ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛЯЗИНСКИЙ РАЙОН, БОГОРОДСКОЕ-БАЗУЛИНО

БОГОРОДСКОЕ-БАЗУЛИНО (СИДОРОВСКАЯ) - СМОЛЕНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

Фото. Калязинского краеведческого музея.

   Село Богородское-Базулино находилось недалеко от существующей деревни Сидоровская. Церковь была закрыта в 1930-х гг. и использовалась местным колхозом под производственные нужды. Разрушена в 1960-х гг., по воспоминаниям старожилов колокольню взрывали. В настоящее время место, где стояла церковь, заросло деревьями, кладбище заброшено.

   О селе Богородском-Базулине впервые упоминается в Дмитровской Писцовой книге за 1627 - 1629 г. "За Григорием Замятиным сыном Неронова отца его вотчина сельцо Самково Базулино...". Дмитровская Переписная книга за 1646 г. указывает, что в селе Базулино-Богородское имеется церковь. Но какая она, когда построена и ее точное название не указаны. Дмитровская Переписная книга за 1677 год дает более четкие свидетельства о селе Базулине-Богородском.
   Там сказано следующее: "За стольником за Иваном Григорьевым сыном Неронова село Богородское Самково и Базулино тож, а в нем двор вотчинников". Клировая ведомость 1796 года о церкви говорит следующее: "Церковь Одигитрии Смоленской, каменная, построена 1702 года".
   Однако далее Крылов Лев в своих "Материалах" пишет: Клировая ведомость за 1796 год указывает: "Церковь Преображения с приделом Святителя Николая, деревянная, построена 1763 г.". А далее Крылов Л. пишет следующее: "В делах Кашинского Дух. Правления в "Ведомости" 1821 года есть запись: "К оной Богородской церкви (с. Базулино) приписана навсегда с 1821 года упраздненная состоящая не в штате церковь во имя Преображения Господня с приделом Чуд. Николая, деревянная, не в твердости". В настоящее время (т.е. 1908 г. - попр. Н.С.) в Юркине существует деревянный молитвенный дом во имя Преображения Господня, построенный в 1853 г.".
   В Тверском епархиальном статсборнике даются несколько иные сведения, нежели у Крылова Льва. Там сказано: "Церковь Смоленская, построена 1866 г., каменная, престолов 5: в среднем Смоленской Божией Матери; правый - православных Святых Давноапостольных Константина и Елены; левый - святой великомученицы Софии; в приделах - правый Преображения Господня; левый Архистратига Михаила".
   Далее в сборнике подтверждается, что в дер. Юркине находится молитвенныЙ дом, деревянныЙ, построенный в 1853 г. во имя Преображения Господня. И далее сказано о том, что сей молитвенный дом построен на месте указанной церкви Преображения Господня. В приходе села Богородское-Базулино 240 дворов, в них проживали 661 мужчина и 751 женщина. Число прихожан - 801-932 человека.
   В настоящее время церкви в с. Базулино нет, она пришла в ветхость и разобрана, молитвенный дом так же за ветхостью был разобран еще в 30-е г. ХХ в.

   
     (По материалам предоставленным Александром Коршуновым и материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
     (Фото. Проекта Калязинского краеведческого музея им. Никольского - филиала ТГОМ "По пути времени".)

Фото. Калязинского краеведческого музея.


   В клировой ведомости 1796 г. помещены следующие сведения: «Церковь Одигитрии Смол., каменная, построена 1702 года. Священник Иван Егоров, 33 л., из философии, посвящен в 1787 г. Церковной земли 36 дес., 7 деревень; 57 дворов; душ муж. п. 208., ж. п. 220».
   В приходе села Богородскаго-Базулина находится в 6-ти верстах от него деревня Юркино - прежнее село Спасское-Юркино.
   В клировой ведомости 1796 г. о нем сказано:
   «Церковь Преображенская с прид. Св. Николая, деревянная, построена 1763 г. Священник Стефан Аввакумов, 58 л., из риторики, посвящен в 1766 г. Церковной земли 26 десятин; 1 деревня; 30 дворов; душ м. п. 123, ж. п. 115».
   В исповедной росписи 1739 г. говорится, что «церковь Преображенская, поп Петр Филиппов, вдов, 67 лет; прихожан в селе и дepeвнe Никитине и дер. Самушкине 10 дв., 62 д. м. п., 81 ж. п. В 1751 г. (и в 1753) священник Аввакум Парфеньев (зять Петра Филип.)».
   В делах бывшаго Кашинскаго Духовнаго Правления есть «Ведомость» 1821 года, в коей есть следующая запись: «К оной Богородской церкви (с. Базулина) приписана навсегда с 1821 года упраздненная состоящая не в стане церковь во имя Преображения Господня с приделом Чуд. Николая, деревянная, не в твердости».
   В настоящее время (по состоянию на 1908 год) в Юркине существует деревянныи молитвенный дом во имя Преобр. Господня, построенный в 1853 году.


   Церковь Смоленская, построена в 1866 году, каменная, престолов пять: в настоящей средний Смоленской Божией Матери, правый Святых Равноапостольных царей Константина и Елены, левый Святой Мученицы Софии, в приделах правый Преображения Господна, левый Архистратига Михаила.
   В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Лебедев 56-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1887 года, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Владимир Гергиевич Морковин 35-ти лет, в должности с 1887 года. Церковный староста крестьянин Григорий Яковлев в должности второе трёхлетие.
   Прихожан в селе Богородском-Базулине, в деревнях Исидоровской, Балахонихе, Никиткине, Юркине, Владимировке, Гавреневе, Сенурюхове, Бабиках, Мининской - 240 дворов (661 мужчина, 751 женщина).
   В приходе сей церкви в деревне Юркине находился молитвенный дом, деревянный, построеный в 1853 году, во имя Преображения Господня, на месте упраздненной церкви Преображения Господня.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
     (Фото. № 2 Проекта Калязинского краеведческого музея им. Никольского - филиала ТГОМ "По пути времени".)

Фото. Александра Коршунова.



   С. Богородское-Базулино

   1832 г. 160.1.16273 Клировые ведомости Калязинского уезда л, 134. С. Спасское, Юркино тож.
   Священник Петр Стефанов Дворяншин 55 л, дьяческий сын из риторики в 1797 г. определён в г. Калязин и посвящён в стихирь к церкви Богоявления Господня во дьяка.
   В 1803 г. произведён в Богородское-Базулино во священника, вдов, пономарю-тесть.
   Дети: Михаил Виноградов 16 л. в Кашинском уездном училище, в нисшем отделении.
   Анна -11 лет.
   Пономарь Владимир Васильев Чекалов, дьяческий сын, из философии ТДС, определён на наст место в 1828 г. В 1829 г. посвящен в стихирь. Священнику зять.
   Жена Мария Петрова-21 г.
   Дети: Александр - 3 г., Петр - 1 год.

   1850 г. .Ф. 160. д. 18320 л. 237. с. Богородское–Базулино.
   «Пономарь Владимир Васильев – 44 года.
   Жена Мария Петрова – 38 лет.
   Сыновья: Александр – 20 лет в ТДС высшее отделение.
   Пётр – 18 лет в ТДС высшее отделение.
   Алексей - 11 лет в Кашинском приходском училище.
   Дмитрий – 1 год
   Дочери: Екатерина – 16 лет, Ирина – 14 лет».

   1860 г. погост Иоанна Предтечи в Залесье

   Дьякон Алексей Владимиров Чекалов (около 1839 г.р.) 21 год, диаконский сын по увольнении из высшего отделения Кашинского духовного уездного училища 1859 года июня 11 дня определен на настоящее место , погост Иоанна Предтечи в Залесье, при указе а сего 1860 года сентября 11 дня Преосвященым Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским посвящен в стихарь грамоту имеет женат первым браком диакону Петровскому зять
   В семействе у него жена Надежда Иларионова 22 лет
   Дочь их Александра ? года

   Опись 160 д. 1630.
   «В 1863 г. с. Богородское –Базулино.
   Заштатная вдовствующая дьяконица Мария Петрова (жена дьякона Владимира Васильевича Чекалова) – 52 г.
   Дети её: Дмитрий Чекалов - 14 лет высшее отделение Кашинского духовного училища.
   Николай Чекалов – 11 лет, нисшее отделение Кашинского духовного училища.
   Анна – 8 лет».
   Находятся на содержании зятя своего означенного дьяка Петра Клобукова.
   Дьякон Пётр Клобуков – 21 год, пономарский сын, на среднем отделении ТДС. В 1859 г. на настоящее место грамоту имеет.
   Жена его Ирина Владимирова (Чекалова) – 21 г. священнику племянница.
   Священник Иоанн Симеон Соколов – 47 лет.

   1880 г.
   Екатерина Владимировна Чекалова – жена священника Калязинского уезда с. Спасского, что на Нерли.
   Дмитрий Владимирович Чекалов - священник Херсонской губернии с. Карловки.
   Анна Владимировна Чекалова - жена погоста Воскресенского, что на Хотче священника Иоанна Макаровича Сретенского.

   В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге церкви села Пухлимо Калязинского уезда за 1880 год имеется запись № 13 о рождении 10 июля у Калязинского уезда села Пухлимо священника Дмитрия Николаева Чекалова и его законной жены Пелагеи Иосифовой, оба православного вероисповедания, сына Владимира.
   Таинство крещения совершили 15 июля погоста Воскресенского, что на Хотче священник Иоанн Сретенский с и.д. псаломщика Василием Аркадовым и дьячком Алексеем Успенским.
   Священник Иоанн Макарович Сретенский был женат на Анне Владимировне Чекаловой (Родословная Сретинских от Alaz 22-02-09)
   Восприемником при крещении назван того ж уезда села Глебово священник Михаил Иосифов Белгородский (брат жены).

Фото. Александра Коршунова.

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)

     (Фото. № 3-4 Александра Коршунова. 2014 г.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли