ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛЯЗИНСКИЙ УЕЗД, ВОСКРЕСЕНСКИЙ ПОГОСТ ПРИ ХОТЧЕ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ПОГОСТ ПРИ ХОТЧЕ (СТАРАЯ ХОТЧА) - ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Беляевой Елены.

   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1634 об., за № 814, сказано следующее:
   «За князь Олексеем Селеховским за одним в вотчине, что дано отцу ево за Царя Васильево Московское осадное сиденье село что была пустошь Хотча на реке на Хотче а в нем церковь во имя великого Чюдотворца Николая древяна верх шатров стоит бес пенья да в сележ место поповское место пономарское место просфорницыно, двор вотчинников да во дворе крестьян Федка Трофимов прозвища Плешак да бобыльских дворов...»
   В клировой ведомости 1796 г., показано два села с именем «Хотча». В первом - «церковь Никольская, деревянная, постр. 1785 г. Священник - Благочинный Алексей Андреев, 38 л., из богословии, посвящ. в 1784 году. Церковной земли 85 десятин, 14 деревень; 115 дворов; душ м. п. 563, ж. п. 586.»
   В исповедной росписи 1739 г. значится: «церковь Никольская, место священника праздно; в приходе 34 двора, 244 д. м. п., 244 ж. п. В 1751 г. свящ. Андрей Наумов; в 1753 он же, 34 лет; в 1766 и 78 г.г. - он же. До 1739 г. был поп Семен. В 1760 г. прих. дв. 69, 303 д. м. п., 249 ж. п.».
   В другом селе Хотче - «церковь Воскресенская с прид. Казанския Б. М., каменная, 1774 г. Священник Венедикт Лукин, 34 л., из богословии посвящ. В 1783 году. Церковной земли 85 десятин; 14 деревень; 126 дворов; душ м. п. 521, ж. п. 488.»
   В исповедной росписи 1739 г. показано: «церковь Воскресенская, поп Василий Стефанов, 59 лет; в прих. 34 дв., 244 д. м. п., 223 ж. п. в 1755 г. священник Иван Васильев 41 г. (он же в 1766 г.). В 1778 г. свящ. Михаил Семенов».
   Село Никола-Хотча присоединено к Воскресенской - Хотче; на месте упраздненной церкви есть небольшая часовня.


   Церковь Воскресенская, построена в 1828 году, каменная, престолов пять: в холодной - Обновления Храма Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и преподобных Сергия Радонежского и Макария Калязинского чудотворца; в теплой правый Святителя Николая, левый Святого Благоверного Князя Александра Невского.
   В 1901 году служили: Священник Илия Иоаннович Плетнев 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1881 года, священником с 1883 года, в 1896 году награжден скуфьей. Священник Димитрий Иоаннович Чередеев 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1898 года. Диакон Иоанн Иоаннович Колтыпин 47-ми лет, в служении с 1871 года, диаконом с 1887 года. Псаломщик Иван Ильич Каниловский 63-х лет, в должности с 1854 года. Псаломщик Николай Иванович Крылов 20-ти лет, в должности с 1900 года.
   Прихожан: Священника Плетнева в деревнях Малом Дьяконове, Большом Дьяконове, Никитине, Парасковьине, Жеребцове, Заречье, Береговском, Ульянцеве, Озерском, Аннине, Сосновке, Душкине - 233 двора (839 мужчин, 986 женщин). Священника Чередеева в деревнях Кошелеве, Новой Хотче, Гришкове, Игумнове, Андрейкове, Круглове, Шадрине, Бабахине, Волкове, Бакшеихе, Захарове, Хотче - 239 дворов (883 мужчины, 1002 женщины).
   В приходе сей церкви было две часовни: одна в деревне Круглове, постройки 1874 года, другая в деревне Волкове, построена издавна; обе деревянные.

Фото. Ильи Гапиенко с сайта http://www.sobory.ru/


   Церковь приходская, выстроена на средства прихожан - помещичьих крестьян в 1828 году в стиле классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Массивный четверик храма был завершен пятиглавием, которое образовывали световой барабан, опирающийся на внутренние пилоны, и четыре не сохранившихся малых декоративных барабана над углами здания. С востока к нему примыкает трехчастный алтарь, с запада обширная трапезная и стройная трехъярусная колокольня, увенчанная куполом со шпилем. Боковые фасады храма украшают портики из двух пар колонн.
   Закрыт храм в 30-х годах. Во время войны разрушились своды трапезной. В 60-х годах над трапезной сделано шиферное покрытие и до 80-х годов церковь использовалась под колхозный склад.
   В настоящее время у здания утрачены своды трапезной, главка ротонды, возможно, утрачены четыре боковых главы. Сильно поврежден декор фасадов. В конце XIX века два верхних яруса колокольни обшиты листами железа, сохранившимися до наших дней. Уцелели фрагменты росписи.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и информации Владислава Зарецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
     (Фото. № 1 Беляевой Елены предоставлены Политовой Людмилой. 6 июля 2014 г. Фото № 2 Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Внешне церковь практически цела. Но внутри все ободрано. Штукатурка сбита, на оставшихся росписях соскоблены лики святых или выковыряны глаза. Изящная колокольня. Тонкоигольная луковичка, сияющий крест. По словам Сергея Балашова, чтобы крест убрать делали неоднократные попытки. Альпинистов призывали и даже на вертолёте подлетали и цепляли петлями, но он устоял.
   В храме служил Иоанн Сретенский, который крестил священномученика Владимира Дмитриевича Чекалова. Его жена Анна Владимировна Чекалова.
   Внутри храма импровизированный маленький алтарь.

   
     (По материалам предоставленым Поповой Валентиной Петровной.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли