ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КАЛЯЗИНСКИЙ УЕЗД, СПАССКОЕ НА УГЛУ (СПАСС-УГОЛ)

СПАССКОЕ НА УГЛУ (СПАСС-УГОЛ) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Преображенская церковь.

   Село Спасское, что на Углу в течение 150 лет входило в состав Калязинского уезда Тверской губернии. В 1919 г. село Спасское вместе с другими и по новому административно-территориальному делению 1924-30 г. вошло в Талдомский район Московской области, где оно и находится.
   Село Спасс-Угол известно с начала ХVII в. В Дмитровской Писцовой книге (1627 - 1629 г.) читаем следующие строки: "За Дмитровцом за Тимофеевым сыном Салтыковым старое ево поместье Спасское, а в селе церковь Преображения Спасова древяна". Время постройки церкви неизвестно.
   По Дмитровской Переписной книге 1646 года село Спасское принадлежало тому же Тимофею Тимофеевичу сыну Салтыкову. Однако в той же книге за 1678 г. село Спасское было во владении Степана Тимофеева сына Салтыкова.
   В Клировой ведомости за 1796 г. сказано: "в с. Спасское, что на Углу, две церкви: 1-я Корсунской Б. М., деревянная, построена 1779 г. и 2-я Преображенская (не освященная), каменная, построена 1795 г.
   В 1826 году в с. Спасс-Угол родился великий писатель-сатирик Михаил Евтрафович Салтыков-Щедрин в семье местного помещика Евграфа Васильевича Салтыкова, род которого восходил к ХVII веку.
   М. Е. Салтыков связан с Тверской землей не только по рождению. Писатель почти два года (1860 - 1862 г.) служил тверским вице-губернатором.
   Тверской епархиальный статсборник (1901 г.) о церкви в селе Спасское, что на Углу сообщает следующее: "Церковь Пребраженская, построена в 1797 г., каменная, престолов 3: в холодном - Преображения Господня, в теплом правом - Корсунской Б. М., в левом - Святителя Николая". Церковь в селе Спасское сохранилась полностью, она в удовлетворительном состоянии. В восточной части церкви совершается церковная служба, в остальной части мемориальный музей великого писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
   По состоянию на 1.01.1900 года в приходе села Спасское, что на Углу числилось всего 125 дворов, в них проживало 430 мужчин и 483 женщины. Число прихожан от 350 до 400 человек.


   Село Спасское на Углу принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения». В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года. Еще в 1779 году рядом была построена другая церковь — зимняя деревянная, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Эта церковь в 1818 году сгорела, и тогда по просьбе Евграфа Васильевича Салтыкова трапезная Преображенской церкви была разобрана и увеличена с освящением двух приделов — в честь Корсунской иконы и святителя Николая (1,2). На месте алтаря сгоревшей Корсунской церкви была поставлена каменная часовня.
   27 января 1826 года в селе родился М.Е. Салтыков (Щедрин). Сохранились остатки парка и следы фундамента господского дома, фотография которого сохранились в исследованиях начала века За церковью находится кладбище, где похоронены отец, брат и две малолетние сестры писателя. Трапезная и колокольня выстроены в начале XIX века. После закрытия храма была разрушена ограда с двумя воротами и часовней начала XIX века. Утрачена глава холодной церкви. В 1994 году в селе была создана православная община.
   В настоящее время церковь совместно используется музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина и верующими.

   Источники
1) Ушаков Ф.И. Село Спасское что на Углу Калязинского уезда. Исторический очерк. Тверь, 1914.
2) Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908.

   (Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым)


   Приходская церковь при усадьбе построена в северной части села на средства помещиков Салтыковых в 1795 году в стиле провинциального классицизма. Трапезная и колокольня 1-й четверти XIX века. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Четверик церкви завершен невысоким восьмериком, прорезанным круглыми окнами, перекрытым куполом. На куполе поставлена луковичная главка на круглом световом барабане. С запада к церкви примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная куполом с шпилем. Яруса колокольни обработаны парами колонн. Декор здания выдержан в духе классицизма. Главный престол Преображенский, в трапезной помещались два придела. Иконостас новый. В 1980-х гг. отреставрирована и занята музеем (около церкви захоронения родных писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина). Главный храм в 1994 году возвращен верующим, трапезная принадлежит музею.

   Владислав Зарецкий

     (По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004. и материалам Владислава Зарецкого с сайта Народный каиалог Православной архитектуры.)
     (Фото. Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   В Дмитровской Писцовой книге 135-137 г.г., на л. 28 об., за № 456, в Кузьмодемьяновском стану показано:
   «За Дмитровцом за Тимофеем Тимофеевым сыном Салтыковым старое ево поместье село Спасское а в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения да в сележ двор помещиков двор прикащиков Савки Гаврилова да в сележ во дворе бобыль Панка Дмитриев с приимышем с Купреянком Кондратьевым да пустых дворов бобыльских. Двор пуст Феотистка Лазарева с сыном Сьенкою збежали во 135 году. Двор пуст Микишки Пиминова збежал во 136-м году.
   Пашни паханые помещиковы худые земли пять четей да перелогом двенадцать четей да лесом поросло дватцать три чети вполе а в дву потомуж сена по заполью двадцать копен лесу непашенново болота двадцать десятин».
   В клировой ведомости 1796 г. сказано: «в с. Спасском, что на углу, две церкви: 1-я Корсунския Б. М., деревянная, построена 1779 г. и 2-я Преображения (не освященная), каменная, построена 1795 г. За смертию Стефана Петрова свящ. место праздно. Церковной земли 36 десятин; в приходе 3 деревни, 44 двора; душ м. п. 141, ж. п. 152».


   Церковь Преображенская, построена в 1797 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой: правый Корсунской Божией Матери, левый Святителя Николая.
   В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Ушаков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1899 года. Псаломщик Феодор Димитриевич Введенский 33-х лет, в должности с 1891 года.
   Прихожан в селе Спасском, в деревнях Колбасине, Манихине, Федоровской, Малиновце, Ольгине - 125 дворов (430 мужчин, 483 женщины).

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли