводе, которыя в нынешнем 1710 году высланы на фураж тем подводам по 4 рубли по 28 алтын по 5 денег на подводу.
   Кроме сего была плата с каждаго двора еще провиантом. Как велика была плата эта и какое назначение имела она, из показания казначея иеродиакона Александра не видно.
   Сравнивая доходности монастырския с его платежами мы находим, что платежи были едва по силам Капшину монастырю. Казначей Александр говорит, что в 1710 году монастырь мог заплатить только за 60 дворов, а остальные дворы были нищенские и вдовьи. Впрочем в это время платежныя силы русскаго Государства были напряжены, вследствие продолжавшейся войны со Шведами и начинавшейся с Турками. Главною же причиной стеснительнаго состояния монастырей за это время, конечно, был Монастырский Приказ который, справедливо заботясь о том, каким способом наивыгоднее использовать монастырския и церковныя имения для надобностей государственной службы, часто забывал о нуждах церковных и о том, что под сению церкви на доходы главным образом монастырские пастыри церкви служили великому делу народного образования. По выражению С.М. Соловьева Монастырский Приказ, обрезывая монастырские доходы, часто резал по живому месту. Монастырский Приказ за время своего существования привел церковныя вотчины в такую скудость и пустоту, что Св. Синод, при самом открытии своем, в докладных пунктах Государю называет вотчины церковныя «храминою разсыпанною».
   Не смотря однако на такое печальное положение дела по отношению ко всем вообще монастырям и на короткое время, протекшее от описи Дурова до Ландратской описи 1717 г. и до описи монастырской 1722 г., в судьбе Капшина монастыря всетаки заметно значительное улучшение.
   В сих описях монастырские храмы означаются твердыми, а храм на погосте - даже выстроенным заново, при чем храм этот был посвящен Казанской Божией Матери, а в честь Преп. Макария сделан придел. Число братии увеличилось, - так иеромонахов вместо трех стало четыре, иеродиаконов вместо одного - два, монашествующих тоже прибавилось двое. Численность приходских душ тоже увеличилась и достигла до значительной по тому времени цифры до 740 душ при 28 деревнях, так что явилась надобность, кроме двух белых кладбищенских священников, иметь по найму еще и при монастыре священника.
   Посевы увеличились, и вследствие сего запасы хлеба при монастыре показаны большие, скота монастырь стал держать тоже более (одних лошадей до 40), и вообще все хозяйство монастырское представляется в довольно удовлетворительном состоянии. В таком поступительном движении к постепенному улучшению своего состояния Капшин монастырь довел свое существование до 1763 г., в коем учинены были описи всем вообще монастырям, а в 1764 г., состоялось введение штатов. К этому времени Капшин монастырь по описи 63 г. произведенной подпор. Бутырскаго полка Афанасием Хомяковым являлся таковым:
   «Капшин монастырь в Кашинском уезде при реке Нерли, да реке Капшинке разстоянием от Москвы во ста сорока, от Кашина в тридцати верстах.
   Оный монастырь построен в прошлых давных годах, а в котором подлинно году, и при котором Государе и по каким Государевым грамотам, и повелениям, в том монастыре ни какого известия неимеется.
   В том монастыре каменная церковь одна, в ней престол один.
   Деревянных две, в них престолов два в том числе одна ветхая, в которой службы небывает. А сколько в тех церквах ризницы и Церковной утвари, о том онаго Монастыря, за рукою Настоятеля Игумена Христофора з братиею, особливая опись учинена, которая приложена при сем ниже сего; в том же монастыре каменная часовня, крыта тесом.
   Да в силу присланнаго в прошлом 1761 году в оной Капшин Монастырь от Преосвященнаго Афанасия Епископа Тверскаго и Кашинскаго указу велено вместо состоящей на оном монастыре в соборном месте деревянной церкви построить вновь каменную Церковь воименование Знамения Честнаго Креста Господня, которая в нынешнем 1763 году и зачата строить, а не доконченная и на ту достройку сумму подлежит быть до четырех тысяч Рублей.
   В том же монастыре деревяннаго строения:
   Настоятельская келья о шести покоях с сеньми и чуланы об одном аппартаменте, длиною на одиннадцати саженях и двух аршинах, поперек на четырех саженях, при тех же кельях выпущена на реку Нерль летняя столовая келья ветхая, да у тех же Настоятельских Келий над крыльцом светелка и вокруг тех Настоятельских келий и светелки над крыльцом обнесено перилами и оное все строение крыто тесом.

   Монашеских

   Две кельи в одних стенах и при них двои сени с чуланами в длину на одиннадцати саженях с половиною и поперег на двух саженях с половиною, крыты тесом.
   Третья келья с сеньми-ж и чуланами в длину на осми саже¬нях с половиною поперег на трех саженях с аршином, крыты тесом.
   Две избы одна хпебня, другая столярная меж ими сени длиною на одиннадцати саженях и двух аршинах, поперек три сажени с половиною крыты дранью ветхие.
   Кухня одна и при ней погреб между ими сени длиною на осьми саженях с аршином, погреб три сажени и крыты тесом.
   Все выше означенное строение об одном апартаменте.
   В том Монастыре магазинов: девять житниц деревянных, в том числе четыре в длину и поперек по две сажени, а три в длинуж и поперег по две сажени с аршином, крыты дранью.
   Да два новых один длиною и поперег три сажени с аршином, другой три сажени и два аршина крыты тесом.
   В тех магазинах казенного хлеба.
   Ржи сто двадцать пять четвертей, жита пять четвертей два четверика, пшеницы четыре четверти с осминой, пшеницы озимой две четверти семь четвериков. Конопель одна четверть два четверика.
   В том же монастыре два погреба с на погребицами один новой длиною и поперег по две сажени и по два аршина с полу другой позади кухни длиною на четырех саженях, поперег на двух саженях с аршином крыты тесом.
   Солодовня одна в длину и поперег три сажени с аршином крыта дранью.
   Два сарая для поставки конюшенного убору длиною на осьми саженях поперег на дву саженях с полу крыты дранью ветхие.
   В том же монастыре два огорода первый длиною на двадцати четырех поперег на осьми саженях. Второй длиною на тринадцати саженях, поперег на четырех с полу.
   Вокруг того монастыря ограда деревянная мерою на дву стах двадцати шести саженях.
   По той ограде по углам и на среди шесть башен не больших, оная ограда и башни крыты тесом.
   Трои ворота в том числе каменные двои и деревянные одни.
   За тем монастырем за оградою для овощу монастырской огород длиною на 42 саженях, и поперег на 20 саженях, в котором вокруг и посредине розсажены липы и березки и огорожен заборами с трех сторон.
   Да в том же огороде баня с сеньми властелинская обще з братиею, в длину на 5 саженях с полу, поперег на двух (2) саж. с аршином, крыта тесом.
   Близ монастыря конюшенной анбар новой длиною на 5 пяти саженях поперег на 3 крыт тесом.
   Подле ограды на берегу реки Нерли поварня ветхая в длину на 5, поперег на трех 3, саженях.
   От монастыря во 120 саженях копаной пруд мерою вокруг на 130 саженях, из онаго пруда рыба ловится на монастырь.
   Возле того пруда караульная изба с сеньмиж в длину на 3-х, поперег 2-х, саженях.
   Два огорода одних от монастыря в 50 саженях близ реки Капшинки в длину на 30 саженях, поперег на 13 саженях.
   Другой в четверти версте длиною на 40 саженях поперег на 30 саженях.
   Конской двор от монастыря в 23 саженях, на том дворе изба новая с сеньми, длиною на 6, поперег на 3, саженях, изба крыта тесом, а сени соломой.
   На том же дворе конюшня одна в ней семь стойлов, длиною на пяти саженях с полу, поперег на 2-х саженях с аршином, крыты дранью.
   Да посреди двора два сарая на столбах да два сарая в заборах крыты соломой.
   При том дворе створные ворота с прикалиткою, крыты тесом.
   При тем конском дворе скотцкой двор разстоянием от монастыря в 23 саженях...

   В Капшинском Знаменском монастыре церквей, ризничных вещей и церковной утвари ныне на лицо имеется о том значит ниже сего.

   А имянно:

   Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная теплая, в ней престол один.
   Во оной церкви иконостас гладкой, по местам резьба вызолочен серебром и золотом.


         МЕСТНЫХ ОБРАЗОВ:

   Поправую сторону образ Спасителев писана на красках новой.
   Образ Покрова Богородицы писан на красках новой на нем венец серебрянной.
   Образ Пророка Илии ветхой.
   По левую сторону образ Богородичен писан на красках новой.
   Образ преподобных отец Макария Калязинскаго и Нила Столобенскаго чудотворцев, писан на красках новой.
   Образ Казанския Богородицы ветхой.
   В Дейсусах тринадцать образов писаны на красках новые пред ними паникадило медное малое.
   Пред местными образами четыре лампады медных луженых.


         В ОЛТАРЕ

   У царских врат завеса бумажная. На престоле одежда бумажная ж, на нем пелена камчатая красная обложена выбойкой бумажной.
   На жертвеннике одежда бумажная. Ковчег оловянной. Евангелие иа престольное обложено бархатом зеленым ветхой.
   Крест благословящий деревянной, писан из красок.
   Сосуды оловянные, потир, дискос, звезда, лжица, два блюдца.

   Вторая церковь Николая-Чудотворца каменная, вновь построенная, над святыми вратами, в ней престол один. В той церкви иконостас новой резной по серебру вызолочен.


         МЕСТНЫХ ОБРАЗОВ

   По правую сторону образ Спасителев на нем венец серебряной вызолочен.
   Образ Николая Чудотворца на нем венец и цата серебряной вызолочен.
   Образ Святителей Арсения Епископа Тверскаго Димитрия Митрополита Ростовскаго Чудотворцев новые.
   По левую сторону образ Пресвятыя Богородицы Казанския писан на красках новой.
   Образ Св. Пророка Иоанна Предтечи писан на красках новой.
   Образ Пророка Илии писан на красках новой.
   Северныя и южныя двери на них писаны Архангелы Михаил и Гавриил, красками новые.
   Образ Пресвятыя Богородицы Тробручицы штилистовой, оклад серебряной венец корона вызолочены при оном образе привесу три креста серебряных, жемчугу две нитки, да подбородок жемчужные, на оном же образе четыре камня простых, риза чеканная серебряная, за крылосами двенадцать образов месячных в иконостасе.
   Пред местными образами четыре лампады медныя с репьями белыми. Над царскими вратами образ Вечери Тайныя.


         В ПЕРВОМ ЯРУСЕ

   В иконостасе двунадесятых праздников шесть писаны на красках новые.


         ВО ВТОРОМ ЯРУСЕ

   Дванадесят апостолов писаны на красках новые. На них два клейма в них писаны страсти Господни.
   Средник на нем писано красками:
   Коронование Божией Матери пред ним паникадило медное.
   В олтаре за престолом образ Одигитрия Богородицы, венец и цата серебряные, на другой того образа стороне-Николая Чудотворца.
   Образ Пресвятый Богородицы Феодоровския венец и цата серебряные позолочены, на другой того образа стране - Макария Чудотворца, венец и цата серебряные.
   Крест выносной писан из красок.
   Второй крест распятие с страстьми, на другой того креста стране - Воскресение Христово.


         В ТРАПЕЗЕ

   Образ Знамения Честнаго Креста Господня писан из красок ветх, при нем лампада медная луженая.
   Образ Покрова Пресвятыя Богородицы писан из красок в окладе венец и цата серебряные золоченые с каменьем простым, да на образах Иоанна Предтечи Романа Сладкопевца, венецы серебряные ветхи, пред ним лампада жестяная.


         ШТИЛИСТОВЫХ

   Образ Воскресения Христова на нем девять венцов серебряных позолоченых.
   Образ Отечествия, на нем четыре венца серебряных позолочены в окладе серебряном позолоченом.
   Образ Николая Чудотворца венец и цата и поля обложены серебром.
   Образ Покрова Пресвятыя Богородицы на нем двенадцать венцов серебряных и поля серебряные ветхие.


         В OЛTAPE У ЦАРСКИХ ВРАТ

   Завес байковой травчатой. На престоле Евангелие на Александрийской бумаге, верх бархату красного, средина и Евангелисты серебряные вызолочены на исподней цке наугольники, средины и одна застежка серебряныя.
   Второе Евангелие на александрийской бумаге верх бархату краснаго средина и Евангелисты серебряные позолочены чеканные, на последней цке (дощечке) средина на угольники и застежка серебряные.
   Третье Евангелие на полуалександрийской бумаге старопечатное, верх обложен бархатом белым травчатым-средина Евангелисты серебряные застежки медные.


         СОСУДЫ

   Потир, Дискос, Звездица, Лжица, два Блюдца серебряные.
   На престоле крест благословящий серебряной, чеканной вызолочен.
   Другой крест благословящий обложен серебром ветх.
   Одежда вседневная набойчатая.
   Другая одежда камки красной, крест газу мишурнаго на нем пелена грезету голубаго обложено камкой дымчатой.
   На жертвеннике одежда материи тусынной полосатой.
   Две херугви писаны красками на цках.

   Если к сим сведениям о состоянии монастыря в 1763 году, кои мы почерпаем из приведенной сейчас описи, прибавим еще то, что, судя по синодику монастырскому и по народной памяти, Капшин Знаменский монастырь пользовался не малым уважением со стороны окружающаго населения и охотно им посещался особенно во дни праздников Знамения Честнаго и Животворящаго Креста, Покрова Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая, а в прочие дни года с больными на поклонение икон Пресвятыя Богородицы Троеручицы, - то понятно будет, почему Капшин монастырь при введении штатов не был упразднен, а только был оставлен за штатом на своем собственном содержании. Не знаем, согласно ли истиной представляется нам тогдашнее положение монастыря, но, кажется, если б, при введении штатов бывший тогда в Капшине монастырь деятельный игумен Христофор не был переведен в другую обитель, то может быть Капшин монастырь пережил бы временную невзгоду и продолжил бы свое существование до наших дней. На деле мы видим, что, по выбытии из монастыря Христофора, должно быть в монастыре начались какие нибудь безпорядки, так что Преосвященнейший Гавриил Епископ Тверской с согласия Святейшаго Синода вынужден был указом от 8-го ноября 1764 года определить к монастырю бывшаго одним из священников на погосте Макарьевском, Стефана Федорова для надзора над всякими как монастырскими, так и Церковными разными вещами, как говорит о сем указ. На содержание этого священника Стефана Федорова была переписана от Макарьевскаго погоста к монастырю его часть прихода.
   Такое положение дела продолжалось около 1,5 лет, а в это время братия монастыря мало-по-малу разошлась по другим обителям, и Капшин монастырь фактически перестал существовать, превратившись в приходское село, носившее потом около шестидесяти лет название «Упраздненная Капшина монастыря».
   Таким образом вотчина бывшаго Капшина монастыря составила из себя два самостоятельные прихода, из которых для одного приходскими храмами служили оставшиеся после монастыря храмы-деревянный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и каменный во имя Святителя Николая, - а для другого - деревянный храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Макарьевском погосте, ранее бывшем приписным к монастырю.
   В приходе «Упраздненнаго Капшина монастыря» числились, кроме монастырских деревень: Теляшевки, Берникова, Рога, Волкова, Устинова, Удина, Медвежья, Наволоки, Лучкина, Конищева, Сельца, Дуброва, Халина, Плотницы и Бельской, - еще деревни: Жуковка, Мордвиново, Юряхино Боцаново, принадлежавшия Генерал-Майору Тихону Федоровичу Яминскому. К приходу погоста Макарьевскаго принадлежали исключительно деревни Монастырской вотчины, а именно: Рамино, Бураково, Быково, Перечково, Королево, Кривцово, Телепино, Грибачево, Провалино, Кулигино, Хомутница и Селищи. Последняя хотя и из монастырских деревень, но ранее принадлежала не Капшину монастырю, а Тверскому архиерейскому дому.


         СПИСОК НАСТОЯТЕЛЕЙ КАПШИНА ЗНАМЕНСКАГО МОНАСТЫРЯ

   Список Игуменов и Настоятелей Капшина монастыря начинается у Строева с Игумена Пафнутия, определеннаго в Капшин монастырь в 1648 году, но на основании определительной грамоты, хранящейся в Архиве Калязинскаго монастыря, мы начнем список немного ранее, а именно, со строителя Иллариона Шатилова, определеннаго в Капшин монастырь в 1646 году. В синодике Капшина монастыря ранее родов Иллариона Шатилова и Игумена Пафнутия записаны роды Игуменов: Ионы и Савватия и Строителя старца Исайи, но ввиду того, что ясного указания, что вышеупомянутые были настоятелями Капшина монастыря, нет, и что в хронологическом отношении роды записанных в синодике занесены не строго точно мы и не будем включать в перепись настоятелей Капшина монастыря игуменов Ионы, Савватия и строителя старца Исаии. И так:
   с 1646 г. Строитель Илларион Шатилов, из соборных старцев Колязина монастыря, где и хранится его определительная грамота. В 1648 г., он переведен в строители в Кашинский Клобуков монастырь.104
   с 1648 г. Игумен Пафнутий, скончавшийся в схиме в Капшине монастыре.
   с 1658 г. - Серапион
   с 1661 г. - Иосиф
   с 1662 г. - Герасим
   с 1663 г. Строитель Иосиф
   с 1664 г. Игумен Варсонофий
   с 1668 - Киприан. На этого Игумена была жалоба от арендатора монастырской мельницы крестьянина Першки в том, что игумен не принимает причитющуюся аренду с мельника в двадцать пять руб. медью, а требует серебром. Решение на челобитную в пользу арендатора, и хранится оно в Колязинском монастыре. Очевидно, что государственныя волнения по поводу выпуска Правительством большого количества медной монеты и привлечения в казну вместо медной - серебряной, - проникали и в такой глухой угол, как Капшин монастырь,
   с 1671 г. Игумен Иринарх
   с 1677 г. Строитель Сергий
   с 1681 г. - Моисей. По его ходатайству Царем Феодором Алексеевичем подтверждено владение Капшина монастыря отказанными ранее пустошами, но пропущенными в переписях,
   с 1702 г. Игумен Варлаам
   с 1710 г. Игумен Иона. В этом году была произведена опись монастырю стольником Дуровым.
   с 1718 г. Игумен Александр. При нем в 1721 году был сослан в Капшин монастырь казначеем иеродиакон Тверского архиерейскаго дома Иона Ржевский.
   с 1727 г. Игумен Сергий
   с 1729 г. - Никодим Кикиморин
   до 1742 г. Игумен Сосипатр. По учреждении Тверской Духовной Консистории он был членом перваго состава членов ея. Переведен в Ант. Краен, монастырь
   с 1742 г. - Поликарп.
   (с 1755 г. и до конца по Строеву) с 1761 г. и до конца (по послужному списку, хранящемуся в Тверской Духовной Консистории) - Игумен Христофор.
   Игумен Христофор обучался латинскому Диалекту в Тверской семинарии, год один слушал философию; в монашество пострижен в 1757 г. в Ниловой пустыне и по Пострижении взят в дом его преосвященства и посвящен во Иеродиакона. С 1759 г. по 1761 г. при доме архиерейском находился ризничим, а в 1761 г. произведен в иеромонаха и определен в Знаменский Капшин монастырь в игумена, а по упразднении того Монастыря в приходскую церковь в 1764 г. переведен в Троицкий Колязин монастырь наместником, откуда в 1768 г. взят, и находился при архиерейском доме экономом; вместе с этим с 17-го ноября 1770 г. он был назначен настоятелем Старицкаго Успенскаго монастыря, а в начале 1776 г. уволен от должности эконома в означенный Старицкий монастырь; 1776 г. июля в первых числах указом переведен настоятелем же в Троицкий Селижаров монастырь.
   Игумен Христофор, на сколько мы можем судить по имеющимся под руками данным, был самым деятельным из Капшинских настоятелей. При нем заново выстроен храм на кладбище, в самом монастыре вместо ветхаго деревяннаго надворотнаго храма во имя Святителя Николая построен новый каменный, наконец деревянный соборный храм во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня был продан помещику Рамейкову, а вместо него заложен обширных размеров каменный, который ко времени введения штатов был выведен до половины окон, но упразднение монастыря на 60 лет приостановило эту постройку.

   
     (По материалам издания Колоколов И. Очерк истории села Капшина Калязинского уезда Твероской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменскаго монастыря. - Калязин: Типография Н.И. Семиустова, 1900.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли