ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КАЛЯЗИНСКИЙ РАЙОН, СКНЯТИНО

СКНЯТИНО - БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ


   Село находилось в устье реки Нерли, затоплено водами Угличского водохранилища.

   Село Скнятино известно в истории с 1134 года под названием Константин, крепость, основанная Юрием Долгоруким на берегу Волги в устье реки Нерль. В Никоновской летописи за 6642 (1134) год сказано следующее: "ЮриЙ Володимерич Манамаш заложи град на усть Нерли на Волзе, и нарече ему Константин, и церковь в нем созда". Крепость упоминается в документах под названием Константин, Костянтин, Кснятин, Скнятин. В течение веков крепость разорялась новгородцами (1216 г.), монголо-татарами (1238 г.), вел. князем Дмитрием Александровичем вместе с монголо-татарами в 1287 - 1293 гг., литовцами (1372 г.). После каждого разорения крепость восстанавливалась, изменялось и ее название.
   Название Скнятин(о) утвердилось в XV-XVI в.в. Под таким названием село Скнятино сохранилось до конца 30-х годов ХХ века.
   В Кашинской Писцовой книге за 1628 - 1629 г. читаем следующие сведения: "Савина монастыря что во Твери в вотчине погост на монастырской земли на реке Волге усть реки Нерль в нем церковь рождество Пречистыя Богородицы". И далее: "сельце Скнятино на реке на Волге усть реки Нерли а в нем двор монастырской".
   В Кашинской Переписной книге за 1678 год сказано: "Савина монастыря вотчина погосту рождественского села Скнятино на погосте церковь во имя рождество Богородицы да в пределе Чудотворца Николая".
   В Клировой ведомости за 1796 год сказано: "Церковь Богородицерождественская с пределом Святителя Николая, деревянная, построена в 1698 году... ".
   В Тверском епархиальном статсборнике (1901 г.) даны следующие сведения о церкви в селе Скнятино: "Церковь Богородицерождественская, построена 1801 г., каменная, престолов 3: в холодном - Рождества Пресвятой Богородицы; в теплом - правом Иоанна Богослова, левом - Святителя Николая". В приходе села Скнятино было 263 двора, в них проживало 793 мужчины и 955 женщин. Число прихожан в 1915 составляло 1534 - 1777 чел.
   Ни села Скнятино, ни церкви не сохранилось. Местность полностью затоплена водами Угличского водохранилища (1940 г.). Перед затоплением церковь была разобрана, кирпич использован для строительства Савеловского машиностроительного завода. Сохранилось название "Скнятино", как железнодорожной станции в 18 км от ст. и города "Калязин".

   
     (По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
    


   В книге В. Плетнева «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» (стр. 288) о Скнятине собраны следующия сведения.
   «Село Скнятино (Кснятино) - бывший город Константин (Костянтин, Коснятин, Кснятин, Скнятин, Снятин), построенный в 1134 году Юрием Долгоруким и часто упоминаемый в истории княжеств, по поводу разных событий, напр., взятия его в 1216 году Новгородцами, при помощи Мстислaва Удалого, во время войны с ними кн. Ярослава Всеволодовича; взятия его Батыем в 1237 году, разорения его в 1288 г. вел. кн. Димитрием Александровичем, воевавшим с вел. кн. Михаилом Ярославичем; завещания его в. кн. Михаилом Александровичем в 1399 г. сыну своему Василию и внуку Ивану Борисовичуи т. д. - В этом селе есть городище, на котором, и по соседству, находят много каменных орудий и других предметов древности».
   Автор «Записки о г. Калязине» говорит: «Скнятин заключал в себе два монастыря и много церквей».
   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., начиная с листа 1603, за № 800, излагаются следующия сведения касательно с. Скнятина.
   «Савина монастыря что во Твери в вотчине погост на монастырскои земли на реке на Волге усть реки Нерли а в нем церковь Рожество Пречистые Богородицы строение монастырское а на церковной земле во дворе поп Пантелей Мамонтов, во дворе дьячок Сенка Иванов сын попов, во дворе пономарь Ерофейка Сидоров келья просвирницына Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло двенадцать четей вполе а вдву потомуж сена двадцать копен.
   Да тогож монастыря селцо Скнятино на реке на Волге усть реки Нерли а внем двор монастырской да крестьянских дворов. Во дворе Ивашко Васильев с сыном с Васкою, во дворе Якушко Филатов з братом з Гришкою да бобыльских дворов. Во дворе Исайка Олексеев, во дворе Мелка Григорьев, во дворе Семка Кондратьев. Пашни паханые двадцать четей да перелогом и лесом поросло десять четей вполе а вдву потомуж лесу десять десятин. Да к томуж селцу Скнятину припущено в пашню пустошь Забродье да пустошей. Пустошь Селцо Белгичево тож, п. Игумново, п. Брод, пуст. Борисково, п. Дедерево, п. Тешково, п. Дедерово меншое, п. Боровик».
   В Кашинской Переписной книге 186 г. на л. 598, за № 719, записано:
   «Преосвященнаго Симеона Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго за сыном боярским за Воином Ворошниным села Скнятина бывшаго Преосвященнаго Иоасафа архиепископа и нынешняго преосвященнаго Симеона Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго жалованья вотчина деревня Селцо а Синицино тож а в нем двор вотчинников»...
   В той же Переписной книге, на л. 600, за № 722, сказано: «Преосвященного Симеона Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго приписного домового Савина монастыря вотчины погосту Рождественного село скнятино на погосте церковь во имя Рожество Богородицы да в пределе Чюдотворца Николая да у той церкви во дворе поп Степан Демидов з детми сын у него дьячек Гришка да сын Фетка десяти лет да сын Борка пяти лет у Гришки сын Ивашко четырех лет сын Филка году да той же церкви на церковной земле во дворе понамарь Гараска Спиридонов да в келье нищей бобылек Никитка Трифонов да в селе СМкнятине крестьянских дворов (следует перечень кр. и бобыл. дворов)».
   В клировой ведомости 1796 г. показано: «Церков Богородицерождественская с прид. Св. Николая, деревянная, построена 1698 г. Священники: 1-й Федор Иванов, 58 л., из реторики, посвящ. в 1763 г. 2-й Иван Димитриев, 31 г., из пиитики, посвящ. в 1786 г. Церковной земли 26 дес.; в приходе 21 деревня; 119 дворов; душ м. п. 821, ж. п. 816».
   В исповедной росписи 1741 г. - «поп Петр Филиппов, 44 л. (он же и в 1748 г.); в прих. 86 дв., 507 д. м. п. 474 ж. п. В 1751 г. свящ. Василий Федоров. В 1761 т. свящ. Димитрий Васильев, 27 л. и престарел. свящ. отец его Василий Федоров, 67 л. В прих. 125 двор., 469 д. м. П., 345 ж. п. Василий Дмитр. служил ДО 1786 г., сдав место сыну».


   Церковь Богородицерождественская, построена в 1801 году, каменная, престолов три: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплрой: правый Иоанна Богослова, левый Святителя Николая.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Павлович Анкирский 42-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1883 года, награжден в 1894 году скуфьей. Место второго священника вокантно. Диакон Вениамин Павлович Шестов 22-х лет, в служении с 1895 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Григорий Иванович Романовский 60-ти лет, в должности с 1858 года. Псаломщик Павел Васильевич Колосов 25-ти лет, в должности с 1895 года.
   Прихожан: 1) Священника Анкирскаго в деревнях Скнятине, Синицыне, Кобылине, Ивановском, Курицыне, Волноге, Короткове, Ильинском, Пояркове, Огареве, в селе Дымкове, в деревнях Подорванке - 243 дворов (793 мужчин, 955 женщин). 2) по части 2-го Священника в деревнях Синицыне, Скнятине, Кобылине, Ничкове, Басове, Брыкние, Подорванове, Самойловке, Подберезье, Воробьеве, Харлове, Погорелке - 277 дворов (803 мужчины, 999 женщин).

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли