ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КАЛЯЗИНСКИЙ УЕЗД, ТРОИЦКИЙ ПОГОСТ

ТРОИЦКИЙ ПОГОСТ, ЧТО В БЕРЕЗНЯКАХ - ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Поповой Валентины Петровны. 2008 г.

   Погост Троицкий, что в Березняках, от Твери 135 вёрст, Калязина 55 вёрст.

   В Дмитровской Писцовой книге 135 - 137 г.г., на л. 65 об., за № 475, показано:
   «Погост Троицкой а на погосте церковь Живоначальные Троицы да другая церковь Николы Чюдотворца а в церкве образы и книги и ризы и колокола строенье мирское.
   А у церквей во дворе поп Василей Иванов, во дворе дьячок Василей Леонтьев. Пашни паханные церковные худые земли пять четей да лесом поросло десять четей вполе а вдву потомуж сена воем копен лесу непашенного три десятины и церковная пашня всошное писмо не положена» (л. 66)
   В Дмитровской Переписной книге 154 г., на л. 654, за № 304, есть следующая запись:
   «Погост Живоначалные Троицы в Березниках на Государеве земле а на церковной земле во дворе бобыль Тимошка Емельянов с сыном с Ивашком».
   В клировой ведомости 1796 г. обозначено: «Церковь Троицкая с прид. Успения Б. М., деревянная, постр. 1779 г. Священник Федор Васильев, 47 л., в школе не был, посвящен в 1776 г. Церковной земли 48 десятин. В приходе 10 деревень; 179 дворов; душ м. п. 617, ж. п. 644».

   Церковь Троицкая, построена в 1833 году, каменная, престолов 3: в холодной Святой Троицы, в тёплой Успения Божией Матери, левый Святого Пророка Илии.

   ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 16301. Л. 76, 77об.-78.
   «В архивном фонде Тверской духовной консистории в клировой ведомости Троицкий церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда за 1864 год числится священник Александр Димитриев Петропавловский, 26 лет, дьяческий сын.
   По окончании богословского курса наук в Тверской семинарии уволен с аттестатом второго разряда. 12 сентября 1863 года Преосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским определен в наставника детей Зубцовского уезда Исаковского сельского училища, а 23 августа 1864 года им же Преосвященнейшим Филофеем произведен во священника на настоящее место, грамоту имеет.
   Читает десять проповедей в своем приходском храме с сентября месяца – времени поступления на место. Поведения очень хорошего. Ни с кем не в родстве. Судим и штрафован не был, под следствием и судом не состоит. Жена его Марья Иванова, 22 лет».
   Александр Дмитриевич Петропавловский умер в 1875 году.

   «В клировой ведомости Троицкий церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда за 1880 год Петропавловский А.Д. числится как умерший священник». Клировых ведомостей церквей Калязинского уезда за 1865-1879 гг. на хранении не имеется.

   В Епархиальных новостях от 15-09-1883г «Священник Погоста Троицкого, что в Березняках, Калязинского уезда Андрей Плетнёв умер и на его место 5-09-1883 г. перемещен священник села Пухлимо Калязинского уезда Дм. Чекалов».

   «По материалам из архивного фонда Тверской духовной консистории священник Дмитрий Николаевич Чекалов 1837 г.р.
    «По окончании курса наук в Тверской духовной семинарии в 1859 году был уволен с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Рукоположен во священника к Покровской села Пухлимо церкви Высокопреосвященнейшим Филофеем, бывшим архиепископом Тверским 26 марта 1861 года. Постоянный сотрудник Епархиального попечительства с 1866 года. Состоял законоучителем в Селищинском начальном народном училище с 1871 года, за усердную и полезную педагогическую деятельность в котором, по распоряжению г. Директора народных училищ, получил в 1877 году денежную награду. Согласно избранию духовенства был утвержден в должности члена Благочинного Совета с 1877 года. С 1878 года состоит катихизатором. 21 июня 1878 года награжден набедренником.
   Читает в год одну проповедь по назначению, двенадцать поучений и семь катихизических бесед. Поведения весьма хорошего. Находится в родстве с заштатным священником Белогородским, коему приходится зятем.
    Судим и штрафован не был.
   На 1880 г в семействе у него:
   жена Пелагия Иосифова, 36 лет, грамотная,
   дети: Анатолий (родился 17 марта 1862 года), 18 лет, воспитывается в 3 классе Тверской духовной семинарии на содержании отца
   Варнава (родился 10 июня 1866 года), 14 лет, в 1-м классе Тверской духовной семинарии, на содержании отца
   Александра (родилась 10 апреля 1874 года), 6 лет
   Константин (родился 20 октября 1877 года), 3 лет
   Владимир (родился 10 июля 1880 года)».

   ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 16303. Л. 85, 86 об.-88.
   «В архивном фонде Тверской духовной консистории в клировой ведомости Троицкий церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда за 1890 год значится священник Димитрий Николаев Чекалов, 53 лет.

   По окончании курса в Тверской духовной семинарии в 1859 году был уволен с аттестатом первого разряда и званием студента. Рукоположен во священника к церкви села Пухлимо Калязинсокго уезда Высокопреосвященнейшим Филофеем, бывшим архиепископом Тверским 26 марта 1861 года. Сотрудник Епархиального попечительства с 1866 года. Состоял учителем и законоучителем в Селищинском народном училище с 1871 по 1883 годы, за ревностное и усердное занятие в коем, по распоряжению г. Директора народных училищ, получил в 1877 году денежную награду в количестве 30 рублей. Согласно избранию духовенства утвержден и состоял в должности члена Благочинного Совета IV округа с 1877 по 1883 годы. Состоит катихизатором с 1878 года. В 1878 году награжден набедренником. За отличную усердную службу по представлению Епархиального начальства и удостоению Святейшего Синода 22 августа 1882 года награжден бархатной фиолетовой скуфьей. Согласно своего прошения 9 сентября 1883 года перемещен на настоящее место. Состоит законоучителем в Троице-Березниковском народном училище с 1887 года Жалованья получает 108 рублей.
   Читает в год одну проповедь по назначению цензора, в своей церкви четырнадцать. Поведения весьма хорошего. Ни с кем не в родстве. Судим и штрафован не был. Недвижимого имущества ни у него самого, ни у жены его и родителей никакого не имеется.

   В семействе у него: жена Пелагия Иосифова, 46 лет
   дети Анатолий (родился 17 марта 1862 года), 28 лет, служит чиновником в Весьегонском уездном казначействе
   Варнава (родился 10 июня 1866 года), 24 лет, окончивший курс учения в Тверской духовной семинарии, состоит учителем в Студено-польском церковно-приходском училище
   Александра, 16 лет, обучается в царско-сельском женском училище духовного ведомства
   Константин, 13 лет, обучается в III классе Кашинского духовного училища
   Владимир, 10 лет».

   «Среди заштатных и сиротствующих числится просфирня после умершего священника Александра Петропавловского вдова Марья Иванова, 46 лет Недвижимого имения никакого не имеет, поведения скромного.
   Дети ее: Сергей (родился 15 августа 1865 года), 25 лет, окончивший курс учения в Тверской духовной семинарии, состоит учителем в церковно-приходской школе при Петровской Академии (Московская губерния)
   Владимир (родился 16 июля 1867 года), 23 лет, окончивший курс учения в Тверской духовной семинарии, состоит учителем в церковно-приходской школе Московской епархии
   Елизавета, 20 лет (1870 г.р.)
   Татиана, 18 лет (1872 г.р.)
   Александр, 15 лет, обучается во II классе Тверской духовной семинарии на казенном содержании (1875 г.р.)».

   Дочь священника Дмитрия Николаевича Чекалова - Александра Дмитриевна 10-04-1874 г.р. (19 лет) , в 1893 г. 12(31),02(01) венчалась в церкви погоста Троицкого в Березниках с Петропавловским Сергеем Александровичем 1865 г.р., (28 лет) , на тот момент учителем церковно-приходской школы при Петровской академии Московской губ.


Сергей Александрович Петропавловский и Александра Дмитриевна Петропавловская (Чекалова) 1892 год.


   Из Тверских епархиальных ведомостей за 1897 г. «Священники: погоста Троицкого, что в Березниках, Калязинского уезда, Дмитрий Чекалов и села Никитского, Корчевского уезда, Варнава Чекалов 8-го мая сего года, согласно прошению, перемещены один на место другого».
   Варнава Дмитриевич Чекалов служил в церкви погоста Троицкого, что в Березниках до 1899 г. и был перемещён в село Никольское-Кропотки Калязинского уезда. С 1897 по 1899 гг. Он состоял «безмездно» законоучителем в Троице-Березниковском народном училище.

   В 1901 году в церкви погоста Троицкого, что в Березниках служили: Священник Александр Николаевич Докучаев 35-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, священником с 1890 года. Диакон Василий Петрович Волков 24-х лет, диаконом с 1895 года. Псаломщик Сергей Ник. Аничкин 19-ти лет, в служении с 1900 года.
   Прихожан в деревнях: Дмитровке, Горке, Буртакове, Терехове, Воронове, Бордине, Апсареве, Поляне, Михалёве, Артемьеве, Айбутове 335 дворов (879 мужчин, 997 женщин).

   * * *

      ЧТО УДАЛОСЬ НА ДАННОЕ ВРЕМЯ УЗНАТЬ О СУДЬБАХ ДЕТЕЙ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВИЧА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО, СВЯЩЕННИКА ЦЕРКВИ ТРОИЦА В БЕРЕЗНЯКАХ С 1864 ПО 1875 ГОД

   Сергей Александрович Петропавловский 1865 г.р.
   1893г. Священник церкви села Субботино Верейского уезда Московской Губернии.

   Владимир Александрович Петропавловский 1867 г.р.
   1891 г. учитель церковно-приходской школы Богородского уезда Московской епархии,
   1891 г. священник Никольской церкви села Садуново, Корчевского уезда,


Владимир Александрович Петропавловский.

   1901г. священник церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда, студент семинарии в службе с 1888 г. священник с 1891 г. , награждён в 1898г. Набедренником.
   1910 г. священник- настоятель церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда
   1917 г. священник Богоявленской церкви города Калязина
   1920 г. умер от перитонита, измученный бесконечными вызовами в НКВД.

   Александр Александрович Петропавловский 1875 г.р.
   1892 г. воспитанник 4-го класса Тверской Духовной Семинарии.

   Елизавета Александровна Петропавловская (Зыкова) 1870 г.р.
   (ок.1871), вышла замуж 6(22)03(02)1891 г. за Александра Сергеевича Зыкова (ок.1866 г.р.) учителя Гайновского начального училица Корчевского уезда Тверской губ.

   * * *

      СУДЬБА СЫНОВЕЙ ДМИТРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЧЕКАЛОВА, СВЯЩЕННИКА ЦЕРКВИ ТРОИЦА В БЕРЕЗНЯКАХ С 05-09-1883 Г. ПО 08-05-1897 Г.

   Чекалов Анатолий Дмитриевич 1862. г.р.
   1897 г. Тверская губерния, Весьегонский уезд, губернский секретарь г. Весьегонска.

   Чекалов Варнава Дмитриевич 1866 г.р.
   1892 г.- 1897 г. священник Богоявленской церкви села Никитское Корчевского уезда
   1897г.- 1899 г. священник церкви Троица в Березняках
   1899г. - 1903 г. священник церкви Казанской Божией Матери с Никольское-Кропотки Калязинского уезда, Награждён набедренником.
   1903 г. - 1907 г. священник церкви Успение Пресвятой Богородицы с. Успение-Окатово Кимрского уезда.
   1908 г -1911 г. священник церкви села Тереботунь Бежецкаго уезда
   1911 г. и предположительно до 30-х годов священник Богоявленской церкви села Никитское Корчевского уезда
   По «Справочной книге Тверской епархии 1915 г.» священник - с Никитское Корчевского уезда Богоявленская церковь, на службе 26 лет, в селе Никитское 10 лет.

   Чекалов Константин Дмитриевич 1877 г.р.
   1902-1907 г. священник Богородицерождественской церкви Приселока Саболы
   1907-1930 г. священник церкви Успение-Окатово Кимрского уезда,
   Репрессирован в 1930 году. Приговорён к ссылке в Казахстан на три года. Умер при пересылке в лагерь в Бутырской тюрьме г. Москвы в начале 1931 г.
   Реабилитирован в 1989 г.

   Чекалов Владимир Дмитриевич 1880 г.р.
   1908 г. 12 марта «рукоположен во дьякона - к церкви села Мокриных -Гор Бежецкого уезда запасный подпоручик 6-го пехотного Сибирского Енисейского полка, бывший воспитанник 2 класса Тверской Духовной семинарии Владимир Чекалов»,
   1915 г. «диакон Владимир Чекалов 34 лет, - погост. Хвошня Осташковского уезда Хисторождественская церковь, на службе 7 лет (с 1908г), из них 1г в Хвошне»
   в 30-е годы - священник Спасской церкви с Васюнино Краснохолмского р-на.
   1932 г. июнь — священник церкви Казанской Божией Матери с. Никитское Калязинского уезда. Был осужден по распоряжению Калязинского ОГПУ с 3-01-1933, но освобождён по инвалидности в июне 1933 года.
   1936 г. - священник церкви Воздвижения Креста Господня с. Волково Рамешковский р-н Тверской губернии
   июль 1937 г. -Донос председателя Волковского сельсовета
   27 июля 1937 г. арестован. Осуждён тройкой УНКВД.
   Расстрелян 1 октября 1937 года.
   20 мая 1961 г. - Дело пересматривалось по жалобе дочери осуждённого, Лидии Владимировны Чекаловой.
   В резюме записки Прокурора: «…показания свидетелей носят общий неконкретный характер и при производстве дополнительной проверки в 1961 г. не нашли подтверждения. При наличии таких обстоятельств следует признать, что Чекалов за антисоветскую агитацию был расстрелян неправильно… Постановление тройки УНКВД - отменить и дело за отсутствием в его действиях состава преступления производством прекратить. Чекалов В.Д. реабилитирован посмертно»
   Август 2000 г. - Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских
   Священномученик.

      ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В БЕРЕЗНЯКАХ

   Берёзовая роща на пригорке среди раскинувшихся полей. Словно выступивший навстречу, сияющий белизной и золотом куполов, Храм.

   Старожилы с теплом и большой любовью вспоминают свой Храм. Церковно-приходскую школу в большом доме священника. Замечательный хор, регентом которого в тридцатые годы была Анастасия Сергеевна Тихомирова, в девичестве Хейнова. Человек весьма трагической судьбы.
   Венчания, посмотреть на которые, стекался народ со всей округи.
   «Праздничные гулянья, когда ставили возле храма качели и молодежь ходила туда гулять. Каждый год, на престольный праздник сюда съезжались купцы на ярмарку. Торговцы приезжали сюда чуть ли не до 30-х годов. Видимо, это место было совсем иным, нежели сейчас. Судя по воспоминаниям старожилов это была одна из самых богатых церквей в округе. У священника и дьякона были большие дома с прислугой. Это место было одним из самых красивых в районе».

   «В 1930-е годы храм был закрыт и долго стоял пустым. В обширном доме священника разместили клуб. В середине 40-х годов в церкви выломали двери, выбили окна, иконы растащили... В летнюю жару здесь прятались коровы от назойливых слепней, поэтому храм весь был загажен. А в 1954 году храм решили и вовсе взорвать.
   Храм оставался белым до самого конца. При взрыве завалило многие могилы. Сейчас на месте храма небольшой холм, заросший травой, и кладбище. В 1990-х был установлен памятный крест».
   Из записок Сергея Балашова

   * * *

   ВОДОСВЯТИЕ

   До революции в нашем районе была церковь в Троице-Березниках*. А при ней, как и полагалось, были служители — поп и дьякон. Отец Александр Докучаев — небольшого роста, с рыжими волосами, чрезвычайно подвижный. Дьякон Волков — выше среднего роста, молчаливый. Он очень не любил попа за его непристойные выходки и говорил: «Ему нужно в балагане быть, а не у престола божия служить». И каждый раз записывал обо всех его проделках и отсылал записи в духовную канцелярию в Тверь.
   В тот год дела у башмачников шли хорошо, и некоторые обзаводились новыми постройками. Вот так один молодой крестьянин-башмачник построил дом со всеми многочисленными хозяйскими постройками: двор, сараи, клеть и т. д. В престольный праздник, когда поп и дьякон ходили по домам с молебнами, этот крестьянин пригласил попа отслужить водосвятный молебен. Отец Александр молебен отслужил и освященной водой покропил стены дома. Но хозяину показалось этого мало: «Вы, батюшка, покропите еще вот здесь и здесь»... И повел его по всем постройкам. Пошли во двор, а там — в омшаник... Хозяин так надоел попу своим «покропи», что поп подошел к его молодой жене и сказал. «Ну, что еще? Может, и ее покропить для благодати? Ха-ха-ха!».
   Дьякон это записал. А тут еще подошел мужик:
   — Отец Александр, пожалуйста, отслужите мне молебен на пчельнике, что-то плохо у меня пчелы водятся...
   Поп сам был хороший пчеловод, а посему сказал мужику:
   — Молебен отслужить можно, но этого мало. Знаешь поговорку? Бог-то Бог, но будь и сам неплох! И еще: на Бога надейся, но и сам не плошай! Брось свои худые дуплянки и переходи на рамочные ульи.
   Дьякон и это записал.
   И вот их обоих вызвали в Тверь к архиерею.
   В ту пору стояла засушливая погода: нет дождей — да и только. На сходе крестьян решили просить Бога о ниспослании дождя. А ни попа, ни дьякона нет: оба в Твери на разбирательстве непристойного поведения отца Александра. Тогда крестьяне обратились в соседний приход, в погост Макарово**. Хотя этот приход относился к другой епархии, но очень был хороший священник — Иван Покровский, высокого роста, с густыми кудрявыми волосами.
   Отслужил отец Иван Покровский молебен, а дождя все так и нет.
   Наконец, после отбывания присужденного покаяния вернулся и поп Александр Докучаев. Теперь уже крестьяне обратились к нему с просьбой отслужить водосвятный молебен о ниспослании дождя. Молебен отслужили, отец Александр начал помахивать кропилом. Тут один крестьянин обратился к попу:
   — Отец Александр, вот, пока Вы отсутствовали, мы пригласили отца Ивана Покровского. А бог все же не дал дождичка...
   В это время на горизонте показалась туча. Медленно разрастаясь, она обещала грозу и дождь. Поп это заметил и, продолжая размахивать кропилом на все стороны, сказал:
   — У нас пойдет... У нас закапает — не у Покровского попа...
   Вдали послышался раскат грома.

   * Находится близ нынешней деревни Бородино.
   ** Погост Макарово находился между нынешними деревнями Кунилово и Костенево и административно относился к Нушпольской волости, Александровского уезда, Владимирской губернии.

   А. БУДИЛОВ

   (Прислано Сергеем Балашовым.)

   * * *

   Двумя годами раньше произошла ещё одна история с дьяконом Волковым и священником Варнавой Чекаловым.

   По справке из ГАТО

   «...Священник Варнава Чекалов, за нанесение оскорбления действием диакону Волкову и за непочтительное отношение к духовным следователям, по определению Епарх. Начал. 21 июня 1899 г. оштрафован на 25 руб.» (В 1899 г. Варнве Чекалову - 33 года, Василию Волкову - 22 года).
   Но видимо, епархиальное начальство «оскорбление действием» за большой грех не посчитало и следом....
   «Варнава Чекалов Награжден епархиальным начальством набедренником 5 июля 1899 года.»
   А может быть дьякон Волков и бит был за стукачество?



   ПОПОВА Валентина Петровна


   Источники:
   Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908.
   Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901.
   ГАТО

 

     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной и Сергеем Балашовым.)
     (Фото. № 1 Поповой Валентины Петровны. 2008 г.
     Фото. № 2 предоставлено Александром Николаевичем Лозовым, правнуком Сергея Александровича Петропавловского.
     Фото. № 3 из архива семьи Карелиных-Петропавловских, предоставлена правнуком Владимира Александровича, Петропавловским Андреем Андреевичем.)
    

 


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли